Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Еремина Ольга Николаевна

    Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 86

    Конспект занятия

    с использованием

    инновационных технологий

    Составитель:

    учитель-логопед

    Еремина Ольга Николаевна

    Тема: «Осеннее приключение»

    Цель: 

    Заучить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.

    Задачи:

    - учить находить художественный образ к художественному слову;

     - расширять активный и пассивный словарь;

    - развивать слухоречевую память;

    - развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение,    зрительное и слуховое восприятие;

    -  развивать произвольное внимание, его объем и концентрацию;

    - развивать фразовую речь;

    - развивать воображение детей через изображение предмета;

    - воспитывать любовь к поэзии;

    - воспитывать  доброжелательное отношение к сверстникам.            

    Оборудование:

    Магнитная доска, маркер, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, простые карандаши, сундук с посланием и сюрпризом, куб «Эмоции», тучки на ниточках, тазик с водой, красная пальчиковая краска, влажные салфетки, ватные палочки, веточка чахлой рябины, дорожки для босохождения, фонарик, плед, подарочки на каждого ребенка для сюрпризного момента, музыкальное сопровождение.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    - Ребята, посмотрите какой красивый сундучок у нас тут стоит. Давайте подойдем к нему, откроем и посмотрим, что в нем лежит. (пытаются открыть сундучок– не получается). Тут какое-то письмо. Наверно, для нас! Давайте прочитаем.

    2. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Скучная картина»

    Содержание письма (письмо состоит из 7 маленьких листочков):

    Чтобы открыть чудесный ларчик, прочитайте с детьми это стихотворение:

    Скучная картина! 
    Тучи без конца, 
    Дождик так и льется, 
    Лужи у крыльца... 
    Чахлая рябина 
    Мокнет под окном, 
    Смотрит деревушка 
    Сереньким пятном. 
    Что ты рано в гости, 
    Осень, к нам пришла? 
    Еще просит сердце 
    Света и тепла!....

    (после прочтения, педагог роняет листочки)

    - Что же делать?

    Чтобы восстановить текст стихотворения, нужно собрать листочки и сложить их в нужном порядке.

    Я запомнила слова и сейчас вам их подскажу, но чтобы текст больше не рассыпался,  предлагаю его зарисовать (раздаются заготовки таблицы для зарисовывания схем).

    Итак, я сейчас буду проговаривать для вас каждую строчку стихотворения и  мы с вами будем вместе придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок.

     СКУЧНАЯ КАРТИНА

    - Давайте подумаем, как мы зашифруем эту строку?!

    - Мы можем нарисовать картину!

    (В первом квадратике рисуем картину)

    картина

    Эмоциональная гимнастика

    - Поэт говорит: «СКУЧНАЯ…» , как можно изобразить нашей мимикой это слово.  Какие другие эмоции может вызывать картина? (Радость, злость, страх, удивление)

    Давайте проговорим еще раз эту строчку:

    СКУЧНАЯ КАРТИНА!

    Педагог продолжает: ТУЧИ БЕЗ КОНЦА

    - Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы?

    - Тучи! (Рисуем тучи)

    картина

    тучи

    Дыхательная гимнастика

    -У меня тоже есть тучи (атрибут для дыхательной гимнастики). Предлагаю вам подуть на мои тучи сначала слабо, потом сильно, затем снова слабо.

    Проговариваем, что мы зарисовали в первом и втором окошках:

    СКУЧНАЯ КАРТИНА!

    ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

    Педагог продолжает: ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

                                           ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

    - Что нарисуем?

    -Дождик, лужи, крыльцо.

    картина

    тучи

    Лужи, крыльцо, дождик

    Упражнение для развития мелкой моторики рук

    Наверно, каждый из вас гулял под дождем! Я предлагаю сейчас каждому из вас сделать свой дождик. (Дети подходят к тазику с водой, окунают пальчики и брызгают – имитация дождика)

    Возвращаемся к нашей таблице. Проговариваем с самого начала:

    СКУЧНАЯ КАРТИНА!

    ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

    ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

    ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

    Педагог продолжает:  ЧАХЛАЯ РЯБИНА

                                           МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

    - Что нарисуем?

    - Рябину и окно!

    картина

    тучи

    Лужи, крыльцо, дождик

    Рябина, окно

    Нетрадиционная техника рисования

    - Ребята, я предлагаю вам нарисовать ягоды рябины при помощи краски и ватных палочек.

    -Повторим с самого начала:

    СКУЧНАЯ КАРТИНА!

    ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

    ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

    ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

    ЧАХЛАЯ РЯБИНА

     МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

    Педагог продолжает:  СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

                                           СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

    -Что такое деревушка? (уменьшительно-ласкательное слово деревня) Что нарисуем на эти строки?

    - Глаз,  домики, серое пятно.

    картина

    тучи

    Лужи, крыльцо, дождик

    Рябина, окно

    Глаз, домики, серое пятно

    Гимнастика для глаз

    Слово СМОТРЕТЬ мы зашифровали, нарисовав глаз. Давайте сделаем упражнение для наших глазок.

    - Повторяем наше стихотворение:

    СКУЧНАЯ КАРТИНА!

    ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

    ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

    ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

    ЧАХЛАЯ РЯБИНА

     МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

    СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

    СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

    Педагог продолжает:  ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,

                                           ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?

    - Нарисуем знак вопроса, слово осень зашифруем в виде деревьев, а слово пришла в виде следов и/или ног.

    картина

    тучи

    Лужи, крыльцо, дождик

    Рябина, окно

    Глаз, домики, серое пятно

    Деревья, следы (или ноги)

     Физкультминутка с применением дорожек для босохождения

    Давайте представим, что мы с вами осень, которая в гости к нам пришла.

    Сначала мы будем идти быстрым шагом, а потом медленным.

    - Повторяем наше стихотворение:

    СКУЧНАЯ КАРТИНА!

    ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

    ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

    ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

    ЧАХЛАЯ РЯБИНА

     МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

    СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

    СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

    ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,

     ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?

    Педагог продолжает:  ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ

                                           СВЕТА И ТЕПЛА!...

    - А сейчас, я хочу вам сама подсказать, что можно нарисовать в последнем квадрате. Подойдите ко мне поближе. Давайте сядем на колени в круг и прижмемся друг к другу. Я хочу укрыть вас теплым пледом, под которым я люблю согреваться в холодные осенние деньки. А чтобы нам под пледом не было темно, я включу фонарик!

    -Так что же мы с вами нарисуем в последней клеточке на строки

     ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ

     СВЕТА И ТЕПЛА!...

    - Нарисуем сердце, свечу (солнце)  и плед.

    картина

    тучи

    Лужи, крыльцо, дождик

    Рябина, окно

    Глаз, домики, серое пятно

    Деревья, следы

    сердце, свечу (солнце)  и плед

    ______________

    Дорогие мои друзья, смотрите, у нас получилось собрать рассыпанные мной листочки. Давайте подойдем к заветному сундучку и все вместе, дружно прочитаем  стихотворение.

    Дети читают стих по самостоятельно нарисованной мнемотаблице.

    Педагог открывает сундучок, где находятся памятные сувенирчики для ребят.

    - Ребята, наше приключение подошло к концу, я предлагаю вам забрать с собой ваши таблички, чтобы рассказать другим ребятам и своим родителям это прекрасное стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Плещеев (показ фотопортрета).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Югре" для детей старшего дошкольного возраста.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион       Конспект занятия по развитию речи«Путешествие по Ю...

    Конспект физкультурного занятия по образовательной области «Физическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: Формирование основных движений в игровой форме.Программные задачи:- Развивать психофизические качества ( ловкость, равновесие, скоростно-силовые качества).- Формировать привычку сохранять правил...

    Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам" для детей старшего дошкольного возраста

    Занятие поможет актуализировать знания детей о транспорте, его видах, об известных сказках...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи с применением ИКТ для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зима"

    Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли....