конспект занятия в старшей группе Составление рассказа по теме "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конева Надежда Александровна

Непосредственно образовательная деятельность

«Речевое развитие» (Развитие речи)

По программе «От рождения до школы» Н.Вераксы

Для детей старшей группы

5 – 6 лет

с использованием мнемотаблиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_vesna_idet.docx474.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты – Мансийского района  

«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

Непосредственно образовательная деятельность

«Речевое развитие» (Развитие речи)

По программе «От рождения до школы» Н.Вераксы

Для детей старшей группы

5 – 6 лет

Подготовила воспитатель:

Бобылева Н.А.

Тема: Составление рассказа «Весна идет»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

✓закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

✓совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

✓упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

✓формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

 Развивающие задачи:

✓развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

✓продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитательные задачи:

✓воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;

✓воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо, мяч.

Предварительная работа:

✓экскурсии и наблюдения в природе;

✓чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

✓чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;

✓рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;

✓рисование по теме «Весна»;

✓разучивание стихотворения с одним из детей;

✓разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

✓        дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Технологическая карта

планирования НОД  по программе «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы

«Речевое развитие».

Вид НОД

Развитие речи

Тип

интегрированное

Возраст детей

5-6 лет

Длительность

25 минут

Форма проведения

фронтальная

Тема

Составление рассказа «Весна идет»

Структура НОД

  1. Мотивационно – побудительный этап:

• Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность    внимания);

• Создание интереса к занятию (письмо от пингвиненка).

  1. Организационно поисковый (основной) этап:

• Организация детского внимания;

• Объяснение материала и постановка учебной задачи и совместное решение

• Закрепление знаний умений и навыков

  1. Рефлексивно – корригирующий:

• Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

• Переключение детей на другой вид деятельности.

Цели и задачи

Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие:  развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывающие:  воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приёмы (словесный, наглядный, практический, игровой)

Наглядный: показ демонстрационного материала. (мнемотаблицы)

Словесные: рассказ педагога, вопросы детям, ответы детей, рассказы детей.

Здоровьесберегающие технологии

Дыхательная гимнастика

Словарная работа

«весенний», «весенняя», «весеннее»,

Вопросы детям (итог)

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.

Что нового и интересного вы узнали?

Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

Чей рассказ вам понравился? И почему?

Предварительная работа

экскурсии и наблюдения в природе; чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе; чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне; рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»; рисование по теме «Весна»; разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Материалы и оборудование

мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо от пингвиненка, мяч. Раскраски.

Аппаратное и программное обеспечение, ИКТ

Образовательные ресурсы, Интернет ресурсы

ФГОС ДО. Программа От рождения до школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352 с. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе».  Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте! »

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки ! щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Ребенок.  Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?

Дети. Это время года — весна.

Воспитатель. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко, ветка, ручей, капля, цветок, лист,  пчела, (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Воспитатель вносит в группу письмо         

Воспитатель. Ребятки, к нам в группу  пришло  необыкновенное письмо. Вот оно. И на нем какая то картинка. Кто это?

Дети. Это пингвин.

Воспитатель. Ребятки, где живут пингвины?

Дети. Пингвины живут в Антарктиде.

Текст письма:  Здравствуйте, ребятки! Я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

Воспитатель. Ну, что ребята расскажем какая у нас весна. Садитесь  на стульчики. Расскажите какая бывает весна?

Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.

Воспитатель. А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первый цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду.

Воспитатель. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.

А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце — .., настроение — .., проталины — гроза — .., месяц — .., лучи — дерево — .., листва — .., цветы — ... (Дети называют словосочетания.)

Воспитатель.  Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну. Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?

Дети. Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.

 Воспитатель: А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах?

Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и пр.

Воспитатель: Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.

Рассказывание по мнемотаблице «Весна».

Воспитатель. Спасибо, ребятки. Я записала ваши рассказы о весне и могу отправить ответ пингвиненку.

А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки... и слушайте... Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох-выдох.

 (Дети выполняют движения 3 раза.) Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся... (Дети потягиваются.) Опустите ручки, сядьте. Молодцы.

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.

Что нового и интересного вы узнали?

Дети рассказывают.

Воспитатель. Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

Дети. Это явление природы называется капель.

Воспитатель. Чей рассказ вам понравился? И почему?

Дети рассказывают.

Воспитатель. Молодцы, ребятки, вы все хорошо занимались. А за наши рассказы пингвиненок отправил нам в письме фотографии своей родины Антарктиды. Только все они черно – белые. Вам нужно оживить их сделать цветными. Помните мы с вами читали рассказ загадку «Красный снег». Можете раскрасить весь снег красным. А посему снег стал красным? В какое время года цветет снег в Антарктиде?

Примеры рассказов.

   

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди отмечают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал(а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №2

Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №3

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

Самоанализ занятия

Тип непосредственно образовательной деятельности: Речевое развитие

Тема: Составление рассказа «Весна идет»Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области «Речевое развитие».

Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие:  развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывающие:  воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Данная непосредственно образовательная деятельность построена в виде беседы.  Проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет. Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов Закреплялись  знания и умений, полученные раньше. Задание было подобрано в соответствии с возрастными особенностями детей группы.

Непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер: схемы; составление рассказа о весне; Включались упражнения на развитие внимания(приметы весны), памяти, воображения.

Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к непосредственно образовательной деятельности, создавались условия для достижения результата. Использовалась словесная система поощрения.

Выбранная мною форма проведения непосредственно образовательной деятельностью- закрепление пройденного материала. И получены дополнительные знания.

Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности. Активизация проходила в виде игры- «перенос» детей в воображаемую ситуацию (помочь пингвиненку).

При помощи разнообразных средств, на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, поддерживала интерес детей к конечному результату.

Предварительная работа к непосредственно образовательной деятельности проводилась в системе. Сначала рассматривание иллюстрации с изображением «весны», читали художественные произведения, проводила беседу по данной теме «весна».

Использовала оптимальное сочетание форм обучения: индивидуальное, подгрупповое. Постаралась создать на непосредственно образовательной деятельности эмоциональную, психологически комфортную атмосферу.

Дети справились с заданием, что говорит, об их хорошей подготовке. Общение на непосредственно образовательной деятельности строила в форме диалога ребенок-воспитатель. Дети были активны, участвовали в беседе, отвечали на вопросы.

Соблюдались санитарно-гигиенические требования, такие как: чередование различных видов деятельности, установка на соблюдение осанки, длительность непосредственно образовательной деятельности, воздушно-тепловой режим.

Все запланированные задачи были выполнены. Дети были  активны, заинтересованы. Результатом непосредственной образовательной деятельности стало обобщение полученных знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

Конспект ООД в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

продолжать формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок...

Конспект занятия в старшей группе. Составление рассказа по предметным картинкам по теме: «Мебель».

Развивать умение составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием....

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы" Программные задачи: Упражнять детей в диалогической речи. Постановка вопросов к фрагментам картины. Составление рассказов-миниатюр из 3-4 пр...

Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной литературе»

Конспект занятия в старшей группе  «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной  литературе»...

Конспект ННОД в старшей группе «Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц» с использованием мнемотехники

Развитие связной речи при составлении  рассказа по картине с использованием мнемотехники....