Развитие речи, художественно-эстетическое развитие (рисование)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Демина Ольга Юрьевна

Развитие речи НОД "Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна», рисование иллюстрации к стихотворению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rechevoe_razvitie.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Речевое развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Развитие речи, художественно-эстетическое развитие (рисование)

Тема НОД

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна», рисование иллюстрации к стихотворению

Цель

Учить слушать стихи, создавать иллюстрацию к стихотворению.

Задачи

Учить слушать стихи, определять о каком времени года говорится в них. Развивать умение делать поэтапный разбор литературного произведения, умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы  используя строки из поэтического произведения.

Вызвать желание создать иллюстрацию к стихотворению Г. Ладонщикова «Весна», отображая содержание стихотворения. Закреплять умение рисования пейзажа,  используя  цветовую палитру.  

Материал

Иллюстрации «Весна», ИКТ д/и «Что напутал художник» (зима-весна), текст стихотворения Г.Ладонщикова «Весна», пастель, бумага для акварели формата А4 с напечатанным текстом стихотворения, мяч-цветочек.

Предполагаемый результат

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в речевую,   познавательную и художественно-эстетическую  деятельность.

I. Введение в ситуацию

Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (подснежник)

- Первый месяц весны – март – приносит много радости людям, потому что уходят холода, пробуждается природа, светит ярче солнце и греет землю, появляется первая нежная травка.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением Г. Ладонщикова «Весна» и вы попытаетесь нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.

Отгадывание загадки.

Беседа

Отгадывание загадки, через сопоставление описанных природных явлений со временем года.

Получение информации и установки на предстающую деятельность на занятии.

Личностные, познавательные, коммуникативные.

Познавательные.

Ответ на загадку

Этапные задачи: актуализировать мыслительные операции, систематизировать знания о приметах весны, расширение активного словаря детей.

II. Актуализация знаний

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня,

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

- какие признаки весны названы в стихотворении?

- Какие ещё приметы весны вы знаете?

Речевое упражнение «Закончи предложение».

- Я бросаю мяч одному из вас и говорю предложение, поймавший мяч заканчивает предложение.

  • Из-за тучи вышло золотое …..
  • Подул тёплый, весенний …….
  • На деревьях появились первые….
  • Зазвенела весенняя ….
  • На реках тает…..
  • Прилетели первые….

Речевое упражнение «Весенние слова»

  • Небо

  • Солнце

  • Капель

  • День

  • Листочки

  • Птицы

  • Облака

Чтение произведения

Вопросы

Динамическая пауза с мячом-цветочек.

Слушание произведения, ответы на вопросы по тексту произведения и из личного опыта.

(Первый гром, первый дождь, появление травы и первоцветов, прилетают птицы, появление листьев и т.д).

Участие в игре.

Называет описательные прилагательные

-Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное.

- Яркое, золотое, тёплое, ласковое.

-Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная.

-Тёплый, светлый, солнечный, весенний, погожий.

- Первые, молодые, зелёные, клейкие.

- Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие.

- Белые, пушистые, кудрявые.

Личностные, познавательные, коммуникативные.

Ответы на вопросы используя строки из стихотворения, и использование знаний из личного опыта.

Этапные задачи: постановка проблемной ситуации, развитие умения выхода из проблемной ситуации.

III. Затруднение в ситуации

- Ребята у нас с вами есть текст стихотворения напечатанный на бумаге, но вы ещё не умеете читать и поэтому не понятно о чём говорится в этом стихотворении.

- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы посмотрев на этот лист бумаги, стало понятно, о чём говорится в этом стихотворении?

Проблемная ситуация

Предложения детей выхода из проблемной ситуации

Развитие информационной компетентности

Поиск выхода из проблемной ситуации

Этапные задачи: познакомить с термином «Иллюстрация к поэтическому произведению», закрепить умение определять необходимые предметы для рисования, расположение рисунка на всём листе бумаги, поэтапного рисования, рисование пастелью. Развивать умение фиксировать новое знание (алгоритм действия) в практике.

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Интерактивная игра «Что напутал художник».

- Ребята художник рисуя картину, перепутал времена года.

- Посмотрите на рисунок. Какие времена года он перепутал?

-Давайте поможем ему исправить картину?

- А вы хотели бы быть художниками? И создать иллюстрацию к стихотворению?

Повторное чтение  стихотворения Г.Ладонщикова «Весна».

-Как вы думаете, что можно изобразить на рисунке, что бы посмотрев на него, мы поняли, о чем говорится в стихотворении?

- Каким может быть фон рисунка?

Анализ произведения

Зиму и весну.

Работа детей на интерактивной доске.

Капель, солнце, речку с плывущими льдинами, тающего снеговика.

Белый с голубым (небо – голубое, земля белая).

Коммуникативная Практическая  

Исправление картины

Создание эскиза работы

Физминутка. Цель:  Снятие статической усталости

Этапные задачи: использовать новую форму рисования (иллюстрация)

V Введение новых знаний в систему знаний

- Ребята сейчас я вам предлагаю самостоятельно создать иллюстрацию к стихотворению. Используйте знания текста, ваших знаний о приметах весны, умений рисовать природу.

Самостоятельная деятельность,

Индивидуальная работа

Самостоятельное рисование иллюстрации к стихотворению

Практическая

Создание иллюстрации, наблюдение за процессом детской деятельности

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, фиксирование детьми выхода из проблемной ситуации

VI Осмысление (итог)

Иллюстрации вывешиваются на доске.

- Рассмотрите иллюстрации на выставке и выберите самые выразительные работы.

-Чем вам понравились эти иллюстрации?

-вы бы хотели ещё создавать иллюстрации к другим произведениям?

Подведение итогов

Анализ собственных работ.

Личностные, коммуникативные

Создание выставки «Иллюстрации к стихотворению Г. Ладонщикова «Весна».

Этапные задачи:  Поддерживать интерес детей к самостоятельной иллюстрации фольклорных произведений.

Комментарий

Создание  книжек малышек для детей младшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» Рисование на тему: «Русская красавица матрёшка. Украсим матрёшке сарафан» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...

Конспект НООД (интегрированное) в областях познавательное развитие (ФЭЭП), художественно-эстетическое развитие (рисование) "Федорино горе" для детей средней группы

Цель: Создание условий для систематизации знаний детей о посуде (название, вид, предназначение), рисования узоров на тарелке.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание, связн...

Конспект итогового интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитие (рисование) в подготовительной группе «Лес, полный чудес»

Цели и задачи.Образовательные:- Обобщить знания и представления детей о весне;- Уточнить представление об обитателях и растениях леса;- Формировать умение развёрнуто отвечать на вопросы;- Совершенство...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ(РИСОВАНИЕ). ТЕМА: «ПОЛОСАТЫЕ КОТЯТА».

Материал и оборудование:Демонстрационный: игрушка (кошка), корзиночка, изображение котят различных расцветок, мольберт, силуэт котенка, набор восковых мелков.Раздаточный: силуэты котят, восковые мелки...

Конспект итоговой ООД «По следам волшебного цветка» ОО «Познавательное развитие» (математическое развитие) / ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) (средняя группа)

Конспект итоговой ООД«По следам волшебного цветка»ОО «Познавательное развитие» (математическое развитие) /ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)...