Конспект занятия "Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зимина Нина Порфирьевна
  • Закрепить знания детей о весне и весенних  явлениях.
  •  Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
  • Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна.
  •  Закреплять навыки по слогового чтения и составления слов из слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Росинка»

                                  г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Конспект занятия «Весна пришла»

                   ( Старшая  группа)

Составила:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Зимина Нина Порфирьевна

                                                       г. Козьмодемьянск,  2017 г.

    Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о весне и весенних  явлениях.
  •  Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
  • Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна.
  •  Закреплять навыки по слогового чтения и составления слов из слогов.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: чтение: потешек о солнце, весне.

Наглядный материал: картинки с  изображением перелетных птиц,, о весне, зиме, лете, осени, картина А- 3 с изображением весны, подснежников, скворечника с птицами, солнца.

Выставка с книгами о весне, рисунки детей о весне.

Чтение рассказов и стихов о весне:            

             В.В. Бианки «Первая песня»

В. Бианки «Когда наступает весна»

А. А. Ливеровский «Глаза марта»

И. С. Никитин  «Полюбуйся весна наступает…»

                                                      ХОД ЗАНЯТИЯ

   Воспитатель.

– Ребята, сегодня  в садик  прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла в наши края и сегодня она придет к нам в гости.

Как да кап и не до сна,

Постучалась к нам весна

Зазвенел ручей игриво

Вышел ежик . «Что за диво!

Хватит звери нам скучать,

Уж весну пора встречать!»

– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость). А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение) Мы живем  в средней полосе России, весна к нам приходит в марте солнце  начинает  греть теплее и мы радуемся весне. Неужели? Весна пришла? А как удивился и обрадовался приходу весны (Егор,  Артем, Даша)
–  Сорока нам  прислала загадки.  Давайте их отгадаем.

1.Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки, 
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … 
(Весна)

У Весны есть три сестры, попробуем их отгадать.

(Выставляется открытка весны, зимы, лета, осени.)

2.Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня … 
(Зима)

3.Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … 
(Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … 
(Осень)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

Стук в дверь, входит веснянка – девочка в наряде «Весны»

– Здравствуйте,  ребята, я очень рада вас видеть и приглашаю вас в хоровод.

Хоровод – «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.

2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

«Веснянка»

– Ребята, мне  очень хочется узнать, какие  признаки весны вы знаем?

 Что происходит с природой весной?

 Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной»

 (Весной ярко светит солнце.

Весной день становиться длиннее.

Весной бегут ручьи.

Весной тает снег.
Весной появляются подснежники.

Весной  распускаются почки на деревьях.)

Воспитатель

– Веснянке очень понравилось, что вы много знаете  о признаках весны.

Теперь Веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину.

Разбудить ее после зимней спячки. 

(Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка.

По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников). Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца. Ответы детей полным предложением).

– Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.

– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?      
– Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег 
(грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).
Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился?
– Вот и растаял снег и превратился в весенний ручеек.
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? 
(Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
– Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».
– А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик. 
(Дети встают друг за другом)

Массаж спины

Дождик бегает по крыше                     похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, –                         
постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, – 
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, –                         
постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше                        
поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше – 
Бом-бом-бом!

– Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.
– Какие птицы возвращаются? 
(Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы) А какие зазывалки вы знаете о птицах?

_ Какие заклички о птицах вы знаете?

   Дети рассказывают заклички о птицах.

1. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье!

2. Журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полети-ка по Руси!

3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Циглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы по воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!

– А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?
– Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?
– На весенних проталинах появляются цветы. 
(Подснежники)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята хотят с тобой поиграть. ( участвуют 2- 3 детей)

Инсценировка стихотворения с Веснянкой.

Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?
– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

  • Весной ручей какой? – весенний.
  • Весной на лице появляются что? – веснушки.
  • Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Составь слова из слогов». Составим из слогов слова на весеннюю тему. Слоги находятся на льдинках. Их нужно составить так   чтобы получилось слово  (весна, ручей, проталина, ветер, верба, дерево, солнце)

 Звучит музыка А. Вивальди «Весна»

– Весна приготовила загадки, давайте попробуем их отгадать! (картинки с отгадками выставляются на доске)

1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … 
(верба).

2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … 
(капель).

3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … 
(подснежник).

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. 
(Снеговик)


6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. 
(Сосулька)

7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … 
(скворец).

8. Шагает красавица, 
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. 
(Весна)

9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. 
(Трава)

«Веснянка»

- Молодцы , ребята, все загадки отгадали, а мне пора с вами прощаться. До свидания ! Уходит.

Подведение итогов. Чем мы занимались? Что узнали нового? Что интересного узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Пришла в гости Зима, много снега принесла» Образовательная область: художественное творчество ранний возраст

Программное содержание:«Художественное творчество»·        Формировать умение детей рисовать красками способом «примакивания» используя кисть.·...

Конспект НОД "Пришла волшебница зима"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГТ...

Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» (для детей старшего возраста)

Открытое мероприятие для студентов ЗПК им.В.В.ВиноградоваКонспект по изодеятельностиТема: «Пришла весна, прилетели птицы»(для детей старшего возраста)Программное содержание:• Учить детей передавать в ...

Конспект НОД "Пришла весна в лес Пермского края" (для детей старшей группы)

Конспект НОД для детей старшей группы, обобщающий представления у детей о весеннем лесу Пермского края и его обитателях....

Конспект НОД "Пришла зима"

Конспект НОД "Пришла зима"...

Конспект "Весна пришла (использование малых фольклорных форм)

Конспект НООД в средней группе по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Речевое развитие"...

конспект "Маслена пришла"

конспект фольклорного праздника Масленицы...