интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Седых Татьяна Павловна

Занятие позволяет обобщить и закрепить пройденный материал,  можно использовать, как итоговое. Носит комплексный интегрированный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ- МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад

г. Покачи

                                             

Интегрированное занятие

по развитию речи и

обучению грамоте для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Воспитатель:                  

                                                                                                            Седых Татьяна Павловна                                                                                                      

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте

Тема: Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…».  Звуковой анализ слова – белка.

Программные задачи:

Образовательные: 

- учить выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений  из текста,  пересказывать по ролям;

- продолжать учить детей составлять предложения по схеме;

- продолжать учить проводить звуковой анализ слова с применением гласных букв Е – А  и определять  ударный гласный звук в слове.

Развивающие: 

- упражнять в словообразовании однокоренных слов, в подборе антонимов.

Воспитательные: 

- закреплять умение  понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

-закреплять навык самоконтроля и самооценки.

Интегрируемые образовательные области:

- Коммуникация

- Чтение художественной литературы

- Социализация

- Познание

Предварительная работа:

  • словесные игры на словообразование;

  • словесная игра «Корзинка слов», «Назови слова», «Скажи наоборот».

  • дидактическая игра «Необычные цветы»;

  • чтение и беседы по содержанию прочитанных  произведений.

Демонстрационный материал:

  • Цветик - семицветик с заданиями.

  •  Сказка Л.Н.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…».

  • Мяч.

  • Схема предложения.

  • «Словесное» дерево (плоскостная форма).

  • Листья для дерева (один листок – одно слово).

Раздаточный материал: 

  • Звуковые фишки

  •  Гласные буквы «Е – А»;

Словарная работа: зол, сердце жжёт.

Форма проведения: подгрупповая  деятельность.

Методы и приёмы: - игровой,

                                   - наглядный,

                                   - словесный (беседа, рассуждение, художественное слово,

                                     объяснение).

Ход занятия:

Организационная часть:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем все в круг.

                       Игра «Дружба начинается с улыбки…»

                         Собрались мы вместе в круг

                         Ты – мой друг и я – твой друг

                         Крепко за руки возьмёмся

                         И друг другу улыбнёмся.

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза  и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Воспитатель: - Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (Весна)

-Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (Март, апрель, май)

-Какой по счёты месяц весны сейчас идёт? Как он называется?  (Второй. Апрель)

-А что происходит весной в природе? (Дети называют признаки весны).

Правильно, вот и в нашей группе расцвёл необычный цветок.

- Посмотрите внимательно, что в нём необычного? (Цветок с лепестками разного цвета и на каждом лепестке нарисована цифра).

Основная часть:

Воспитатель: Молодцы! Каждый лепесток цветка с заданием. Давайте оторвём лепесток с цифрой 1.

1 лепесток - первое задание «Перескажи сказку» 

Воспитатель: Присаживайтесь на подушки и слушайте внимательно сказку.

воспитатель читает сказку Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»

Беседа по содержанию сказки.

- Про кого эта сказка?

- Что произошло с героями сказки?

- Почему волк отпустил белку?

- Почему волк решил, что белки всегда веселы?

- Отчего белки веселы, а волку скучно?

- Как об этом сказано в сказке?

- Как вы понимаете слово – зол, и выражение сердце жжёт? (Если воспитанники затрудняются, воспитатель объясняет значение слова и выражения).

Повторное чтение сказки.

1-2 ребёнка пересказывают полностью текст. 1-2 ребёнка пересказывают по ролям.

Воспитатель: Справились с первым заданием. Давайте оторвём лепесток с цифрой 2.

Лепесток предлагает нам немного отдохнуть и поиграть.

2 лепесток – 2 задание           

Физкультминутка с мячом

 Игра «Наоборот»

Воспитатель: Ребята, а сейчас немного поиграем. Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду называть слово, и бросать мяч игроку, а игрок бросает мяч мне обратно и называет слово противоположное по смыслу.

 

Воспитатель: Молодцы!  Отрываем лепесток с цифрой 3.

3 лепесток – 3 задание  «Страна Словария»

Воспитатель: Лепесток приглашает нас в страну Словарию.

- Как вы думаете, почему страна так называется? (Потому что там живут слова).

Воспитатель: Посмотрите, на доске нарисована схема предложения.

- Сколько слов в этом предложении?  (Четыре слова).

- Сколько предлогов? (Один предлог).

Правильно! Придумайте, пожалуйста, предложения по схеме.

Воспитанники придумывают предложения.

Воспитатель: Давайте оторвём  следующий лепесток. Какой по счёту?

4 лепесток – 4 задание

Воспитатель: Звуковой анализ слова «белка». Гласные звуки заменяем буквами.

Воспитанники проводят звуковой анализ слова. После один воспитанник разбирает слово у доски, остальные проверяют. Определяют ударный слог и звук.

Воспитатель: Молодцы! Отрываем лепесток, какой по счёту?

5 лепесток – 5 задание               Игра «Вырасти словесное дерево»

На  мольберте лист с нарисованным деревом без листьев.

Воспитатель: Ребята посмотрите, беда случилась с деревом. Все листья осыпались. Нам нужно вернуть листья. Надо подобрать однокоренные слова. Каждое слово – это один листочек, который вернётся на дерево.

 Воспитанники образовывают однокоренные слова к словам: вода, лёд, снег, воз, гора, лес, соль, сад, звон.

Заключительная часть: 

Воспитатель: Посмотрите, на цветке не осталось ни одного лепестка. Мы выполнили все задания, которые приготовил нам цветок. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Какое задание для вас было самым интересным? Какое сложным? Почему? Какое самое лёгкое?

Воспитатель: Я думаю, что нам помогла справиться со всеми заданиями дружба.

Давайте все встанем и передадим свою дружбу друг другу, рукопожатием.

Игра «Эстафета дружбы»

Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Диме, от Димы к Милане и …т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для воспитанников старшего дошкольного возраста. Тема: «Предложение»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамотедля воспитанников старшего дошкольного возрастаТема: «Предложение»...

«Что нам стоит теремок построить» (интегрированное занятие по развитию речи и конструированию для детей старшего дошкольного возраста)

Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и особенностями конструкции теремка....

ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...

Конспект интегрированного занятия «Искусство» (конструирование, детский дизайн) для воспитанников старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия  «Искусство» (конструирование, детский дизайн)для воспитанников старшего дошкольного возраста...