Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Слог"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В данной работе поставлена задача повторить и обощить знания детей по темам: составпредложения, деление слов на слоги, понятие "звук", "буква", звуковой анализ слова, составления описательных рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobiraemsya_v_shkolu.doc144.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Собираемся в школу»                                                       Цель: Занятие направлено на приучение детей - будущих школьников:
- проявлять инициативу с целью получения новых знаний,
совершенствовать речь как средство общения, фонематический слух,
диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение
составлять короткие рассказы по сюжетным картинкам.  

Задачи:

-Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения,
желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Формировать
навыки сотрудничества на занятии.

-Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, память,
внимание, мышление.

-Повторить и обобщить знания детей по темам: Состав предложения,
деление слов на слоги, понятия «звук», «буква», звуковой анализ слова, составление описательных рассказов.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, социализация,
музыка, физическое развитие.

Оборудование: сюжетные картинки по теме "Маша идёт в школу",
кукла Маша, аудиозапись, карточки с гласными звуками,
ранец, книга, тетрадь, линейка пенал, мяч.

Методы и приемы: - наглядно- действенные (демонстрация, иллюстрация);           - словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

- практические (игровые).                                                                     Ход занятия                                                                                                                                                       1-ЭТАП.                                                                    Добрый день, ребята сегодня у нас будет необычное и интересное
занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте

запись и скажите, из какого мультфильма эта музыка? (Звучит
аудиозапись из мультфильма "Маша и медведь".)
- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? (Ответы детей.) из мульт. «Маша и медведь».

— А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу). Какая она по характеру? (дети: весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная). 

— Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она уже
побывала во многих садах и много чему научилась: лепить, рисовать,
считать до 10, а вас она просит научить ее правильно говорить
, и
проверить правильно ли она собрала ранец.
                                                А что находится в ранце вы узнаете отгадав загадки:

-Черный Ивашака                                                              Деревянная рубашка,                                                                             Где носом проведет,

Там заметку кладет. (Карандаш).

-Первая книга, что знанья дает                                      Ее первоклассник в ранце несет.                                              Всегда и повсюду, сегодня и встарь                                              Школьнику очень нужен. (Букварь).

Моя подружка так живет                                                                С утра она чернила пьет,                                                             Потом я ей даю тетрадь.

Она по ней идет гулять. (Ручка).

То я в клетку, то в линейку                                                          Написать по ним сумей-ка                                                               Можешь и нарисовать.                                                               Что такое я? (Тетрадь).                                                     

Если кисточку возьмешь,                                                                       В нас слегка ее мокнешь,                                                                         Без труда, тотчас,                                                                    Нарисуешь ты пейзаж. (Краски).                                              

- Как можно назвать все эти предметы, одним словом(Школьные принадлежности).

 - А сейчас давайте достанем и опишем несколько предметов, которые Маша положили в ранец. Какой у предмета цвет, форма, величина,
из каких частей состоит и каково назначение предмета.

                          Игра «Опиши предмет».

(Книга, тетрадь, линейка, краски, пенал).
(Воспитатель складывает всё в ранец).

— Взяла Маша ранец и отправилась в путь. А дорога шла через
леса, через поля. Ой, ребята, а что было дальше я не Знаю. Но у меня есть картинки по которым мы сможем определить, как Маша дошла и провела первый день в школе.                                                                                      
.                        «Составьте предложения».                                                                              -Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложения к этой картинке. И так дети, составляют предложения, к 4---5 картинкам.)

---- А теперь, составим рассказ с этими предложениями, про то, как девочка провела первый день в школе. (первый начинает. Второй продолжает, третий заканчивает)

- Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.               -А сейчас ребята, Маша просит научить ее, говорить о предметах правильно, когда их много и когда один, наша игра так и называется                                                                                                     .                           «Один-много».                                                              Подойдите и возьмите по одной карточке. Никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а, тот у кого много мячи, показывает свою карточку и проговаривает-мячи, шар-шары, и т.д.)                                     А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, мышей,  шаров, цыплят)-Правильно молодцы!                                                                                    

                                                                                                       .                      Физкультминутка под музыку.                                                    .                              2-Этап.                                                                          -Ребята, вы уже знаете, что в школе, много детей, и с ними нужно общаться, находить общий язык.  
А с помощью чего мы общаемся?
Предложений.
-А из чего состоят предложения?
Из слов.                                        -И я вам предлагаю внимательно послушать и определить,                   сколько слов в следующем предложении?                                                     1)-Наступила осень.                                                            2)--Идут холодные дожди.                                                                                 3)---Выпал первый пушистый снег.

-Попробуйте придумать своё предложение, любое.                                                                          (Несколько детей).                                                                 .                          «ИГРА С МЯЧОМ».                                                         -Ребята, вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И сегодня предлагает вам игру "Наоборот" Но это не простая игра, а игра со словами. Я называю слово, а вы противоположное по смыслу и значению. (Слова наоборот-называются-АНТОНИМЫ).

Радостный — грустный

Сухой — мокрый

Тонкий- толстый

Ясный — пасмурный

Плохой — хороший

Тёмный — светлый

Храбрый — трусливый

Высокий — низкий

Лёгкий — тяжелый

Тихо — громко

Широкий — узкий                                                           Холодный — горячий                                                 Быстрый-медленный                                                   Неуклюжий-ловкий                                                                          -А есть слова, которые звучат по-разному, но обозначают один и тот-же смысл, называются (СИНОНИМЫ).                                              (Человек-Грустный, невеселый, печальный, нерадостный.)                  (День-пасмурный, хмурый, серый, дождливый.)

                                                  

3-Этап.

                                                                                                                                  -Мы уже знаем, что предложения состоят из слов.                              А из чего состоят слова? (из звуков)

-На какие две группы делятся все звуки русского языка?                       (На гласные и согласные).

                                                                                                              как произносятся гласные звуки? (легко, свободно, поются, тянутся).

- А как произносятся согласные звуки? --- (не тянутся, не поются)

-Давайте назовём гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э. (6 звуков), (а букв гласных 10), гласные буквы, которые имеют два звука: (е, ё. ю, я.) (Сначала дети проговаривают, а потом воспитатель выставляет на доску 6 гласных звуков).                                                                                                                                     Но, ребята, ещё нужно научить Машу делить слова на СЛОГИ.

-А как узнать, сколько в слове слогов? !!!                                           (Сколько гласных звуков, столько и слогов.)                                    Вот мы сейчас и научим Машу, как определять сколько СЛОГОВ в слове.                                                       Приготовьте для этого ладошки, будем прохлопывать слоги.

Тет-радь, ка-ран-даш, ли-ней-ка, кни-га, лас-тик, аль-бом, крас-ки, кис-точ-ка, мяч, луч, снег.                    (Спросить несколько детей.)  

-Ребята, Маше все понравилось, но она просит научить ее проговаривать любимую скороговорку ее друга Миши.                                                       «Шапка да шубка, вот он наш Мишутка».

                                     РЕФЛЕКСИЯ                                                    Ребята, вам понравилось занятие сегодня? (Да.)                                                                    -Какие задания вам понравились больше всего? (Ответы детей- придумывать новую серию к мультфильму «Маша и медведь».) А какое задание вам показалось для вас более сложным? (Придумывать предложения из четырех слов и более.) А самое легкое задание для вас? (Ответы детей-называть слова «Антонимы» т.е. «слова наоборот.)

Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в
школу. Как вы думаете, Маше поможет сегодняшнее занятие в учебе? (Да).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»

Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Насекомые»

Цель: Знакомство со звуками [л]и[л\']и связь с буквой. Закрепление навыков четкого произношения.Задачи:1. определение позиции звука в слове2. определение ударного гласного3. деление слова на слоги4. ра...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»

Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь детей; формировать культуру общения....