Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной литературе»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Фомина Анастасия Ивановна

    Конспект занятия в старшей группе 

    «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной  литературе»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tokmakova.docx21.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задачи:

    Знакомство детей с произведением детской писательницы И. Токмаковой «Где спит рыбка?» Рассматривание книг и сборников стихов Ирины Токмаковой. Развивать у детей интерес к художественной литературе посредством стихотворений.

    - связная речь:  учить давать описание внешнего вида животного, учить составлять короткий рассказ на заданную тему;

    - словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

    - звуковая культура речи: учить подбирать слова,  сходные по звучанию и ритму.

    Материал: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей), скворечник, мяч,  медиапроигрыватель.

    Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о животных, дидактические и словесные игры, составление описательных рассказов, разучивание потешек, поговорок, придумывание и  отгадывание  загадок.

    Ход занятия

            В. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

            В. Дети, вы представляете, сегодня утром я пришла на работу и увидела, что в нашей группе появилась новая вещь. Хотите знать, что же это за вещь? Для этого нужно подойти к нашей библиотеке. Вот она, эта вещь – новая книга. Но она необычная, так как сделана своими руками. И поэтому она называется книжка-самоделка.  Вот посмотрите, у нее все как у обычной книги: обложка, на которой написан автор и название книги, а также внутри книги есть иллюстрации и текст. Ребята, вы хотите узнать, о чем эта книга? Тогда присаживайтесь на свои стульчики и слушайте внимательно.

            Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой.

    Где спит рыбка?

    Ночью темень. Ночью тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Лисий след ведет к норе,

    След собачий – к конуре,

    Белкин след ведет к дуплу,

    Мышкин – к дырочке в полу.

    Жаль, что в речке на воде

    Нет следов твоих нигде.

    Только темень, только тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Ребята, так, где же спит рыбка?

    Ответы детей.

            В. Это произведение написала очень известная детская писательница стихов Ирина Токмакова. Посмотрите, пожалуйста, на её портрет. На магнитной доске дети видят портрет И. Токмаковой, и изображения нескольких сборников стихов писательницы.

            В. Детки, как вы думаете, это произведение является стихотворением или рассказом?

    Ответы детей.

            В.  Какие новые слова вы услышали в этом стихотворении?

    Ответы детей.

            В.  Скажите мне, пожалуйста, какими словами начинается этот стих? Что было дальше? Чем заканчивается это произведение?

    Ответы детей.

            В. Как  вы  уже поняли из стихотворения,  каждое животное имеет свой дом, который в свою очередь, тоже имеет свое название. И в этих домах живут звери и птицы со своими детенышами.  С этими детенышами я вам предлагаю поиграть. В игру «Чей домик?» Вставайте дети в полукруг. Я буду называть дома  животных и при этом кому-нибудь бросать мяч. Кому мяч достанется,  тот должен будет назвать детеныша, который живет в этом доме. И так:

    - Чей дома конура, дупло, нора, берлога, коровник, конюшня, курятник, свинарник, гнездо, вода, голубятник, скворечник?

    Ответы детей.

            В. Да, ребята, скворечник – домик, который люди строят для скворцов, поэтому он и называется – скворечник. В нем любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы – синички, воробьи, вьюрки, чижи. А бывает, что в забытом скворечнике и белка устраивает себе дом или кладовую. Очень гостеприимный этот скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. Воспитатель показывает макет скворечника или картинку со скворечником.

            В. А сейчас ребята присаживайтесь на свои стульчики и будем играть в другую игру. Каждый из вас возьмет  у меня по одной карточке с изображением какого-либо детеныша животного.  Своим детенышам вы поможете попасть в свои домики. У кого какой детеныш, вы мне пока не говорите, и не показывайте карточку.  

            В. Наш гостеприимный домик – скворечник волшебный. Он пускает к себе всех: и зверят  и птенцов. Только нужно  правильно и вежливо попросить об этом: если вы ошибетесь и  неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.

            Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое  задание, правильно попросить: «Домик, домик, пусти, пожалуйста, моего скворчонка,  наших  бельчат, моего снегиренка,  моих котят» и т.п.

            В. Все малыши собрались в домике.  И их стало там очень много. А так как их очень много вот мы с вами и поиграем в игру, которая так и называется «Один – много». Я буду называть  детеныша, который у вас на карточке в единственном числе, а вы  будете называть своего детеныша  во множественном числе. Например: один бельчонок – много бельчат и т.п.

            Дети по очереди называют своих детенышей  сначала в единственном числе, затем во множественном.

            В.  Ну что ж ребята, я смотрю, в нашем волшебном домике собрались почти все лесные звери и птицы, но мне кажется, все-таки одного зверька не хватает. Воспитатель берет из подноса, на котором лежали карточки  для детей с изображением детенышей, одну не использованную карточку. На ней изображен зайчонок.

            В. Детки, посмотрите, один заинька  остался без друзей и без дома. Давайте ему поможем. Согласны, ребята?

    Ответы детей.

            В. Для начала давайте согреем его лапки, сделав небольшую разминку. Вставайте в круг и повторяйте за мной:

       Скок – поскок…

    Скок – поскок

    Зайка прыгнул на пенек.

    В барабан он громко бьет

    В чехарду играть зовет.

    Зайке холодно сидеть

    Нужно лапоньки погреть

    Лапки вверх и лапки вниз,

    На носочки подтянись.

    На носочках скок – поскок,

    А затем вприсядку,

    Чтоб не  замерзли лапки.

    Дети выполняют движения вместе с воспитателем, при этом проговаривая  слова физкультминутки.  После этого присаживаются на стульчики.

            В.  Ребята, кто-нибудь из вас  знает,  что же произошло с этим зайчонком.  Почему он остался один в лесу, без домика, без друзей, да еще и такой грустный.

    Ответы детей.

            В. А вот я знаю, что этот малыш появился на свет совсем недавно. Поэтому он такой еще маленький и пугливый. После того, как он немного окреп, он вышел погулять в лес со своей мамой. А как называют маму зайчонка?

    Ответы детей.

            В. Да ребята, он вышел погулять  на лесную полянку с мамой зайчихой. Но во время прогулки он засмотрелся на одного зверька. А кого,  вы узнаете из загадки. Воспитатель загадывает детям загадку:

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу.

                                                           (Белка.)

    Дети отгадывают, воспитатель выставляет картинку с изображением белки.

            В. Да ребята, это белка. Она также как и заинька живет в лесу. Но что же было дальше  с нашим зверьком?  Может быть, из вас кто-нибудь знает? Если дети затрудняются, воспитатель продолжает. А дальше, ребята,  зайчонок отстал от своей мамы зайчихи и побежал искать ее в лес, но  встретил на своем пути различных птиц.  И одна из таких птиц даже умеет вести счет. Знаете ли вы, что это за птица?

    Ответы детей.

            В.  После того как кукушка ему ничего не сказала про зайчиху, зайчонок побрел дальше в лес. Там его увидели лесные звери и стали спрашивать у него, почему он такой грустный. Он им все объяснил, но они обещали ему помочь, если он с ними поиграет. Детки, давайте поиграем мы с лесными зверьками, ведь нашему заиньке совсем не до игр и веселья, а заодно мы ему и поможем. Согласны?

    Ответы  детей.

            В. Я буду задавать вопросы  о лесных жителях, а вы должны будете отвечать  на них  так, чтобы получилось в рифму.  

    Воспитатель проговаривает детям слова из потешки, а дети по очереди отвечают так, что получается складно.

    В. Зайчик, зайчик, где ты был?

    Дети. За капустой я ходил.

    В. Зайчик, зайчик, где гулял?

    Дети. За морковкой поскакал, на полянке танцевал.

    В. Ёжик, ёжик, с кем плясал?

    Дети. Я с лисичкою плясал.

    В. Эй, зверята, где вы были?

    Дети. Мы на речке рыб ловили.

    В. Ты, лисичка, где гуляла?

    Дети. Я на сцене танцевала.

    В. Медвежонок, где ты был?

    Дети. Я в берлоге медик пил.

            

            В. Вот так, после нашей игры лесные звери рассказали  зайчишке, где  его мама и помогли ему добраться до нее.  Вот такую историю я придумала о нашем маленьком зайчонке. А   теперь ребята попробуйте придумать свою историю о маленьком, пугливом  зайчишке.  В своей истории не забудьте указать, какой на нашей картинке зайчонок и с помощью чего ему удается спастись от своих врагов.

            Несколько детей придумывают и рассказывают свои истории о зверьке.

            Воспитатель дает им оценку и говорит о том, что пока ребята рассказывали свои истории, ей показалось,  что все оказались в весеннем лесу.

            В. Хотите ребята там побывать?

    Ответы детей.

            В. Тогда присаживайтесь на ковер, закройте глаза и прислушайтесь к окружающим звукам. Сделайте несколько больших вдохов. Вы слышите, какой здесь чистый воздух, как звонко и громко поют птицы.  Звучит спокойная музыка со звуками весеннего леса. Проводится релаксация.

    После прослушивания музыки воспитатель подводит итоги занятия.

    муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

    детский сад №124

    Конспект занятия в старшей группе  

    «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной  литературе»

    Конспект подготовила

                                                                              воспитатель Фомина А.И.

    Калининград

    2015г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе "Составление рассказа по картине "Строительство космической станции"

    Данное занятие является итоговым в работе с детьми по развитию речи с использованием методики "Картинки без запинки" И.Н. Мурашковска и Н.П. Валюмс...

    Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

    Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

    Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

    Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

    Конспект ООД в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

    продолжать формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок...

    Конспект занятия в старшей группе. Составление рассказа по предметным картинкам по теме: «Мебель».

    Развивать умение составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием....

    конспект занятия в старшей группе Составление рассказа по теме "Весна"

    Непосредственно образовательная деятельность«Речевое развитие» (Развитие речи)По программе «От рождения до школы» Н.ВераксыДля детей старшей группы5 – 6 летс использованием мнемотаблиц...