Развитие диалогической речи во второй младшей группе (мнемотаблицы)
материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШКОЛА № 384
ДО СП № 3
Работа по самообразованию
Тема: Развитие диалогической речи во второй
младшей группе (мнемотаблицы)
Воспитатель группы № 9
Лобанкова Ольга Александровна
Москва 2017г.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
На сегодняшний день стало популярно для речевого развития детей такое направление как мнемотехника. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.
Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них - мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов.
Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, потешек.
На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, потешка зарисовывается схематически. Детей 2 младшей группы знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: лиса-рыжая плутовка, цыплята-желтого цвета, елка-зеленая.
Скачет, скачет воробей, зовет маленьких детей, Сыпьте крошек воробью, я вам песенку спою!
Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:
- восстанавливать последовательность картинок по памяти;
- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
- найти лишнюю картинку;
- определять, где должна находится выпавшая картинка среди других.
Таким образом, использование мнемотехники расширяет представление детей об окружающем мире, развивает память, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Консультация для родителей
Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Использование мнемотехники способствует овладению всеми компонентами речевой системы, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
Мнемотехника помогает развивать:
-ассоциативное мышление
-зрительную и слуховую память
-зрительное и слуховое внимание
-воображение.
Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе и заучивании стихотворений помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа и заучивании стихотворения наизусть можно составить мнемотаблицы
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.
В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было детям хорошо понятно.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например, волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-653019-1459018335.jpg)
Конспект по развитию связной речи во второй младшей группе «Рассказывание детям народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Конспект по развитию связной речи "Рассказывание детям народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"....
Формирование познавательных способностей и развитие связной речи во второй младшей группе через проектную деятельность
Развитие речи - одна из главных задач воспитателя в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-873064-1483809650.jpg)
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе
формирование у детей монологической речи на тему рассказывание по игрушке...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1103339-1547688745.jpg)
Открытое занятие по развитию связанной речи во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку»
На занятии дети учатся описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки, закрепить знакомые скороговорки, сказки, отвечать на вопросы воспитателя полным предложени...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-1506900-1705629761.jpg)
Развитие диалогической речи во второй младшей группе
Конспект занятия по развитию диалогической речи во второй младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/13/picture-1512126-1707822560.jpg)
Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»
Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....