Лексическая тема "Библиотека"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Суханова Анна Сергеевна

Лексическая тема для детей старшего дошкольного возраста по теме "Библиотека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblioteka.docx100.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дети должны знатьhttp://pr-e-m.ru/photos/image/aHR0cDovL3NjaG9vbC1ib3gucnUvaW1hZ2VzL3N0b3JpZXMvc2hhYmxvbnlfcHJlemVudGF6aXlfMS5qcGc=

Существительные: книга, журнал, библиотекарь, полки, стеллаж, газеты, обложка, шрифт, иллюстрация, картинка, книголюб, читатель, каталог, формуляр.

Прилагательные: детская, взрослая, художественная, библиотечная, научная, интересная, красочная, любознательный, читающий, аккуратный, внимательный, захватывающая.

Глаголы: читать, сдавать, брать, искать, записываться, смотреть, интересоваться, класть, беречь, клеить, доставать, оформлять.

Дидактическая игра: «Много - один»

Много библиотек – одна библиотека;

Много книг – одна …;

Много шкафов – один …;                           

Много сказок – одна …;             

Много стеллажей – один …; 

Много писателей – один …;             

Много полок – одна …;                         

Много читателей  - один ...;

Дидактическая игра «Подбери признак»  http://pr-e-m.ru/photos/image/aHR0cDovL3NjaG9vbC1ib3gucnUvaW1hZ2VzL3N0b3JpZXMvc2hhYmxvbnlfcHJlemVudGF6aXlfMS5qcGc=

Книга (какая?) - …;

Писатель (какой?) -  …;

Сказка (какая?) - …;

Стихотворение (какое?) - … и т.д.;

Предложите ребёнку выполнить действия с книгой

Положи книгу на стол, в стол, под стол, около стола;

Достань книгу из сумки, с полки, из-за ..., из-под 

Затем спросите: «Что ты сделал?» - «Я положил книгу на стол» … и т.д.

Дидактическая игра: «Как сказать по-другому»

Василиса – прекрасная … (красивая, очаровательная, ненаглядная)

Мороз - …  (крепкий, трескучий, жгучий)

Кусочек сыра - … (лакомый, сытный, вкусный, аппетитный)

Иван – царевич - … (бесстрашный, смелый, отважный, сильный)

Загадкиhttp://pr-e-m.ru/photos/image/aHR0cDovL3NjaG9vbC1ib3gucnUvaW1hZ2VzL3N0b3JpZXMvc2hhYmxvbnlfcHJlemVudGF6aXlfMS5qcGc=

  1. Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

(Книга)

  1. Тридцать три Богатыря

К нам пришли из букваря.

Каждый ростом не велик,

А учиться всем велит.

Расскажут детям,

О всём на свете.

(Буквы)

  1. Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает.

(Книга, газета, журнал)

  1. Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета)

  1. Вам выражения знакомы:

Про первый блин, что вечно комом,

Про сор, что из избы несут…

Как их в народе все зовут?

(Пословицы)

http://pr-e-m.ru/photos/image/aHR0cDovL3NjaG9vbC1ib3gucnUvaW1hZ2VzL3N0b3JpZXMvc2hhYmxvbnlfcHJlemVudGF6aXlfMS5qcGc=

Стихи для заучивания

В библиотеке жили мышки

В библиотеке жили Мышки,

До дыр зачитывали книжки.

Библиотечные тома

Им были по душе весьма.

Но поселился там некстати

Один усатенький приятель.

Он книжек, правда, не читал,

Но Мышек очень почитал.

С тех пор

В библиотеке

Мышки

Уж не читают больше

Книжки.

(Лев Рахлис )

Будем с книгою дружить

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда.

(Т. Блажнова)

Дидактическая игра: «Кто быстрее»http://pr-e-m.ru/photos/image/aHR0cDovL3NjaG9vbC1ib3gucnUvaW1hZ2VzL3N0b3JpZXMvc2hhYmxvbnlfcHJlemVudGF6aXlfMS5qcGc=

Задание: отгадай произведение по отрывку.

  1. «… Повернись на правый бок, дам тебе овса мешок…» (Сказка о глупом мышонке)

  1. «… И вывихнуто плечико у маленького кузнечика…» (Айболит)

  1. «… Прибежал медведь и давай реветь: ку-ка-ре-ку…» (Путаница)

  1. «… Дали туфельку слону, взял он туфельку одну…» (Детки в клетке)

  1. «… И папочка и мамочка под деревом сидят, и папочка и мамочка детям говорят…» (Бармалей)

Дидактическая игра: «Угадай сказку»

  1. Отец, мачеха, 3 дочери, фея, туфелька …;
  2. Деревянный мальчик, старый очаг, азбука, кот и лиса, 3 золотых…;
  3. Синее море старик со старухой, невод, разбитое корыто…;
  4. Бычок – необычный бочок, бабушка, дед, внученька –Танюшка…;
  5. Царь, 3 сына, болото, стрела…;
  6. Круглый, румяный, он от дедушки ушёл, он от бабушки ушёл…;
  7. Скачет сито по полям, а корыто по лугам, а метла-то, а метла вдоль по улице пошла…;

Дидактическая игра: «Кто лишний»http://pr-e-m.ru/photos/image/aHR0cDovL3NjaG9vbC1ib3gucnUvaW1hZ2VzL3N0b3JpZXMvc2hhYmxvbnlfcHJlemVudGF6aXlfMS5qcGc=

  1. Лиса, заяц, Буратино, волк. 

  1. Чиполино, помидор, Мальвина, лимон.

  1. Дед, баба, волк, золотая рыбка.

Проблемная ситуация

  1. «А если бы  Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым,  и не сжег лягушечью шкуру то…….».
  2. «А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».
  3. «А если бы Иван-Царевич из сказки «Жар-птица»  был более осторожным и слушался  серого волка то….».

Побеседуйте с ребенком, что такое сказка, откуда к нам пришли сказки, какие бывают сказки.

Сказка -  это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает. Сказки к нам пришли из глубины веков.  Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.  Так сказочные  истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.  Существует три  вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...