Обучение говорению на русском языке как неродном
презентация по развитию речи на тему

Садыкова Резиля Решитовна

Обучение говорению на русском языке как неродном

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obuchenie_govoreniyu_na_russkom_yazyke_kak_nerodnom.ppt412.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение говорению на русском языке как неродном Выполнила: Воспитатель МБДОУ детский сад «Лейсан» Садыкова Р.Р.

Слайд 2

Говорение – это наиболее активная форма коммуникации, речевого взаимодействия; это продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которого – совместно с аудированием – осуществляется устно-речевое общение, т.е. содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме.

Слайд 3

Основной целью обучения говорению является развитие у детей способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально обусловленных ситуациях.

Слайд 4

По степени программирования, подготовленности высказывания различают: – инициативное, активное говорение, т.е. речь, исходящую не из стимулов собеседников, а из внутреннего замысла человека, формулирующего высказывание; при этом говорящий руководствуется собственной инициативой, самостоятельно выбирает содержание высказывания, языковой материал и выразительные средства языка; – реактивное, ответное говорение , т.е. речь, требующая в меньшей степени программирования, чем инициативная речь; является реакцией на стимул, реплику собеседника; – репродуктивное, стохастическое говорение , т.е. речь, не требующая программирования и заключающаяся в воспроизведении выученного текста

Слайд 5

Факторы, затрудняющие обучение говорению. Наивысшую степень трудности представляет самостоятельное выражение мыслей и чувств средствами неродного языка, говорящий должен овладеть не только синтаксико-морфологическим строем языка, но и сложной системой сочетаемости слов, которая всегда специфична и, как правило, не совпадает с сочетаемостью в родном языке субъекта речи. Результатом обучения должно стать интуитивное владение языковым и речевым материалом

Слайд 6

Факторы, определяющие успешность обучения говорению Успешность обучения говорению зависит: 1) от индивидуально-возрастных особенностей учащихся; 2) от ситуативно-тематической обусловленности общения .

Слайд 7

Подходы к обучению говорению: – индуктивный – представляет собой путь от последовательного, систематического овладения отдельными речевыми действиями различного уровня к их последующему комбинированию, синтезированию, объединению. В основе этого подхода лежит представление о том, что поэлементное, поэтапное, поуровневое усвоение системы языка, овладение компонентами монологической и диалогической речи приводит в итоге к умению самостоятельно участвовать в речевом общении, порождать связные высказывания.

Слайд 8

– дедуктивный – связан с овладением образцами речевых произведений, целостными актами общения. В этом случае формирование навыков и умений говорения начинается с многократного воспроизведения (чтения, прослушивания, заучивания наизусть) готового монологического текста, образца диалога, полилога, которые рассматриваются в качестве эталона для построения подобных им текстов. Затем происходит варьирование лексического наполнения образца, отработка элементов и самостоятельное порождение аналогичных высказываний.

Слайд 9

Монолог определяется как речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе лиц (собеседников, слушателей) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли. Диалогическая речь используется для непосредственного, контактирующего взаимодействия между двумя или несколькими собеседниками: в процессе общения собеседники меняются ролями.

Слайд 10

Монолог, диалог объединяет то, что эти формы устного взаимодействия выполняют одну и ту же функцию общения, обмена мыслями, чувствами, мнениями между участниками коммуникации.

Слайд 11

Л.С. Выготский высказал суждение о том, что развитие речи идет не только путем создания целого из элементов, но и, в первую очередь, путем вычленения элементов из целого и их комбинирования. Поэтому дети, обучаясь новому языку, должны переходить от отдельных слов к словосочетаниям и при понимании, и при производстве речи.

Слайд 12

Обучение говорению ведется: – через усвоение традиционных формул общения; – путем создания ситуаций, стимулирующих инициативную речь; – через построение ответных реплик в диалоге с опорой на высказывание собеседника; – через мотивированное выстраивание самостоятельных высказываний в игровом общении: от двухсловных предложений до рассказа-монолога.

Слайд 13

На занятиях по русскому языку необходимо с этой целью: 1) постепенно удлинять произносимые высказывания за счет элементов, не требующих перевода: обращений, географических названий, имен, слов, сходно звучащих в родном и новом языках, соединяя с каждым новым словом знакомые, известные; 2) задавать как можно больше вопросов, постепенно варьируя в них порядок, расстановку слов (как правило, во всех языках порядок слов в разговорной речи менее жесткий, чем в литературной); 3) широко пользоваться перечислением, повторением; 4) завершать занятия представлением полного текста, на основе которого оно было организовано.

Слайд 14

В основе обучения детей говорению на русском языке как неродном лежат общеметодические принципы работы с дошкольниками и специальные методические принципы.

Слайд 15

Общеметодические принципы : активное общение, игра, занимательность, воспитательный эффект, систематичность, гибкость, доступность, вариативность.

Слайд 16

Специальные методические принципы: - принцип отбора языкового материала на основе его частотности, доступности, тематической содержательности, представленности в повседневном общении; - принцип опоры на родной язык, а также индивидуальный учет уровня развития у детей каждого из языков; - принцип взаимного обогащения культур.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!