Главные вкладки

    конспект занятия в старшей группе Составление рассказа по теме "Весна"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Конева Надежда Александровна

    Непосредственно образовательная деятельность

    «Речевое развитие» (Развитие речи)

    По программе «От рождения до школы» Н.Вераксы

    Для детей старшей группы

    5 – 6 лет

    с использованием мнемотаблиц

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sostavlenie_rasskaza_vesna_idet.docx474.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    Ханты – Мансийского района  

    «Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

    Непосредственно образовательная деятельность

    «Речевое развитие» (Развитие речи)

    По программе «От рождения до школы» Н.Вераксы

    Для детей старшей группы

    5 – 6 лет

    Подготовила воспитатель:

    Бобылева Н.А.

    Тема: Составление рассказа «Весна идет»

    Программное содержание:

    Обучающие задачи:

    ✓закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

    ✓совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

    ✓упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

    ✓формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

     Развивающие задачи:

    ✓развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

    ✓продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

    Воспитательные задачи:

    ✓воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;

    ✓воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

    Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо, мяч.

    Предварительная работа:

    ✓экскурсии и наблюдения в природе;

    ✓чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

    ✓чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;

    ✓рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;

    ✓рисование по теме «Весна»;

    ✓разучивание стихотворения с одним из детей;

    ✓разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

    ✓        дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

    Технологическая карта

    планирования НОД  по программе «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы

    «Речевое развитие».

    Вид НОД

    Развитие речи

    Тип

    интегрированное

    Возраст детей

    5-6 лет

    Длительность

    25 минут

    Форма проведения

    фронтальная

    Тема

    Составление рассказа «Весна идет»

    Структура НОД

    1. Мотивационно – побудительный этап:

    • Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность    внимания);

    • Создание интереса к занятию (письмо от пингвиненка).

    1. Организационно поисковый (основной) этап:

    • Организация детского внимания;

    • Объяснение материала и постановка учебной задачи и совместное решение

    • Закрепление знаний умений и навыков

    1. Рефлексивно – корригирующий:

    • Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

    • Переключение детей на другой вид деятельности.

    Цели и задачи

    Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Задачи:

    Образовательные: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

    совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

    Развивающие:  развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

    продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

    Воспитывающие:  воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

    Методы и приёмы (словесный, наглядный, практический, игровой)

    Наглядный: показ демонстрационного материала. (мнемотаблицы)

    Словесные: рассказ педагога, вопросы детям, ответы детей, рассказы детей.

    Здоровьесберегающие технологии

    Дыхательная гимнастика

    Словарная работа

    «весенний», «весенняя», «весеннее»,

    Вопросы детям (итог)

    А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.

    Что нового и интересного вы узнали?

    Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

    Чей рассказ вам понравился? И почему?

    Предварительная работа

    экскурсии и наблюдения в природе; чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе; чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне; рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»; рисование по теме «Весна»; разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

    Материалы и оборудование

    мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо от пингвиненка, мяч. Раскраски.

    Аппаратное и программное обеспечение, ИКТ

    Образовательные ресурсы, Интернет ресурсы

    ФГОС ДО. Программа От рождения до школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352 с. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе».  Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

    Ход занятия

    Дети стоят полукругом.

    Утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте! »

    Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

    Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

    Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

    Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

    Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

    Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

    Здравствуйте, зубки ! щелк-щелк-щелк!

    Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

    Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

    Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!

    Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

    Ребенок.  Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?

    Дети. Это время года — весна.

    Воспитатель. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко, ветка, ручей, капля, цветок, лист,  пчела, (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

    Воспитатель вносит в группу письмо         

    Воспитатель. Ребятки, к нам в группу  пришло  необыкновенное письмо. Вот оно. И на нем какая то картинка. Кто это?

    Дети. Это пингвин.

    Воспитатель. Ребятки, где живут пингвины?

    Дети. Пингвины живут в Антарктиде.

    Текст письма:  Здравствуйте, ребятки! Я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

    Воспитатель. Ну, что ребята расскажем какая у нас весна. Садитесь  на стульчики. Расскажите какая бывает весна?

    Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.

    Воспитатель. А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

    Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первый цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду.

    Воспитатель. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.

    А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце — .., настроение — .., проталины — гроза — .., месяц — .., лучи — дерево — .., листва — .., цветы — ... (Дети называют словосочетания.)

    Воспитатель.  Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну. Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?

    Дети. Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.

     Воспитатель: А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах?

    Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и пр.

    Воспитатель: Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.

    Рассказывание по мнемотаблице «Весна».

    Воспитатель. Спасибо, ребятки. Я записала ваши рассказы о весне и могу отправить ответ пингвиненку.

    А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки... и слушайте... Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох-выдох.

     (Дети выполняют движения 3 раза.) Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся... (Дети потягиваются.) Опустите ручки, сядьте. Молодцы.

    А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.

    Что нового и интересного вы узнали?

    Дети рассказывают.

    Воспитатель. Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

    Дети. Это явление природы называется капель.

    Воспитатель. Чей рассказ вам понравился? И почему?

    Дети рассказывают.

    Воспитатель. Молодцы, ребятки, вы все хорошо занимались. А за наши рассказы пингвиненок отправил нам в письме фотографии своей родины Антарктиды. Только все они черно – белые. Вам нужно оживить их сделать цветными. Помните мы с вами читали рассказ загадку «Красный снег». Можете раскрасить весь снег красным. А посему снег стал красным? В какое время года цветет снег в Антарктиде?

    Примеры рассказов.

       

    Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1

    Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди отмечают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал(а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.

    Рассказ по мнемотаблице «Весна» №2

    Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.

    Рассказ по мнемотаблице «Весна» №3

    Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

    Самоанализ занятия

    Тип непосредственно образовательной деятельности: Речевое развитие

    Тема: Составление рассказа «Весна идет»Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области «Речевое развитие».

    Задачи:

    Образовательные: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

    совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

    Развивающие:  развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

    продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

    Воспитывающие:  воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

    Данная непосредственно образовательная деятельность построена в виде беседы.  Проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет. Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов Закреплялись  знания и умений, полученные раньше. Задание было подобрано в соответствии с возрастными особенностями детей группы.

    Непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер: схемы; составление рассказа о весне; Включались упражнения на развитие внимания(приметы весны), памяти, воображения.

    Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к непосредственно образовательной деятельности, создавались условия для достижения результата. Использовалась словесная система поощрения.

    Выбранная мною форма проведения непосредственно образовательной деятельностью- закрепление пройденного материала. И получены дополнительные знания.

    Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности. Активизация проходила в виде игры- «перенос» детей в воображаемую ситуацию (помочь пингвиненку).

    При помощи разнообразных средств, на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, поддерживала интерес детей к конечному результату.

    Предварительная работа к непосредственно образовательной деятельности проводилась в системе. Сначала рассматривание иллюстрации с изображением «весны», читали художественные произведения, проводила беседу по данной теме «весна».

    Использовала оптимальное сочетание форм обучения: индивидуальное, подгрупповое. Постаралась создать на непосредственно образовательной деятельности эмоциональную, психологически комфортную атмосферу.

    Дети справились с заданием, что говорит, об их хорошей подготовке. Общение на непосредственно образовательной деятельности строила в форме диалога ребенок-воспитатель. Дети были активны, участвовали в беседе, отвечали на вопросы.

    Соблюдались санитарно-гигиенические требования, такие как: чередование различных видов деятельности, установка на соблюдение осанки, длительность непосредственно образовательной деятельности, воздушно-тепловой режим.

    Все запланированные задачи были выполнены. Дети были  активны, заинтересованы. Результатом непосредственной образовательной деятельности стало обобщение полученных знаний и умений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе "Составление рассказа по картине "Строительство космической станции"

    Данное занятие является итоговым в работе с детьми по развитию речи с использованием методики "Картинки без запинки" И.Н. Мурашковска и Н.П. Валюмс...

    Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

    Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

    Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

    Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

    Конспект ООД в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

    продолжать формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок...

    Конспект занятия в старшей группе. Составление рассказа по предметным картинкам по теме: «Мебель».

    Развивать умение составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием....

    Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

    Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы" Программные задачи: Упражнять детей в диалогической речи. Постановка вопросов к фрагментам картины. Составление рассказов-миниатюр из 3-4 пр...

    Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной литературе»

    Конспект занятия в старшей группе  «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной  литературе»...