Комплекс занятий по совершенствованию связной монологической речи у младших школьников
календарно-тематическое планирование по развитию речи на тему

Белова Марина Борисовна

задачи:

1)    Совершенствование умения составлять связное законченное высказывание на уровне фразы, текста.

2)    Совершенствовать умения в использовании вопросов, наглядного и схематического материала при построении смысловой программы связного сообщения.

3)    Развитие умений составлять план связного устного высказывания.

4)    Развитие умения составлять творческий пересказ.

5)     Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

6)     Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

7)     Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по совершенствованию связной монологической  речи у младших  школьников

При проведении занятий по совершенствованию связной монологической речи передо мной стояли  следующие задачи:

  1. Совершенствование умения составлять связное законченное высказывание на уровне фразы, текста.
  2. Совершенствовать умения в использовании вопросов, наглядного и схематического материала при построении смысловой программы связного сообщения.
  3. Развитие умений составлять план связного устного высказывания.
  4. Развитие умения составлять творческий пересказ.
  5.  Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
  6.  Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
  7.  Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

При планировании и проведении занятий я  опиралась на современные дидактические требования - осознанное усвоение правил смысловой (содержательной) и языковой (лексико-синтаксической) организации текста.

Также опиралась на ряд принципов:

- на принцип системности, занятия проводились регулярно, на протяжении всего учебного года;

 - на принцип индивидуально-дифференцированного подхода в обучении: обучающиеся имеют как различный уровень развития связной монологической речи, так и различный уровень развития психических процессов. Некоторые дети еще не научились читать и писать, многие задания выполнялись с ними вербально, в виде схем. С отдельными детьми была возможность заниматься дополнительно в индивидуальной форме, основное внимание здесь уделялось развитию описательной речи и навыкам использования плана и схемы при составлении связного устного высказывания.

При планировании занятий я опиралась на программы по развитию связной монологической речи:

1) Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

 2) Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

3) Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе.

4) Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.

На основе анализа рассмотренных программ был составлен комплекс занятий  по развитию связной монологической речи.

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию связной монологической речи детей младшего школьного возраста

Дата

Тема

Цель

1

7.10.2015

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных отве¬тов на вопросы).

формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова;

развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память.

2

14.10. 2015

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки,слова-действия; развивать фонематический анализ слов, опосредованное запоминание.

3

21.10. 2015

Последовательный пересказ текстов от первого(третьего) лица по графическим (знаковым) схемам

формировать умение последовательно пересказывать текст от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам;  развивать внимание, объем слухо-речевой памяти, способность к переключению, фонематический анализ.

4

28.10. 2015

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

формировать умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы — части изображения предмета;

развивать активный и пассивный словарь;

совершенствовать навыки фонематического анализа;

воспитывать бережное отношение к живой природе.

5

4.11. 2015

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

формировать умения пересказывать текст описательно-повествовательного характера с опорой на предметные картинки, сюжетную картинку, определять последовательность частей в тексте, составлять план текста и использовать составленный план при пересказе;развивать опосредованное запоминание, познавательный интерес, фонематический анализ слов.

6

11.11. 2015

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

 формировть умение пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок и слова-действия;

развивать объем слухо-речевой памяти, внимания, словесно-логического мышления, фонематический анализ слов.

7

18.11. 2015

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

формировать умения выборочно пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей в тексте, составлять план рассказа и использовать составленный план при выборочном пересказе;

развивать фонематический анализ слов, слуховое внимание, способность к переключению;

воспитывать интерес к явлениям окружающей  действительности.

8

25.11. 2015

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

формировать умение составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, кратко пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей текста, составлять

план рассказа и использовать составленный план

при кратком пересказе;

совершенствовать фонематический анализ слов

9

2.12. 2015

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа

формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно   употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста;

совершенствовать навык фонематического анализа слов;

воспитывать интерес к животному миру.

10

9.12. 2015

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

формировать умение определять и раскрывать  тему текста, собирать материал по теме, точно  употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа  и использовать составленный план в творческом

пересказе;

развивать фонематический анализ слов, навыки

самоконтроля, логическое мышление, воображение, фантазию.

11

16.12. 2015

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

формировать умения определять и раскрывать  тему текста, собирать материал по теме, точно  употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом
пересказе;

развивать фонематический анализ слов, умение
анализировать структуру предложения.

12

23.12. 2015

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам

формировать умения строить связные высказывания по демонстрируемым действиям, определять  и раскрывать тему текста, используя разнообразные языковые средства;

совершенствовать навык фонематического анализа слов;

развивать психологическую базу речи, вербально-логическое мышление.

13

30.12. 2015

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам

формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста;

развивать фонематический анализ слов в процессе

упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;

14

13.01.2016

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме;

•активизировать и уточнять словарный запас;

развивать фонематический синтез слов, познавательный интерес к животному миру.

15

20.01. 2016

Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства;

расширять словарный запас на материале группы родственных слов;

развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов.

16

27.01. 2016

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок с использованием вопросного плана.

формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, определять и раскрывать тему текста, составлять

связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства;

совершенствовать навыки фонематического синтеза слов.

17

3.02. 2016

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по картинкам с использованием графических (знаковых) схем, вопросов.

формировать умения строить описание, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать прилагательные в описательном тексте;

развивать фонематические представления, вербально-логическое мышление, операции анализа,сравнения,сопоставления.

18

10.02. 2016

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

формировать умения определять и раскрывать  тему текста, составлять связное высказывание по  опорным словам, используя разнообразные языковые средства;

расширять словарный запас существительных и

глаголов по теме «Птицы»;

развивать фонематические представления;

воспитывать заботливое отношение к птицам.

19

17.02. 2016

Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, с использованием вопросного плана и опорных слов.

формировать умения собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;

совершенствовать фонематические представления;

воспитывать внимательное, познавательное отношение к природным явлениям.

20

24.02. 2016

Определение лексического значения слова.

формировать умение определять лексическое  значение слова по толковому словарю;

расширять словарный запас по теме «Месяцы года»; уточнять временную последовательность месяцев  года,  понимание предложно-падежных

конструкций;

развивать фонетическое восприятие и звукобуквенный анализ слов.

21

2.03.2016.

Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте.

формировать умение определять лексическое

значение слова по толковому словарю;

расширять словарный запас по теме «Месяцы года»; уточнять временную последовательность месяцев года,  понимание предложно-падежных

конструкций;

развивать навык звукового анализа и фонематического восприятия слов.

22

9.03. 2016

Однозначные и многозначные слова

формировать умение определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением;

расширять словарный запас по теме «Строительные инструменты»;

уточнять временную последовательность месяцев года, понимание предложно-падежных конструкций;

развивать фонетические представления и звуковой анализ слов.

23

16.03. 2016

Пословицы и поговорки.

 формировать понятия «пословица», «поговорка»;

осознание афоризма пословиц, поговорок;

обогащать пассивный и активный словарь учащихся пословицами, поговорками;

формировать умение правильно употреблять пословицы и поговороки;        

воспитывать интерес к занятиям, формировать  положительную учебную мотивацию.

24

23.03. 2016

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения

дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное объединение слов или слвосочетаний, обладающую известной смысловой
и интонационной законченностью;

формировать   умения   выделять   предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца
предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;

развивать зрительный и слуховой вербальный   анализ.

25

30.03. 2016

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений

дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или

словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;

формировать умения анализировать интонацию

предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;

развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.

26

6.04. 2016

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

развивать умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;

формировать умения анализировать интонацию

предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;

учить находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов;

развивать слуховой вербальный анализ и синтез

слоговой структуры слова, смысловой и интонационной законченности предложений.

27

13.04. 2016

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

развивать умение составлять предложения из  слов, данных в начальной форме;

упражнять в грамматическом оформлении предложений;

учить  произносить  предложения  с различной   интонацией;

развивать умение составлять предложение по  опорному слову с заданным количеством слов;

развивать слуховой вербальный анализ и синтез  слоговой структуры слова.

28

20.04. 2016

Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту.

формировать умение составлять полные ответы   на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;

развивать умение распространять предложение;

учить произносить предложения с различной интонацией;

развивать слоговый анализ и синтез слов.

29

27.04. 2016

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

развивать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов;

упражнять в грамматическом оформлении предложений;

развивать умения составлять полные и краткие ответы на вопросы, сопоставлять полные и краткие  предложения;

обобщать знания о профессиях людей;

учить делить слова на слоги.

30

4.05. 2016

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст

учить составлять связный текст из отдельных предложений;

формировать навык выделения признаков связного текста, определения темы текста;

развивать умение составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;

развивать вербальную память, быструю ориентировку в языковом материале, слоговой анализ и  синтез.

31

11.05. 2016

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

формировать умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты; развивать слоговой анализ и синтез слов.

Совершенствование связной речи проходило в несколько периодов. В первом периоде проводилась подготовительная работа, цель которой заключается в достижении уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включала: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Работа велась на занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.

Во втором периоде – основном,  проводилась работа по формированию связной монологической речи. Основными методами обучения детей связной монологической речи являлись:

- обучение пересказу;

- обучение рассказыванию и описанию (реальных событий предметов, по картинкам и др.)

- обучение творческому рассказу.

Все виды работ, способствовали развитию словесно-логического мышления учащихся, формированию умения самостоятельно выражать ребенком своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"

Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...

Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование связной речи детей при ознакомлении с детской книгой

Содержание комплекса мероприятий, направленного на развитие умений связной речи детей в процессе ознакомления с детской книгой....