Конспект НОД «Степной район наш – Нефтекумье»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пронина Ольга Александровна

Методическая разработка образовательной деятельности для детей дошкольного возраста Конспект НОД

«Степной район наш – Нефтекумье»

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

                            «Году экологии посвящается…»

                          Пронина Ольга Александровна

                                            Воспитатель МКДОУ Д/с №8 «Звездочка»

                                               Ставропольский край, Нефтекумский район,

пос. Затеречный

                                                     

 

Конспект НОД старшая группа

«Степной район наш – Нефтекумье»

2017 год

Цель:  развивать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задачи:

Обучающие: Закрепить представление детей о степи, о времени года весне.

Продолжать работу по формированию экологических представлений.

учить наблюдать за жизнью природы.

Образовательные: показать детям многообразие растительного и животного мира. Помочь почувствовать красоту природы.

Развивающие: 

Расширить представление детей о растениях Нефтекумского района (одуванчики, ромашки, тюльпаны, подснежники).

Формировать интерес к ее растительному миру, птицам и животным. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего. Способствовать развитию любознательности. Развивать у детей слуховое внимание.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за красоту степей Нефтекумья и  желание взаимодействовать с природой, на личном примере приумножать ее богатство. Природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Развивать пространственное воображение, учить анализировать. Воспитывать желание играть в коллективе.

Активизировать словарь: перелетные птицы, зимующие птицы, степные цветы, степные  животные, травоядные, грызуны.

Предметно-развивающая среда для НОД: электронная презентация «Растения, птицы и животные степи», музыкальное сопровождение, проектор, экран, аудиозапись шума ветра в степи, пения птиц, крики животных.

Раздаточный материал: шапочки разными видами цветов, животных, птиц; мешочки с лекарственными растениями

Деятельность детей в НОД: познавательная, познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Предварительная работа: чтение рассказов о родном крае, чтение поговорок и пословиц. Рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий «Мое Нефтекумье».

Ход НОД:

Звучит музыка Т. Санджиевой «Утро в степи» (фрагмент)

Воспитатель: (дети сидят на стульях в круге)

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:

Ребята, если вы угадаете загадку, то  узнаете, куда мы сегодня отправимся:

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

Ребята! Я хочу вас пригласить на экскурсию по нашему замечательному, степному Нефтекумскому району. Скоро наша степь окажется в сказочном, зеленом, весеннем мире, где светит яркое солнце.

И так закрываем глаза и мысленно переносимся в весеннюю степь.

Звучит музыка Т. Санджиевой «Утро в степи» (фрагмент)

А теперь ребята, откроем глаза и посмотрим на экран.

 (Использование слайдов о степи весной)

Воспитатель: Именно весеннее время года – время, когда природа потихоньку сообщает нам о своем наступлении, теплым солнышком, звоном капели, прилетом первых птиц, набуханием почек на деревьях, первыми цветами в степи.

Ребенок: 
Мы живем в степном краю,
Значит рядом степь,
В гости мы туда пойдем,
Нужно рассмотреть:
И животных, и цветы, 
Насекомых, птиц.
Чтобы не было беды, был приятен путь,
Значит – нужен проводник.
Вот он и возник!
(Звучит звукозапись ветра).
Воспитатель: Кто же этот проводник? 

Дети: Ветер.

Воспитатель: Пригласим его с собой.

(Воспитатель предлагает послушать, как шумит ветер в степи. Звуки степи, шелест травы, пение птиц, стрекотание кузнечиков).

Воспитатель: А сейчас, в жителей степных мы превратимся, чтобы увидеть, подробно узнать о птицах и травах, деревьях, кустах и животных нашего района. (Дети превращаются в различные растения, выбирая при этом себе на столе шапочку)

Воспитатель: (Использование слайдов с цветами)

Посмотрите! Мы здесь видим нежную зелень горьковатой полыни, и яркие вспышки бутонов многочисленных цветов, и беловато-ажурный цвет невесты, который дает нам пастушья сумка. А давайте поиграем!
Дидактическая игра «Угадай степной цветок» 

1. Я ее на лугу, 
Отыскать всегда смогу.
В белом платьице она,
И нарядна и скромна. (Ромашка)

2. Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный … (Тюльпан)
3. До чего же смелый,
Этот цветок белый!
Только дунет ветерок – 
К облакам взлетит цветок. (Одуванчик)
4. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Воспитатель: Ребята, а какие еще степные цветы и растения вы знаете? 

Дети: Кермек, василек луговой, полынь, ковыль-волосатик, подснежник,

подорожник.
Воспитатель: Ребята, а какие полезные лекарственные растения мы можем встретить в нашей степи?

Дети: Зверобой, полынь, душица, чабрец, кустарники - рябина, калина, черемуха, шиповник и дикий виноград.

Воспитатель:  Давайте все вместе вдохнем аромат  весенней степи. Я открою вам секрет - что каждое лекарственное растение нужно собирать в определенный период. И только тогда оно приобретает лекарственные свойства
Игра «Определи на запах лекарственное растение». Предлагаются мешочки с: ромашкой, мятой, пастушьей сумкой, полынью, шалфеем).

Дети определяют по запаху лекарственное растение.

(Звучит фонограмма пения птиц.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за звуки? 

Дети: Это голоса птиц.

Воспитатель:  Послушайте, узнаете, чей это голос?

Дети: Это воробей.

Воспитатель:  А это, чей голос?

Дети: Это ворона.

Воспитатель: Теперь узнаете, чей это голос?

Дети: Это голубь, правильно.

Воспитатель: А какие это птицы воробей, ворона, голубь?

Дети:  Зимующие птицы. Они не улетают в теплые края, а остаются рядом с людьми, которых не боятся, так как люди их кормят.

Воспитатель: В небе парят большие и гордые птицы. Вы знаете, что это за птица?

Дети:  Это орел. Орел – это большая и хищная птица.

Воспитатель: Весной в степи можно увидеть  красивых птиц на длинных ногах, эта птица называется – журавль. Они важно ходят и размахивают своими крыльями. Далеко в степи слышно их курлыканье.

Воспитатель: Высоко в небе в жаркую погоду парит маленькая серая птичка, но у нее изумительный, чистый, звонкий голос.

Дети: Это – жаворонок. Эти птицы перелетные, прилетают к нам весной.

Воспитатель: Все птицы весной стоят гнезда и высиживают птенцов.

Давайте с вами поиграем в игру «Птицы и их птенцы»

(Детям предлагается назвать птенца птицы.)

1. У орла (орленок)

2. У журавля (журавленок)

3. У вороны (вороненок)

4. У воробья (воробышек)

5. У аиста (аистенок)

6. У галки (галчонок)

7. У совы (совенок)

8. У скворца (скворчонок) 

Воспитатель: Ребята, наш проводник-ветер зовет нас дальше.

Воспитатель: Какие животные живут в наших степях?

Дети: Тушканчики, суслики, сурки, хомяки, ежи.

Воспитатель: Сейчас в степи много грызунов. Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.

Воспитатель: (Использование слайдов с животными) Степные лисы, волки, сайгаки. Сайгаков осталось очень мало.

Воспитатель: На столе осталась еще одна шапочка. Какого степного зверька она вам напоминает?

Дети: Так это-же хомячок. 

Дидактическая игра «Назови животное»: Дети рассказывают о животных степи: хомяк, суслик, степная мышь, степная лиса, степной орел, крот, ящерица, степная гадюка, уж, заяц, ежь.
Воспитатель: 

Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили в степь. Скажем спасибо нашему проводнику-ветру. Вам понравилось дети? Что нового вы для себя узнали?

Дети: Нужно  беречь природу Нефтекумья!

Литература

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
  3. Гниловской В. Г. Занимательное краеведение. – Ставрополь: Ставропольское книжное  издательство, 1974. – с. 164
  4. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  5. Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
  6. Туренская Е. С., Кирилкина О. С. Я в этом удивительном мире: Интегрированный курс воспитания и развития дошкольников. – Ставрополь: СКИПРКРО, М: Илекса, 2001.- 136 с.
  7. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Наш район будущего"

Конспект занятия «Наш район будущего». Подготовительная группа.   Задачи : Совершенствовать навык сооружения макетов зданий из деревянного конструктора, бросового материала и плоскостного ...

Конспект НОД «Родной район»

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря....

План-конспект физкультурного занятия "Район в котором я живу"

Воспитание патриотизма у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны.  Решение задач патриоти...

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ на районном семинаре для старших воспитателей на тему « Апробация программно-методического обеспечения православного компонента ФГОС ДО в ДОО ИГОСК»

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и по...

Конспект занятия "Степное кружево"

Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию у...

Визитная карточка воспитателя "Я педагог" МБДОУ ДСКВ № 20 пос. Степной МО Ейский район Кодаченко Анны Юрьевны

Воспитатель - это волшебник, который откурывает детям дверь в мир взрослых.И от того, что знает и умеет воспитатель зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников.Всем добрый день!Я представля...

Конспект выступления в Районном Методическом Объединении. Тема: «Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста»

Проблема развития речи в настоящее время приобретает актуальный характер. Совре­менным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить реб...