Статья “Роль сказки в речевом развитии дошкольников” "Детский сад 125 Выборгского района Санкт-Петербурга"воспитатель Кобелева Т.И.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Татьяна Ивановна Кобелева

Статья “Роль сказки в речевом развитии дошкольников”

“Детский сад 125 Выборгского района Санкт-Петербурга” воспитатель Кобелева Т.И.

“Сказки злые и добрые могут помочь в воспитании”. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее» Д. Родари

Художественная литература служит могучим средством нравственного, умственного, эстетического развития детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение их речи, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Наиболее точную классификацию сказки дал другой её отечественный исследователь А.Н. Афанасьев, на основе которой один из классиков гуманитарной науки XX века В.Я. Пропп составил общую классификацию, включающую крупные разряды, а именно:

1) сказки о животных

2) сказки о людях:

а) новеллистические (включая анекдоты)

б) волшебные

Волшебная сказка - это тот, фольклорный текст, с которым более всего ассоциируется понятие «сказка». Их также называют собственно сказками.

Прежде всего, следует отметить, что волшебную сказку надо определять, используя не расплывчатое понятие волшебности, а присущие ей закономерности. Закономерность же появляется там, где есть повторяемость. И волшебная сказка действительно обладает какой-то специфической повторяемостью.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается обо всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета -- это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения -- разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка -- это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» -- то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Такова общая характеристика волшебной сказки.

Принципы работы по сочинению сказки

На начальном (подготовительном) этапе обучения детей написанию сказок используют игры на основе известных детям сказок. К примеру, детям предлагают описать героинь из сказок «Белоснежка», «Золушка» и другие, а также, например, сравнить сюжеты подобных друг другу сказок «Госпожа метелица», «Морозко» и так далее.

Кроме этого, используются игры на моделирование (учащиеся учатся распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, а также придумывают различные ситуации, в основу беря схематические изображения отдельных предметов) и игры на обобщение (дети придумывают предметы — помощники на основе анализа основных волшебных предметов). Когда происходит процесс обучения детей сочинению сказок, часто используется такой прием, как придумывание продолжения истории. В этом приеме педагоги часто используют в качестве основного сюжета различные загадки, пословицы, потешки и другое.

Пословица очень краткая по содержанию форма сюжета, однако считается одним из наиболее эффективных приемов обучения детей сочинению собственных историй. Например: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Педагог предлагает детям следующее начало рассказа: «Однажды мама попросила Мишу наловить рыбы, чтобы приготовить обед. Мише было очень лень идти, но деваться было некуда...». Считалочка также нередко используется в играх детей. Детям очень легко придумывать продолжение истории к знакомой считалочке. Например, по считалочке, которая давно известна каждому ребенку «На златом крыльце сидели Микки Маус, Том и Джерри...», можно предложить детям следующее начало истории: «Однажды на златое крыльцо вышли погулять Микки Маус, Том и Джерри...»

А вот при загадывании загадок детям учитель должен обращать внимание детей на образные средства. Кроме того, педагог должен помочь детям проанализировать их, а после нахождения отгадки уже предлагать сюжет. Например, известная всем загадка «Зимой и летом - одним цветом» предлагается начало сказки «Вот прошло лето, и уже наступила зима, а она все не меняла своего цвета...» Кроме вышесказанных приемов, используется активно такой прием, как прием оживления неодушевленных предметов. Это могут быть самые различные предметы («День рождение стола», «Как поссорились нож и вилка» и так далее), но все же чаще «оживляются» игрушки, куклы. Очень интересен и такой прием, как прием цепочки. Он используется для коллективного сочинения истории.

Этот прием строится следующим образом: один ребенок называет любое слово, другой ребенок называет другое слово, при этом связывает его с предыдущим. К примеру, первое слово «кошка», а другое слово «платье», а сказка в итоге строится так: «Однажды решила кошка купить себе платье». Третий ребенок, например, назвал слово «мышь» и, связывая его с предыдущим, получается: «А платья продавала мышь». И так сказка заканчивается. Когда каждый ребенок в группе придумает по предложению.

Оригинальные методы составления сказок с детьми предлагают педагоги, которые работают по методике ТРИЗ. При помощи модели «волшебный экран» выделяются сказки, сюжет которых основывается на подробном описании различных периодов жизни персонажа и изменений, которые происходят с ним. Например, история Маугли. Вместе со взрослыми дети придумывают не только персонаж, но и обсуждают его поведение. Черты характера, его окружающие. А после уже формулируются детьми совместно со взрослыми выводы, то есть все происходящие события неразрывно связаны между собой, ничего не возникает просто так. Методом «волшебного треугольника» дети учатся сочинять сказки конфликтного типа. Дети при этом усваивают, что в сказках всегда добро побеждает зло, а в конфликте добра и зла всегда участвует посредник, в основном это волшебник или волшебный предмет. Это можно изобразить в виде треугольника, на углах которого изображены герой добра, герой зла и волшебный посредник. Внутри пишется слово, которое обозначает взаимодействие этих героев, или же рисуется картинка.
Алгоритм сочинения сказок:

Алгоритм составления сказки: определение места, где будут происходить основные события; выбор главных героев ( то есть положительного и отрицательного); выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или же волшебного предмета); определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей; здесь важно определить мотив, для чего героям нужен этот предмет, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.; разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

Информация взята с сайта: https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriy... .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод

laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...

Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».

В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формиров...

Методическая разработка. Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

По результатам анализа литературных источников и проведенных исследований мной  была разработана система занятий, направленных на развитие уровня общения детей дошкольного возраста со взрослыми. ...

Статья Воспитателя, Болачковой Анны Михайловны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Художественно – эстетическое развитие(рисование и лепка) – как

Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее разви...