Конспект организованно-образовательной деятельности по " Речевому развитию" на тему "Моя семья".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васильева Марина Михайловна

Методический  материал способствует формированию у детей ценностного отношения к членам семьи , воспитания любви и уважения к родным и близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zantie_po_razv.rechi_.docx135.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                «Детский сад №13» г. Канаш

Конспект организованно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Моя семья»

Выполнила: воспитатель I кв. категории

Васильева М.М.

                                                   Канаш, 2016

Программное содержание:

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
  • Активизировать словарь детей (семья, родственники, родословная)
  • Объяснить артикуляцию звука «С», упражнять в правильном, отчетливом произнесении, в звукоподражании с разной громкостью.

Развивающие задачи:

  • Закреплять составление рассказа о семье по мнемотаблице.
  • Упражнять в подборе прилагательных;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
  • Воспитывать интонационную выразительность речи.

Интеграция с образовательными областями:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания, навыки доброжелательного общения с окружающими.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Создать условия для активного отдыха в динамической  паузе «Как тебя зовут?»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Закрепить названия родственных отношений в семье;
  • Систематизировать знания о роли семьи в жизни человека.

Предварительная работа:

  • Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
  • Рассматривание семейных фотографий.

Методические приемы:

- игровая мотивация,

-игра «Данетка»,

-использование ИКТ,

-смена статического положения,

-использование динамической паузы,

-работа с дидактическим материалом,

-звуковая культура речи,

-сюрпризный момент,

-использование метода ТРИЗ,

-использование наглядности,

-вопросы к детям,

-рассказ из личного опыта,

-рефлексия.

Индивидуальная работа:

  • Активизировать Стаса Н, Лизу И, Тимура А и Пашу П. в составлении полных ответов на поставленные вопросы.
  • Напомнить Роме П., Андрею М. о правилах поведения в обществе.

Материалы и оборудование:

-Экран, ткань, игрушки человечков, видеоролик к программе «Моя семья», портрет семьи, черный ящик, письмо от Почтальона Печкина, молоток, очки, половник, книга, мнемотаблица.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

  1. Организационная часть.

(дети стоят в кругу)

Педагог: -Здравствуйте, мои хорошие! Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера.

Педагог:-Ребята, как вы уже заметили к нам пришло много гостей. И чтобы поднять нашим гостям настроение давайте с ними поздороваемся не по- простому, а по -музыкальному ( дети пропевают: «Доб-ро-е  ут-р-о-о-о-о-»

Педагог: Ребята, наш день начался с доброго слова. Посмотрите к нам в окошко заглянуло солнышко. А чтобы солнышко не исчезло, вы должны быть внимательными, послушными и конечно помогать друг другу.

Педагог: -Мои хорошие, я для вас приготовила сюрприз, но сначала я предлагаю всем сесть на свои стульчики.

-Ребята, мой сюрприз спрятан под этой тканью. Ваша задача догадаться, что там. Мне хочется поиграть в веселую игру «Данетка».Вы должны задавать мне вопросы, а я буду отвечать «Да -нет».

-Только давайте договоримся, что мы не будем выкрикивать с места, а будем красиво поднимать руки.

Игра «Данетка»

(под тканью спрятана фигурка человека)

Примерные вопросы:

-Это большое?

-Это что-то живое?

-Это игрушка?

Педагог:  Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете (ставит фигурку мальчика).

-Скажите пожалуйста, каким тогда будет выглядеть наш мальчик?

Дети: грустным, унылым, печальным, огорченным.

Педагог: -А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?».

Дети: Мы думаем, что не может быть, чтобы у человека никого не было.

Педагог: Тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком (предложить детям выставить фигурки членов семьи).

-Какое тогда будет настроение у нашего маленького героя?

Дети: радостное, веселое, счастливое.

-А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.

Дети: семья.

Педагог: Сегодня я приглашаю вас на передачу, которая так и называется «Моя семья». На передаче мы поговорим о семье, узнаем какие у вас семьи, чем занимаются ваши родные, и много еще интересного будет на нашей передаче. Итак, внимание на экран.

                                 (звучит музыка-заставка к передаче)

Педагог: -Скажите, что такое семья? (ответы детей)

Педагог: Правильно, ребята вы все сказали. Семья-это дом. Семья-это радость, любовь, счастье, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети.

Педагог: Скажите пожалуйста, а какие бывают семьи?

Дети: Маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые.

Педагог: все члены семьи связаны между собой невидимыми ниточками-родственными отношениями. Сейчас мы проверим знаете ли вы, кто в семье кем кому приходится.

Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросайте мне мяч назад и отвечайте на вопрос.

Игра «Кто ты мне?»

  • Я тебе мама, значит ты мне (дочь, сын)
  • Я тебе бабушка-ты мне (внук, внучка)
  • Я тебе сестра старшая-ты мне (братишка, сестренка)
  • Я тебе брат- ты мне (братишка, сестренка)
  • Я тебе дедушка –ты мне (внук, внучка)
  • Я тебе папа–а ты мне (дочь, сын)

Педагог:-Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях. Присаживайтесь на свои места.

Педагог: На этом сюрпризы не заканчиваются. Посмотрите на экран.

-Что вы видите?

                               ( выставляется картина семьи)

Педагог: Как вы правильно сказали, на экране фотография большой и дружной семьи. Семья-это не только наши родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры. А также к членам семьи можно отнести своих любимых питомцев-кошек, собак, животных, за которыми мы ухаживаем и заботимся.

Педагог: Давайте еще раз вместе произнесем это волшебное слово: «Семья».(Дети произносят)

   -Скажите пожалуйста с какого звука начинается слово? (звука «С»)

-Давайте определим позицию звука «С» в слове: в начале, середине или конце? (Дети закрывают звук квадратиком на фланелеграфе в начале слова)

-В слове «семья»-2 гласные буквы «Е», «Я». А значит сколько в слове гласных -столько слогов. Давайте вместе прохлопаем в ладоши: «СЕ-МЬЯ» (2 раза прохлопывают)

-Скажите, а на чью песенку похожа эта песенка «С-с-с-с»

Дети: на песенку водички

Педагог: Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

-Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько спойте : «С-с-с-с»

Артикуляционная гимнастика

-Давайте послушаем, как песня воды получается  у Амира? У Веры? У Тимура?

  - А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей-поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Педагог: А теперь я предлагаю нам поиграть в игру «Слова» и придумать слова, которые будут начинаться на звук «С». А за каждый правильный ответ я  буду раздавать фишки.

Игра «Поиграем в слова»

Педагог:  Молодцы, ребята! Много вы придумали слов с этим звуком. Посмотрите солнышко заулыбалось и чувствуется, что в нашей группе стало еще теплее и радостнее. А теперь давайте запомним кто сколько заработал фишек, а чтобы они нам не мешали я их соберу, а после занятия вы сможете забрать их домой.

Педагог: Молодцы. Ребята а нашу группу можно назвать одной семьей?

Дети: Да.

         (на доске макет дерева с фотографиями детей группы)

Педагог: Правильно. Наш садик, наша группа-это наш второй дом. Это наша большая и дружная семья. В которой живут и мальчики и девочки. В нашей семье мы все делаем вместе: играем, занимаемся , гуляем, обедаем, веселимся. И вот пробил час нам дружно всем поиграть.

Динамическая пауза «Имена»

(Правила: на свое имя ребенок должен быстро встать и сесть)

Педагог: Молодцы, отдохнули  будем дальше работать.

(Вдруг раздается стук в дверь. Почтальон принес посылку с письмом.)

Педагог: (зачитывает письмо). «Дорогие ребята! Нужна ваша помощь. Разберите предметы которые находятся в ящике и раздайте их родственникам».  

                                        Почтальон Печкин.

Педагог: Ну что же, ребята поможете мне разобрать посылку?

(В ящике предметы: молоток, очки, половник, игрушка)

-Рома, кому мы подарим молоток? (Папе).

-Расскажи, какой он твой папа? (Строгий, умный, сильный);

-Ксюша, кому мы дадим очки? (Бабушке)

-Скажи пожалуйста, какая она твоя бабуля? (старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, седая, доброжелательная);

-Ваня, кому ты бы подарил половник? (маме)

-Будь добр расскажи о своей маме. Мама (какая?)- добрая, красивая, терпеливая, нежная, умная, требовательная и т.д.

-Вера, а кому бы ты подарила книгу? (брату или сестре)

-Скажи, а сестра у тебя какая? (веселая ,задорная, непоседливая, умная и т.д.)

Педагог: Дорогие ребята, а семьи есть не только у людей, есть семьи и у животных. Давайте посмотрим на экран.

             (на экране слайды животных: медведи, волки, зайцы)

-Кого вы видите на экране? (папа-медведь, мама-медведица, детеныш-медвежонок; а много -медвежата)

-А семья медведей называется -медвежья.

- Ксюша перечисли пожалуйста членов этой семьи (папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, а много -волчата)

-Молодец! А семья волков- называется -волчья.

-Вова, перечисли пожалуйста членов этой семьи (папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, а много -зайчата).

-Ребята, а как же будет называться семья зайцев -заячья семья)

Педагог: Спасибо, ребятки. А теперь, когда мы много узнали о семьях людей, животных. Теперь пришло время рассказать о вашей семье.  А помощником вам будет таблица с картинками. Раньше мы никогда так с вами не составляли рассказы. Давайте внимательно ее рассмотрим.

1.Ребенок. (Твое имя)

2.Три человека (Имена родителей и членов семьи)

3. Молоток (Профессия папы)

4.Фартук (Профессия мамы)

5. Клубок ниток (Бабушка и дедушка)

6. Рука (Кто помогает тебе?)

Педагог: Молодцы, ребята! Все справились с задание. У всех получились хорошие рассказы. Вам понравилось составлять рассказ по картинкам?

Дети: Да

Педагог: Наша передача подходит к концу.

Педагог: (на фоне музыки читает стихотворение)

                   Но к счастью жить одному не возможно!

                   Всегда будьте вместе, любовь берегите;

                   Обиды и ссоры подальше гоните,

                   Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

                    Какая хорошая ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми - "Экскурсия в овощной магазин"

Конспект организованной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми - "Экскурсия в овощной магазин". Конспект экскурсии в овощной магазин...

Конспект организованной образовательной интегрированной деятельности Моделирование сказки «Теремок»

Программное содержание:Сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений.Образовательные задачи:Продолжать  знакоми...

КОНСПЕКТ организованного образовательного вида деятельности в подготовительной группе . По образовательной области «Здоровье сберегающей технологии» на тему «Царство растений».

Закреплять знания о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать знакомить детей с народными декорати...

Конспект Организованной образовательной совместной деятельности в области – познавательное развитие в подготовительной группе на тему: «Прогулка в лес»

Закрепление и углубление представлений о растительности леса, диких животных, птицах.           Обучение умению различать деревья и кустарники по окраске листьев, се...