Занятие по развитию речи в подготовительной группе ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бурханова Резеда Ханифовна

ОД  Познавательное развитие

Тема: «Как рождается книга»

Доминирующая ОО: «познавательное развитие»

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: обобщить знания детей о книге, об истории её создания.

Интегрированные задачи:

Образовательные:

* Расширить и углубить представления детей о том, как делают книги;

*Учить детей делать выводы по результатам  экспериментальной деятельности;

* Обогащать и активизировать словарь детей;

*Закреплять умение использовать  в речи распространенные предложения в грамматически правильной форме;

развивать связную диалогическую и монологическую формы речи.

Развивающие

* Развивать произвольное внимание,  словесно-логическое мышление;

*Развивать познавательную деятельность детей.

 *Способствовать развитию социальных навыков и умений: умение работать в группе, слушать других, уважать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение.

Воспитательные:

*Воспитывать бережное отношение и интерес к книгам;

*Воспитывать начала экологической культуры;

*Прививать уважение к труду взрослых, работающих над созданием книги.

Виды деятельности:  познавательная, коммуникативная, двигательная

Материалы и оборудование:  опорные карточки для рассказывания , бумага, сделанная детьми из макулатуры,  детские книги

Предварительная работа: Чтение произведений писателей и поэтов, проектная деятельность, изготовление в совместной деятельности «книги», демонстрация презентаций, рассматривание иллюстраций, беседы.

Организационный момент. 

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, вы такую вот загадку:

Кто на свете всех умнее,

Кто всё знает, всё умеет?

И в любой свободный час

Кто всему научит нас?

Дети: книга.

Воспитатель: Верно, дети, это книга. Посмотрите сколько прекрасных книг на столе… 

- Какие по содержанию бывают книги?  (познавательные энциклопедии, рассказы, сказки, стихи)

- Кто пишет книги? (ученые пишут познавательные книги и учебники; рассказы и сказки пишут писатели; стихи пишут поэты)

- Обратите внимание,  дети, как красиво оформлены все книги, кто же оформляет книги (Книги оформляют художники)

- Посмотрите,  есть ли на столе знакомые вам книги? Может, что-то мы уже читали?

-А мне дорога вот эта книга, потому что её оформляли вы, как настоящие художники (зачитывает начало стихотворения, дети подхватывают).

Сегодня мы с вами вспомним прошлое книги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zan1.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОД  Познавательное развитие

Тема: «Книжкин день»

Доминирующая ОО: «познавательное развитие»

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: обобщить знания детей о книге, об истории её создания.

Интегрированные задачи: 

Образовательные:

* Расширить и углубить представления детей о том, как делают книги;

*Учить детей делать выводы по результатам  экспериментальной деятельности;

* Обогащать и активизировать словарь детей;

*Закреплять умение использовать  в речи распространенные предложения в грамматически правильной форме;

развивать связную диалогическую и монологическую формы речи.

Развивающие:  

* Развивать произвольное внимание,  словесно-логическое мышление;

*Развивать познавательную деятельность детей.

 *Способствовать развитию социальных навыков и умений: умение работать в группе, слушать других, уважать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение.

Воспитательные: 

*Воспитывать бережное отношение и интерес к книгам;

*Воспитывать начала экологической культуры;

*Прививать уважение к труду взрослых, работающих над созданием книги.

Виды деятельности:  познавательная, коммуникативная, двигательная

Материалы и оборудование:  опорные карточки для рассказывания , бумага, сделанная детьми из макулатуры,  детские книги

Предварительная работа: Чтение произведений писателей и поэтов, проектная деятельность, изготовление в совместной деятельности «книги», демонстрация презентаций, рассматривание иллюстраций, беседы.

Организационный момент. 

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, вы такую вот загадку:

Кто на свете всех умнее,

Кто всё знает, всё умеет?

И в любой свободный час

Кто всему научит нас?

Дети: книга.

Воспитатель: Верно, дети, это книга. Посмотрите сколько прекрасных книг на столе…  

- Какие по содержанию бывают книги?  (познавательные энциклопедии, рассказы, сказки, стихи)

- Кто пишет книги? (ученые пишут познавательные книги и учебники; рассказы и сказки пишут писатели; стихи пишут поэты)

- Обратите внимание,  дети, как красиво оформлены все книги, кто же оформляет книги (Книги оформляют художники)

- Посмотрите,  есть ли на столе знакомые вам книги? Может, что-то мы уже читали?

-А мне дорога вот эта книга, потому что её оформляли вы, как настоящие художники (зачитывает начало стихотворения, дети подхватывают).

Сегодня мы с вами вспомним прошлое книги.

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, скажите, всегда ли книга была такой, какой мы её привыкли видеть сейчас?

Дети: нет.

Воспитатель: Конечно же - нет.

Игра «Что сначала? Что потом?»

Воспитатель предлагает детям опорные карточки – картинки, по которым они рассказывают историю развития книгопечатания

Воспитатель: Вспомните  и скажите, на чём писали люди, когда ещё не было бумаги?

Дети: на камне, на глине, на бересте, папирусе, пергаменте, бамбуке.

Воспитатель: А где же изобрели бумагу?

Дети: В Китае.

Воспитатель: Верно, китайские мастера долго не открывали секрет изготовления бумаги, но потом открыли, и бумагу стали производить и в других странах мира.

Воспитатель: Как назывались первые книги, которые писались от руки?

Дети: Рукописные.

Воспитатель: А в какой стране изобрели первый печатный станок?

Дети: В Германии

Воспитатель: Кто был первопечатником на Руси?

Дети: Иван Фёдоров.

Воспитатель: Да, это был Иван Фёдоров, как он это делал?

Дети: Он изготовил сначала буквы, затем смазывал их краской и прикладывал к листу бумаги, составляя слова, предложения и тексты.

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Итак, мы побывали в прошлом книги, вспомнили историю её появления.

Физминутка.

Воспитатель: А сейчас встаньте – мы поиграем в игру «Покажите пальцем». Повторяйте за мной слова и движения:

Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем"

Покажите пальцем

Дети сжимают правую руку в кулак

Зайца,

Вытягивают средний и  указательный  пальцы

Книжку

Две раскрытые ладони складывают рядом

Мышку

Ладони прикладывают к макушке

и Орех

Сжимают кулак

Указательному пальцу  

 

Вытягивают вверх указательный палец

Все известно

сгибают и разгибают его несколько раз

Лучше всех

 (Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.)

Воспитатель:  В Германии изобрели  первые печатные станки, и книги стали издаваться в печатном виде.

А вот о том, как делают современную книгу нам расскажут ребята. Возьмите свои карточки и приготовьтесь рассказывать.

(Дети берут опорные карточки и выходят к доске).

Воспитатель: Молодцы, спасибо, садитесь на свои места. Ну, вот мы и вспомнили, какой долгий путь проходит книга, прежде чес попасть к нам на стол.

Воспитатель: Ребята, вы рассказали, что бумагу делают из дерева, но так можно оставить землю без лесов, потому что деревья растут очень долго. Как вы думаете, есть ли выход, чтобы сохранить природу, но продолжить печатать книги?

Дети: Да, можно использовать старые газеты, бумажные коробки, журналы  для изготовления бумаги.

Воспитатель: Правильно, если все будут собирать макулатуру и сдавать на переработку, то мы сохраним наши леса.

Мы с вами провели эксперимент по изготовлению бумаги, давайте вспомним, что было использовано нами?

Дети: старые газеты, использованные на занятиях бумажные салфетки. Мы сначала их измельчили , залили водой.  На следующий день слили лишнюю воду, размельчили миксером, добавили клей, перемешали хорошо и разложили на столе на клеенке тонким слоем,  разровняли и высушили.

Воспитатель: Все правильно, и что у нас получилось – бумага

Вот наша бумага.  А какой мы можем сделать вывод.

Дети: Чтобы сохранить деревья в лесах, нужно собирать макулатуру и отправлять её на бумажные комбинаты.

Воспитатель: Много людей трудится над созданием книги. Скажите, люди каких профессий, кроме писателей, поэтов, ученых, художников ,принимают участие в создании книги?

Дети: Лесорубы, трактористы, сплавщики, инженера, шоферы и рабочие бумажных комбинатов.

Воспитатель: Как вы думаете, как надо относиться к книгам? Как нужно с ними обращаться?

Дети: бережно, аккуратно, не рвать, не пачкать.

Игра «Да – Нет».

Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Что любит книга?».

Обложку. Да.

Грязные руки. Нет.

Закладку. Да.

Дождик и снег. Нет.

Бережное отношение. Да.

Ласку. Да.

Яичницу. Нет.

Чистые руки. Да.

Валяться на полу. Нет.

Драться. Нет.

Жить на книжной полке. Да.

Любознательных читателей. Да.

Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны. А кто знает пословицы о книге? (Дети рассказывают пословицы о книге) .

Воспитатель: Чтобы книга оставалась всегда в хорошем состоянии при чтении в неё нужно вкладывать закладки, поэтому я хочу вам подарить закладки.

Я к вам обращаюсь,  дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Рефлексия:

Книга самый верный,

Самый лучший друг.

Из нее узнаешь ты

Обо всем на свете.

На любой вопрос она

Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,

Все к твоим услугам!

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом!

Книга самый верный,

Самый лучший друг.

Из нее узнаешь ты

Обо всем на свете.

На любой вопрос она

Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,

Все к твоим услугам!

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...