Конспект НОД по развитию речи "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тарасова Юлия Валентиновна

Помочь детям понять родственные отношения в семье, закрепить умение называть членов своей семьи, называть свою фамилию, имена и отчества родителей. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких, воспитывать чувство гордости за свою семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moya_semya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №8 «Русалочка»

Конспект НОД по развитию речи по теме «Моя семья» в средней группе «Золотая рыбка»

Выполнила: воспитатель I категории

Тарасова Юлия Валентиновна

г.Кстово, 2017г.

Цели: Помочь детям понять родственные отношения в семье, закрепить умение называть членов своей семьи, называть свою фамилию, имена и отчества родителей. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких, воспитывать чувство гордости за свою семью

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

- упражнять в согласовании существительных с прилагательными, подборе глаголов,

развивать связную речь.

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: набор картинок по теме «Семья»; плоскостные фигурки для настольного театра (мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка); листочки белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание и обсуждение с детьми семейных фотографий; беседа по фотографиям; рассказы детей о своей семьи; чтение художественной литературы: сказок «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», стихотворений А. Барто «Младший брат», «Я расту»; разучивание индивидуальных стихов; рассматривание иллюстраций из детских книг, где изображены семьи животных и птиц; разучивание игр «Кто больше назовет действий», «Подбери признаки»; совместная работа ребенка с родителями рисование рисунков по теме «Моя семья».

Ход занятия:

Дети заходят в группу за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Молодцы! А теперь встанем в круг.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя-

Вот и вся у нас семья:

- Ну а как же бабушка?

- Ну а как же дедушка?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Таня, дедушка Сережа

И сестренка моя

Вот и вся у нас семья.

Воспитатель: Садимся на стульчики.

Воспитатель: Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они -это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребенка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге. Старших (бабушка, дедушка, мама, папа) слушаемся, помогаем им, а младших (брат, сестренка) защищаем, заботимся о них, жалеем.

- Ребята, а теперь Вы расскажите о своей семье (с кем ты живешь, как зовут твоих всех членов семьи, как зовут маму, папу, брата, сестренку, бабушку, дедушку)

- Ребята, а вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше всех? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он (рассказы по желанию детей).

- Ребята, а здесь еще так много фотографий, мы их все рассмотрим и каждый из вас расскажет про свою семью вечером.

Ребята теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери слова»

Есть у меня братишка!

Смешной такой мальчишка!

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже (скачет)

Я сижу - и брат … (сидит)

Я бегу - и он … (бежит)

Мяч беру - и он … (берет)

Мяч кладу – и он … (кладет)

Куст стригу – и он … (стрижет)

Жгу костер – он тоже … (жжет)

Птицам хлеб щиплю – он … (щиплет)

Ссыпаю корм – он тоже … (сыплет)

Еду на велосипеде – он со мною вместе … (едет)

Хохочу и он … (хохочет)

Есть хочу – он тоже … (хочет)

Маслом хлеб я мажу – он тоже… (мажет)

Я рукой машу – он … (машет)

Такой смешной мальчишка –

Младший мой … (братишка)

Ребята, а теперь мы с вами отдохнем немножко.

Физкультминутка семейная.

Осенью, зимой, весной и летом,

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает, опускает (руки вверх, вниз),

Папа приседает (приседание),

Повороты вправо-влево (повороты всем корпусом)

Делает мой братик Слава,

Ну а я бегу на месте.

Молодцы. Садимся на стульчики.

Настольный театр

Проснулась Аленка, умылась, причесалась, надела нарядное платье. У нее сегодня день рождение! Входит Аленкин брат, Миша, и дарит ей цветы… Аленка благодарит брата и ласково его называет. Догадайтесь как? (братик, братишка) Миша поздравил сестру и тоже ласково ее назвал. Догадайтесь как? (Сестричка, сестренка, сестреночка). Входит мама и дарит Алене новое платье, которое она сшила сама. Она много трудилась, чтобы сделать подарок. Значит мама, какая? (трудолюбивая) Папа подарил Алене красный мяч и показал, как им играть. Значит он какой? (ловкий, умелый) Кем приходится Аленка папе и маме? (дочкой). Как Аленку мама и папа ласково называют? (дочка, доченька, дочурка) Кем приходится папе и маме Миша? (сыном) Как Мишу и наших мальчиков папы и мамы ласково называют? (сынок, сыночек, сынулечка)

(Раздается стук в дверь).

- Ура! Пришли мамины мама и папа. Догадались, кто они для Аленки и Миши? (дедушка и бабушка) Кем приходится им Аленка? (внучка) Как Аленку называют дедушка и бабушка? (внучка, внученька) Кем приходится дедушке и бабушке Миша? (внуком) Как они ласково называют Мишу? (Внучок, внучек, внученочек). Стали они все вместе водить хоровод.

Ребята, а вы помогаете взрослым в семье? Что помогаете делать? –

Ответы детей: убирать, ходить в магазин, мыть посуду, пылесосить, вытирать пыль.

- Сейчас расскажет нам стихотворение Маша о такой трудолюбивой девочке – помощнице.

«Папу с мамой берегу»

Папа жалуется:

- Что-то

Утомляюсь от работы…

Мама тоже:

- Устаю

На ногах едва стою…

Я беру у мамы тряпку,

Помогу я ей украдкой.

После ужина посуду

Я помою, не забуду, -

Папу с мамой берегу

Я ведь все сама могу!

Молодец. Вот какая помощница.

Ребята, а вы знаете, что народ сложил много пословиц о семье

При солнышке тепло, при матери – добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе – и душа на месте.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Воспитатель: Ребята, а Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете? (Дети хмурятся) А теперь давайте улыбнемся! (Дети улыбаются) Отлично. Сейчас начнем игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнетесь. Договорились?

Проводится игра на мимику.

- Вы разбили чашку;

- Вы помогли маме вымыть посуду;

- Вы обняли бабушку;

- Вы подрались с другом;

- Вы съели на завтрак всю кашу;

- Разбросали по комнате игрушки;

- Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

- Порвали новую книжку;

- Вы помогли дедушке починить телевизор;

- Вы угостили сестричку конфетой.

Воспитатель: Молодцы, мальчики и девочки, понимаете, где хороший поступок, а где не очень. Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки – помогаете старшим, уступаете младшим?

Ответы детей: Да, мы делаем только хорошие поступки.

Воспитатель: Какие хорошие у нас дети в нашей группе! Ребята, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое Семья?

Ответы детей: это мама и папа, дедушка и бабушка, сестренка и братишка.

Воспитатель: Верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким какой-нибудь рисунок.

Свободное рисование детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Семья вместе - душа на месте"

Задачи. Обогащать представления детей о семье, родственных от­ношениях, роли семьи в жизни человека. Учить прочитывать эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать, про­яв...

Конспект занятия по развитию речи "Семья. Мамин день"

Конкспет занятия по развитию речи....

Конспект НОД. Речевое развитие. Тема: «Семья – это верные друзья».

Коспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Семья". Развитие речи....

Конспект по познавательному развитию моя семья

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Моя семья»для средней группы....

конспект по познавательному развитию "Моя семья соблюдает дорожный закон"

1     Уточнить и закрепить знания о правилах поведения пешеходов.2. Закрепить знания детей и взрослых о дорожных знаках, о назначении светофора, о его сигналах.3. Формировать у детей и ...

Конспект НОД по развитию речи « Семья и семейные традиции»

У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семья  – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей и в нашем селе тоже ...