Обучение русскому языку как неродному в дошкольных образовательных организациях. Методическая разработка образовательной ситуации. Тема: «Волшебный сундучок: изучаем одежду и времена года».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В методической разработке проведения образовательной ситуации в старшей группе детского сада представлены возможности формирования коммуникативных способностей детей, в том числе детей с русским как неродным, а также решаются задачи увеличения объема знаний детей по темам "Одежда" "Времена года" и формирования грамматического строя речи (согласовывание определения с существительным в роде (мужской, женский род)). Особое внимание уделяется приемам работы с детьми, у которых русский-неродной:
- Многократное повторение новых слов;
- Подкрепление жестами и действиями;
- Использование предметов в натуральном виде;
- Работа в парах с русскоязычными детьми;
- Визуальная поддержка (мнемотаблицы).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение русскому языку как неродному в дошкольных образовательных организациях
Методическая разработка образовательной ситуации
Тема: «Волшебный сундучок: изучаем одежду и времена года».
Пояснительная записка
Возраст: 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР);
Количество детей: 6 человек (подгруппа);
Условия проведения: кабинет учителя-логопеда;
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель:
Формирование коммуникативных способностей детей, умение действовать совместно в группе.
Задачи:
- Активизировать словарь по темам «Одежда», «Времена года»;
- Формировать навыки классификации предметов;
- Развивать умение составлять предложения по картинкам;
- Закреплять умение согласовывать определение с существительным в роде (мужской, женский род);
- Создавать условия для речевой практики детей с русским как неродным языком.
Ожидаемые результаты:
- Дети закрепят умение правильно называть предметы одежды;
- Смогут соотносить одежду с временами года;
- Составят предложения по картинкам;
- Составят описательный рассказ-сравнение с использованием мнемотаблицы;
- Дети с неродным русским активизируют в словаре 5-7 новых слов.
Оборудование:
- Настоящий сундук или коробка;
- Мяч;
- Предметы кукольной одежды (шарф, варежки, панама, перчатки, куртка демисезонная и зимний комбинезон, свитер, толстовка, джинсы, шорты, футболка, платье летнее, платье теплое, шапка и др.);
- Карточки с изображением времен года, картинки для составления предложений о куртке;
- Мнемотаблица для описания двух курток.
Содержание мероприятия:
- Организационный момент (1 мин.)
Педагог показывает детям волшебный сундук:
Ребята, сегодня у нас необычный гость! Это волшебный сундучок. Как вы думаете, что может быть внутри?
2. Основная часть (25 мин.)
Этап 1. Исследование содержимого (5 мин.)
Дети по очереди достают предметы одежды, называют их:
Это варежки. Они тёплые, пушистые…
Для детей с неродным русским возможны: демонстрация жестами (надеваем на руки), повторение хором (ва-реж-ки), связь с родным языком (Как это будет по-таджикски?)
Этап 2. Игра «Когда это носят?» (5 мин.)
На столе разложены карточки с временами года. Дети распределяют одежду по временам года:
Теплый шарф – зимой, панама – летом, перчатки- осенью или весной, теплый комбинезон-зимой…
Можно задать вопросы: «Почему летом не носят варежки?»
Этап 3. Игра с мячом «КакОЙ? КакАЯ?» (4-5 мин.).
Ведущий называет предмет одежды, дети определяют: это ОН или ОНА? (курткА, комбинезон, шарф, свитер, толстовкА, шапкА…), затем отвечают на вопросы: какОЙ? какАЯ? (шапкА – ОНА, краснАЯ…).
Этап 4. Придумай предложение по картинкам (5 мин.).
Девочка шьет куртку для куклы. Мальчик порвал куртку. Куртка висит на вешалке. Мальчик промочил куртку, с нее капает вода. Девочка любуется новой курткой.
Этап 5. Сравни две куртки (у каждой команды своя картинка. Их вывешивают на доску) (5 мин.).
Дети делятся на две команды. Каждая рассказывает про свою куртку. (Дан план в виде мнемотаблицы).
- У нашей куртки капюшон, а у нашей куртки воротник.
- Наша куртка оранжевая, а наша куртка синяя.
- Наша куртка застегивается на пуговицы, а наша застегивается на молнию.
- У нашей куртки четыре кармана, а у нашей куртки два кармана.
- У нашей куртки есть пояс, а наша куртка без пояса.
3. Заключительная часть (2 мин.)
Рефлексия
Для детей с неродным русским: Какое слово вам запомнилось сегодня?), для остальных детей: о чем мы говорили сегодня?
Мотивация
Завтра мы сделаем альбом «Одежда для разных сезонов»
Методические приёмы для работы с детьми, у которых неродной русский:
- Многократное повторение новых слов;
- Подкрепление жестами и действиями;
- Использование предметов в натуральном виде;
- Работа в парах с русскоязычными детьми;
- Визуальная поддержка (мнемотаблицы).
Приложения:
- Образец мнемотаблицы;
- Картинки для составления предложений;
- Варианты заданий для закрепления темы.
Созданная ситуация соответствует требованиям ФГОС ДО и содержанию ФОП ДО/ФАОП ДО через:
- Учёт индивидуальных особенностей;
- Игровую форму обучения;
- Интеграцию образовательных областей;
- Создание ситуации успеха для всех детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Волшебный сундучок»
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе...

Обучение татарскому языку как неродному в дошкольном образовательном учреждении с русским языком обучения.
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Д...

«Современные педагогически технологии: новации в обучении русскому языку как неродному в дошкольных образовательных организациях»
На сегодняшний день жители бывших стран СНГ стремятся приехать в российские мегаполисы и ассимилируют среди местного населения, мигранты стараются дать своим детям образован...

Мероприятия, направленные на решение проблем развития речи детей дошкольного возраста на русском языке как родном и на русском языке как неродном в дошкольной организации
Мероприятия, направленные на решение проблем развития речи детей дошкольного возраста....
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка» (образовательная область «Познавательное развитие»): образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Число и цифра 8 (
Цель: закрепление изученного материала по теме «Число и цифра 8»Задачи:Обучающие:1. Упражнять в количественном и порядковом счёте.2. Закрепл...
«Конспект образовательной деятельности по обучению русскому языку как неродному в средней группе по теме: «Сладости для Маши»»
Одной из задач в работе воспитателей на сегодняшний день является обучение воспитанников русскому языку как неродному в дошкольных образовательных организациях. Актуальность данной работы очень в...

Личностный подход к обучению русскому языку как неродному в дошкольных образовательных организациях
В материале я делюсь опытом работы с ребенком, у которого русский язык не является родным. Рассмотрены результаты диагностики, а затем этапы работы по усвоению грамматического строя русского языка реб...
