ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Груздева Татьяна Николаевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ   ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

Тема « Мебель»

Цель :

Активизировать словарь детей по теме «Мебель»

Задачи :

1.Коррекционно- образовательные:

- закреплять умение формировать грамматически правильные фразы,

- учить правильно  употреблять предлоги в предложении,

-учить образованию прилагательных от существительных,

-совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов по лексической теме,

- закреплять умение составлять описательный рассказ – загадку о предметах мебели по плану,

-расширять словарный запас (слова-антонимы)

2.Коррекционно-развивающие:

- развивать мелкую и общую моторику,

- развивать речь с движением,

3.Коррекционно- воспитательная:

-воспитывать умение слушать педагога, товарища ,выполнять инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Даже в древней юрте кочевника  была кое-какая мебель. Что уж говорить о современном доме! Без мебели невозможно комфортное существование человека в цивилизованном мире. При рассматривании лексической темы «Мебель» мы провели с детьми занятие по развитию речи «Мебель». Для формирования грамматической связной речи необходимо накапливать и применять полученные знания в жизни . Речевая функция играет важную роль в психическом ,умственном развитии ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать окружающий мир. Полноценное речевое общение является необходимым условием существования нормальных социальных человеческих контактов и связей , а это в свою очередь расширяет кругозор ребёнка.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ   ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

Тема « Мебель»

Цель :

Активизировать словарь детей по теме «Мебель»

Задачи :

1.Коррекционно- образовательные:

- закреплять умение формировать грамматически правильные фразы,

- учить правильно  употреблять предлоги в предложении,

-учить образованию прилагательных от существительных,

-совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов по лексической теме,

- закреплять умение составлять описательный рассказ – загадку о предметах мебели по плану,

-расширять словарный запас (слова-антонимы)

2.Коррекционно-развивающие:

- развивать мелкую и общую моторику,

- развивать речь с движением,

3.Коррекционно- воспитательная:

-воспитывать умение слушать педагога, товарища ,выполнять инструкции.

Оборудование: экран, проектор, лазерная указка, счётные палочки ,карточки с заданиями для разгадывания слов, «рулетка» для выбора задания , иллюстрации комнат без мебели , карточки с предметами мебели , мяч.

Предварительная работа: беседа о мебели , её деталях , материалах , из которых она сделана . Составление сложноподчинённых предложений. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришёл». Экскурсия с родителями в мебельный магазин, рассматривание мебели.

План занятия :

-Организационный момент.

- Основная часть.

-Подведение итогов занятия.

Ход деятельности:

Организационный момент:

 Звучит песня светлячка и он появляется на экране.

- Ребята ,сегодня к нам в гости пришёл светлячок .Посмотрите , светлячок «сошёл» с экрана . (используется лазерная указка) Куда же он нас приведёт? Указка показывает на слайд с картинками.

Светлячок показывает слайд «Четвёртый лишний».

- Какой предмет лишний? (микроволновая печь, потому - что это бытовая техника, а остальные предметы мебели) .

-Как вы думаете. о чём мы сегодня будем говорить? Правильно, сегодня мы расскажем светлячку о мебели.

- что такое мебель?

- Мебель –это предметы комнатной обстановки.

- Где изготавливают мебель? (на фабрике)

- Как называется эта фабрика? (мебельная).

- Кто изготавливает мебель? (Столяр.)

-Мы очутились на волшебной мебельной фабрике и сейчас изготовим предметы мебели для светлячка. Помогут нам волшебные палочки.  /Дети выкладывают и называют свою мебель.

-Артём ,что ты сделал?

-Я сделал стол.

Лена, а ты что изготовила для светлячка?

- Я изготовила для светлячка шкаф.

-Получилась замечательная мебель для светлячка!

-Как же рад светлячок! Проследите за ним глазками.

1-часть

Появляется слайд – кроссворд.

-Светлячок привел нас в волшебную страну Кроссвордию. Как вы думаете, что мы будем делать? Правильно, мы будем разгадывать кроссворд. Дети выбирают карточки.

-Пара под номером 1 отгадывает первое слово, №2 – второе, №3 – третье… №5 – пятое.

Выходит первая пара .

- Рита , какое слово спряталось в вашем кроссворде?

-У нас спряталось слово «стул».

- Егор, сколько букв в вашем слове?

- В нашем слове четыре буквы.

-Понравилась страна Кроссвордия? Сейчас посмотрим, куда на этот раз приведёт нас Светлячок. Выполняем  глазодвигательное упражнение.

Открывается слайд-комната.

-Как вы думаете, где мы? Это – комнатка светлячка. Давайте посмотрим, что где находится (по картинкам  дети отвечают, употребляя предлоги).

- Андрей, где находится шкаф?

- Шкаф находится в левом углу.

- Жанна, между какими предметами находится комод?

- Комод находится между шкафом и диваном.

- Тимур, что ты можешь сказать про картину в комнате светлячка?

- Картина висит над дверью.

- Соня, где стоит машинка?

- Машинка стоит около ножки стола.

- Понравилась вам комната светлячка?

- Давайте посмотрим куда на этот раз приведёт нас светлячок.

Светлячок приводит к слайду со стулом без спинки.

-Что это? Без чего стул?(Стул без спинки).

-Ребята ,как можно назвать эту игру?( дети называют разные варианты названия игры).

Проводится игра «Чего не хватает?»

-Игра для внимательных ребят: я буду перечислять части одного предмета мебели, а вам надо назвать ту часть, о которой я забыла:

- У кресла есть спинка, сиденье, ножки и … (подлокотники)

- У кровати ножки ,матрас и…(спинки)

 -У шкафа стенки ,полки вешалка и (дверцы)

- у стула ножки,сиденье и( спинка).

-У комода спинки и..(ящики)

- Сейчас мы с вами отдохнём. Владик будет ведущим.

Физминутка:

Вверх-вниз

Вверх-вниз

Это мама не каприз

Вправо- влево

Вправо-влево

Посмотри как королева

Покивать по сторонам

Нужно нам ,так нужно нам.

Головою покрутить  не забыть нам не забыть.

И плечами  повращать

Нужно плечики размять

Вперёд-назад

Вперёд-назад

И все дела пойдут на лад.

2-часть

- А где же наш  светлячок? (Светлячок светит на конверт)

-Давайте посмотрим , что в этом конверте? ( Дети читают на конверте слово «Загадки»)

Дети отгадывают загадки . Отгадки появляются на сайде.

В этой комнате на полке

Куклы, зайчики и волки.

Мчится поезд по ковру,

Малышей зовет в игру.

Дочки, сыновья и внуки

Тут совсем не знают скуки. (Детская) 

В этой комнате диванчик

Мягкий, словно одуванчик.

Ночью тут летают сны

В желтых лучиках луны. (Спальня)

Смотрят тут телепрограммы

Дочка, сын и папа с мамой.

Мягко светит абажур,

В кресле кот поет: "Мур-мур!" (Гостиная)

-Интересные загадки? О чем они? Правильно, вот  комнаты: …(хором: детская, спальня, гостиная).

-А вы умеете сочинять загадки? Попробуем сочинить загадки о предметах мебели? Поможет нам план – схема. Давайте вспомним план загадки: как используют этот предмет мебели, для какого помещения,  цвет и материал, детали, форма, как ухаживают. Берите по одной карточке, но никому ее не показывайте, самостоятельно составьте загадку.

-Маша, загадай свою загадку, а мы попробуем отгадать.

- За этой мебелью делают уроки .Он стоит в детской .Эта мебель серого цвета сделана из дерева . У него есть три стенки , столешница ,ящики. Мебель прямоугольной формы. Её можно протирать тряпочкой.

Правильно! Помести письменный стол в соответствующую комнату. Куда ты поставила стол?

- Я поставила стол в детскую.

-Рита ,загадай свою загадку.

- На нём сидят .Он стоит в детской .У него четыре ножки , сиденье и спинка.  У него ножки серого цвета  ,а спинка и сиденье зелёного цвета .Он сделан из дерева .Эта мебель жёсткая. Сиденье квадратной формы. Его можно протереть тряпочкой.

-Рита , помести свой стул в соответствующую комнату.

- Илья, загадай свою загадку.

- На нём можно лежать и спать. Он стоит в спальне. Он коричневого цвета , сделан из дерева .У него есть ножки , матрас и спинки.

-Ребята, а вы умеете делать мебель из пальчиков?( Делаем стол ,стул и кровать).

Саша, загадай ты свою загадку а мы попробуем отгадать.

-В этой мебели хранятся вещи. Он стоит в спальне. Он коричневого цвета и сделан из дерева. У этой  мебели есть три стенки , дверцы.Внутри полки и вешалки. Он прямоугольной формы. Его можно протирать тряпочкой.

-Помести шкаф в соответствующую комнату.

Итог: - Молодцы, ребята. Понравилось играть со светлячком?

-Что для вас было самым сложным? А самым интересным?

- Ребята, посмотрите ,светлячок нас опять куда -то хочет привести.

Светлячок дарит игру «Мебель»

-Попрощаемся со светлячком! Звучит песня светлячка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Рассказ детей из опыта на тему:" О животных зоопарка"

Расширять знания детей об обитателях зоопарка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6843372","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зимние забавы детей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группеСоставление рассказа из личного опыта (по памяти) «Зимние забавы детей»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина"

Цель: Закрепить знания детей о русском писателе А. С. Пушкине,и его произведениях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21159381","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type"...

План -конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».

План -конспект занятия  по развитию речи  в подготовительной к школе группе  на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»»....

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...