ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Давыдова Наталия Александровна

Использование малых форм фольклора решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

       Автор: Н. А. Давыдова, воспитатель МБДОУ №78 г. Симферополя.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема внедрения в речь детей старшего дошкольного возраста малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.  Достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. Малые формы фольклора используются не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.

Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Употребление в загадке различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

 Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

    Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного  решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки.  В пословицах нашёл отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость. На поговорках и пословицах училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания.

По образному выражению К.Д.Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». «именно в их лаконичной форме отчётливо проступают черты национального характера».

 С помощью пословиц и поговорок ребёнок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, ценность производительного труда на земле, ценность семьи и семейных отношений, традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле, ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человеческого тела. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Мать праведна – ограда камена».

Следует обратить внимание на нравственно-поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребёнок овладевает представлениями о лучших мужских и  женских  качествах русского народа – доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, трудолюбие.

Выстраивая своё понимание пословиц и поговорок, малыш создаёт свои представления, свои образы, приходит к осознанию своей реальности и своего места в ней. И даже если этого не происходит, сам факт связи с народным творчеством через слушанье в кругу своих сверстников поднимает малыша на другой уровень душевных ощущений и познания и различения хорошего и дурного, добра и зла.

Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребёнка к правильному отношению к явлениям действительности. Помогает понять, что хорошо и что плохо, и  тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.

Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь. Устное народное творчество заставляет ребёнка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще недоступно в реальной повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.  М. : Академия, 2000.  400 с.

2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. / Т. А. Бударина. – С-Пб. : Детство – Пресс. 2001. – 311 с.

3. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1976. – 127с.

4.  Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова - М.: Просвещение, 1972. – 78 с.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции 1-4 / О.С. Ушакова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 68 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

Конспект открытого занятия в средней группе. Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».

Конспект открытого занятия в средней группе.Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».Остро...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ...

Развитие речи младшего дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами с использованием ИКТ

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами». Тема: «Птицы вокруг нас»

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклор...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...