викторина "По русским сказкам"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) на тему

Материал для проведения итогового занятия по речевому развитию для детей 5-7 лет. Интересный, полезный и познавательный материал. Детям будет интересно вместе с Мудрой Совой ещё раз окунуться в мир русских сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Викторина по русским сказкам»

Конспект занятия по развитию речи,

для детей 5-7 лет.

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

Образовательные задачи: 

- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;

- формировать звуковую культуру речи;

- обогащать и активизировать лексику слов;

- закреплять последовательную цепочку героев в сказке,

- вызвать у детей эмоционально радостное настроение.

Развивающие: 

- развивать дикцию и фонематическое восприятие; 

- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- воспитывать у детей добрых чувств у каждого ребёнка.

Тип занятия: закрепление пройденного материала

Место проведения: игровая комната

Методы: наглядный, игровой (практический), словесный

Приемы: наглядно-зрительные, тактильно-мышечный, наглядно-слуховой, использование зрительных ориентиров.

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Пособие: муз.сопровождение, гимнастические скамейки, мячи по количеству детей.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Рассматривание серий иллюстраций к сказкам. Настольные игры: «Про сказки», «В гостях у сказки», пазлы - мозаика «Сложи сказку».

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся, стали все в круг, улыбнулись:

«Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись».

Воспитатель: Скажите пожалуйста, почему я так одета? Наверное, в путешествие собралась. А вы бы хотели со мной путешествовать? (Ответы детей).

Вот вас я и приглашаю в волшебное путешествие в страну сказок, но сначала скажите?

- Что нужно взять с собой в путешествие, но в рюкзак нельзя положить? (Отвагу, храбрость, внимание)

- А какого бы сказочного героя вы бы хотели взять в путешествие? Почему?  (Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, а, чтобы веселее было путешествовать, давайте наденем вот такие бантики, носики и будем, как сказочные герои.

«Книгу сказок открываем,

С ней  путешествие начинаем».

Воспитатель: Мы сегодня с вами поделимся на две команды и будем отвечать на вопросы Совушки и Ежика. Которые тоже любят читать сказки и знают много интересного и полезного.

(Дети могут делится по желанию, по счёту, по выбору каких-либо определенных карточек).

Воспитатель: Команды готовы? Тогда начинаем, за каждый правильный ответ команда получает фишку.

 Совушка  (игрушка- перчатка): Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, Жучка, кошка и ещё кто-то. Ну, они её вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что они вытащили? («Репка»).

Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А ещё заяц, лиса, ещё-кто и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? Кого съела лиса?(«Колобок»)

        А из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: Мышка-норушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок –серый бочок, и Медведь косолапый. Медведь его и раздавил. Как называется эта сказка? Что развалил медведь? («Теремок»)

       А вот четвертую сказку я помню точно. В ней кто-то пришёл к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали её, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал . Как называется сказка? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка»).

 Ежик(игрушка- перчатка): Однажды я целую неделю читал сказки, и в голове у меня всё перемешалось. Послушайте меня и постарайтесь исправить.

*- «Царевна-Индюшка»                                                                                                              *- «По собачьему веленью»                                                                                                      *- «Иван царевич и зеленый волк»                                                                                             *-«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»                                                                                *-«Петушок- золотой пастушок»  «Мальчик-с- кулачок»                                                        *-«У страха уши велики»                                                                                                    *-«Лапша из топора»

   Совушка  (игрушка- перчатка) : А сейчас я вам предлагаю со мною вместе поиграть.

Проводится физ.минутка «В темном лесу есть избушка».

В темном лесу есть избушка – дети шагают

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – грозят пальцем

  Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие – показывают       

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят –руки вверх.

Ежик (игрушка- перчатка): Послушайте меня, я дам вам описание сказочного героя, а вы попробуете его узнать и назвать сказку, героем которой он является.

- У него нет ни ручек, ни ножек, он имеет форму шара. (Колобок)

-Все звери остались без крова, а жить они стали все вместе в одном домике. И только один большой, косолапый зверь не вошёл в их маленький домик и развалил его. (Теремок. Герой медведь).

- Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. Ему пришлось звать на помощь свою семью. (Репка. Дед)

- Эта героиня искала своего братца, которого унесли гуси-лебеди. (Гуси- лебеди. Сестрица Алёнушка)

- Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. (Волк и семеро козлят. Волк)

Совушка  (игрушка- перчатка) : Ребята, а мне хочется узнать как хорошо вы слушаете сказки. Кто из главных героев сказал эти слова?

- Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. (Колобок).

- Сивка Бурка, вещая каурка! Стань предо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок).

-Слышим, слышим, да не матушкин это голосок. Наша матушка поёт тонюсеньким голосом и не так причитает! (Козлята).

- Сяду на пенёк,

Съем пирожок! (Медведь).

Ежик (игрушка- перчатка): О! Я вижу у вас все девочки очень красивые, прямо как принцессы из сказок.  А вот вам и задание, назовите русских красавиц, которые встречаются в русских народных сказках.

- Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи. Как его звали? (Царевна Несмеяна, Емеля).

- Как звали царевну из болота и её жениха? (Царевна Лягушка, Иван Царевич).

- Как звали меньшую дочь из сказки «Аленький цветочек», кто стал её суженным? (Настенька, Чудовище).

- Как звали девицу, у которой брат напился водицы из копытца? Назовите и его имя? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Совушка  (игрушка- перчатка): Ребята, мы видим, что вы любите сказки, слушаете внимательно и много знаете.Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит (дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое.

    Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Хорошо отвечали на все каверзные вопросы Мудрейшей Совушки и Умнейшего Ежика. Вам понравилось путешествие по сказкам? Я рада, что у меня такие умные и любознательные дети. Молодцы, вы сегодня меня порадовали. Сказочное путешествие завершилось. Красивые и могучие, свободные и сильные наши предки, оставили нам богатое наследство - это русский язык.

             Использованная литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012
  2.  Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней(старшая, подготовительная ко школе)  группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  3. Интернет- ресурс.
  4.  «Ребёнок в детском сад» № 5, 2010

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Занятие по речевому развитию. Возрастная группа 4-5 лет....

НОД по развитию речи в средней группе Тема: Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

- Формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;- познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей сл...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»....

ООД Речевое развитие "Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко" 29.03.2021

Мини-викторина па русским сказкам и чтение сказки про петушка , который подавился бобовым зернышком....

ООД на тему: «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Цели: Помочь вспомнить названия и содержание уже известных детям сказок; познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко; воспитывать интерес и любовь к русской сказке....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»»...