Конспект НОД по развитию речи старшая группа пересказ рассказа У.Пермяк "Про нос и язык."
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Разработка с учетом ФГОС по образовательным областям (познание и  речевое развитие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_2016.odt25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Центр образования № 36

 

                           

                              Конспект  НОД по развитию речи для

             

                                          детей старшей группы

                               

 

                                           г. Тула 2016

         Конспект  НОД по развитию речи для детей старшей группы

                      «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык».

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»

Цель: продолжать учить пересказывать не большие рассказы.

Приоритетная образовательная деятельность: речевая

Задачи ОО В интеграции:

Познавательное развитие:

 вызвать у детей желание больше узнать о своем организме;развивать познавательный интерес о значении для человека (носа и языка) .

 Речевое развитие:

 Закреплять лексику по теме «Части тела»;закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный  словарь;учить согласовывать числительные и существительные; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение;продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту;развивать память, внимание, мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; воспитывать культуру здоровья и стремление сохранять свое здоровье.

Физическое развитие:  

использование физкультминутки  для развитие речи и движений;вызывая эмоциональный отклик; совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

накопление эмоционально – положительного отношения к  ; продолжать учить детей изображать лицо человека.Продолжать знакомить детей с  портретной технологией изображения человека.

Игровые технологии в образовательном процессе: 

дидактические игры и упражнения: «Скажи сколько?», «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Что для чего?», чтение произведения, вопросы, сюрпризный момент «в гости пришла кукла Оля», загадка.

Предпосылки учебной деятельности:

коммуникативные:выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого.

познавательные:умение узнавать и называть части предмета.

регулятивные:контролировать свою деятельность.

личностные:умение оценивать свои достижения.

Оборудование для воспитателя:

- книга с иллюстрациями;

- кукла;

- мяч;

- изображение частей тела (нога, рука, ухо, глаз, нос, язык).

Словарная работа: болтала, нос куда не надо не совала.

Ожидаемый результат

Повышена мотивация к содержанию ОД

Проявлена активность и инициативность для расширения своих представлений о своем теле.

Развивать память; обогащать и  активизировать словарный запас.

Создан фон положительного эмоционального удовлетворения. Развито воображение .   Активизирован словарь.  

Развита координация движений, умение совершать движения в соответствии с текстом; снято эмоциональное напряжение

Эмоционально откликаются на объяснения воспитателя. Сформировано представление о теле человека.

 

                                    

 Ход НОД:

Организационный момент.

В: Сядет тот, кто назовёт часть тела. (Словарь: голова, рука, нога, тело, туловище, глаза, нос, рот, язык, ухо, живот, спина).

- Не повторять ответы товарищей.

В: А сейчас мы поиграем в игру «Скажи сколько?» (с мячом). Отвечаем на вопрос полным ответом.

Вопросы:

1. Сколько у тебя глаз? У меня…

2. Сколько у тебя рук? У меня…

3. Сколько у тебя ног? У меня…

4. Сколько у тебя носов? У меня…

5. Сколько у тебя языков? У меня…

6. Сколько у тебя ртов? У меня…

7. Сколько у тебя голов? У меня…

8. Сколько у тебя ушей? У меня…

9. Сколько у тебя спин? У меня…

10. Сколько у тебя животов? У меня…

В: Садитесь на стульчики и посмотрите, какая у меня красивая сумочка (показывает детям). У меня в сумочке есть отгадка вот на эту загадку, послушайте:

Загадка: Что всё это значит?

  Дочка, а не плачет,

  Спать уложишь – будет спать.

 День и два, и даже пять?

В: К нам в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Что за помощники вы сейчас узнаете и сами отгадаете! Слушайте внимательно!

  Оля весело бежит

 К речке по дорожке,

 А для этого нужны

 Нашей Оле… (ножки).

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки,

А для этого нужны

Нашей Оле… (ручки).

  Оля слушает в лесу,

  Как кричат кукушки,

  А для этого нужны

 Нашей Оле… (ушки).

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле… (зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки в сказке,

А для этого нужны

Нашей Оле… (глазки).

В: Очень много у Оли помощников. У нас с вами тоже есть такие помощники. Я сейчас вам буду их показывать, а вы вспомните, что они нам помогают делать, для чего они нам нужны? Отвечаем полным ответом, не повторяем ответы товарищей.

Игра «Что для чего?»

Ноги – (ходить, бегать, прыгать, стоять);

Руки – (брать, лепить, рисовать, мыть);

Глаза – (смотреть, рассматривать);

Нос – (дышать, нюхать);

Уши – (слышать, прислушиваться).

В: Сейчас я прочитаю вам рассказ. Его написал писатель Евгений Пермяк. Называется рассказ «Про нос и язык». Садимся удобнее, приготовьте свои ушки и слушайте внимательно. (Воспитатель читает рассказ).

Вопросы:

1. О чём этот рассказ?

2. Чего у Кати было по два?

3. Чего у Кати было по одному?

4. О чём спросила Катя у бабушки?

5. Что бабушка ответила на Катин вопрос?

6. Как вы понимаете слово «болтала»? Болтать – быстро и много говорить.

7. Как вы понимаете выражение «не совать свой нос, куда не надо». (Не влезать в чужие разговоры; не перебивать, когда разговаривают взрослые; не мешать людям, когда они заняты).

В: Художник нарисовал иллюстрацию. (Показывает детям)- Кого вы на ней узнали? (Дети рассматривают иллюстрацию и рассказывают, что они видят).

В: Сейчас я ещё раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, потому что потом будете сами его пересказывать. Эта иллюстрация будет вам помогать.

(Пересказывают 3 – 4 ребёнка). Можно использовать пересказ по цепочке, или по ролям. (Каждый пересказ оценивается).

Физминутка.

Руки вверх, в кулачок, разжать, на бочок,

Руки в стороны, в кулачок, разжать, на бочок,

Руки вниз, в кулачок, разжать, на бочок.

/Дети выполняют движения согласно тексту/.

Д/игра «Скажи наоборот»

1 Егор высокий, а Варя…

2. У  Киры волосы длинные, а у Полины…

3. Мама разговаривает, а дочка…

4. Папа идёт, а сын…

5. Уля весёлая, а Дарина…

6. Вова плачет, а Владик…

7. Сестра большая, а брат…

8. Дедушка старый, а внук…

9. Золушка добрая, а мачеха…

Д/ игра «Что забыл нарисовать художник?»

(Воспитатель раздаёт листочки, на которых нарисовано лицо мальчика с недостающими частями).

В: Художник рисовал портрет мальчика, но к нему неожиданно пришли гости и он не успел дорисовать. Давайте мы поможем художнику, но сначала рассмотрим, что он не дорисовал.

(Каждый ребёнок рассматривает свой рисунок и называет, например: «Художник на портрете не дорисовал глаза. Я дорисую мальчику глаза. И т.д.»).

Рефлексия:

1.Кто к нам сегодня приходил в гости?

2.Какое произведение мы сегодня прочитали?

3.Как вы понимаете слово-болтать и «не совать свой нос, куда не надо». ?

 4.Какую ошибку художника мы исправили?

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение ЦО № 36

           

                Конспект  занятия НОД по ФЭМП

                  в старшей группе по стандартам ФГОС

                       г.Тула 2017

Конспект  занятия НОД по ФЭМП в старшей группе по  ФГОС.

Составила: Бойкова Н.П

Возрастная группа: старшая группа.

Ведущая образовательная область: познавательная

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в на предыдущем занятии.

Задачи ОО в интеграции:

 Познавательное развитие:

 совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до десяти, умение соотносить количество предметов с цифрой, знание геометрических фигур, названий дней недели и их последовательность;совершенствовать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку предмет.

 Речевое развитие:

обогащение словаря детей математическими терминами (геометрические фигуры);развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;развивать любознательность,  учить находить решение и делать выводы.

 Социально-коммуникативное  развитие:

воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Физическое развитие:

вызывая эмоциональный отклик; совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Формы реализации:

использование пособий, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу и оценки своей работы;создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Предпосылки учебной деятельности:

Коммуникативные:

владеет элементами культуры общения.

Регулятивные:

слушать взрослого и выполнять его инструкции,контролировать свою деятельность.

Личностные:

умение оценивать собственную деятельность,свои достижения.

Оборудование для детей:

карточки с двумя полосками, пеналы, геометрические фигуры (демонстрационные и раздаточные);

Оборудование для детей:

картинка котёнок, карандаш, лист белой бумаги, звёздочки и флажки, цифра «8»,

Ход НОД:

Вводная часть

Дети вместе с воспитателем встают в круг

Воспитатель:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся,

Улыбнёмся, подмигнём,

И опять играть начнём.

 (дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Дидактическая игра «Определи своё место» (ребёнок определяет своё место в кругу по отношению к другим детям.)

-Саша, кто находится справа от тебя?

-Дима, кто находится слева от тебя?

-Алёша, кто стоит сзади тебя? и.т.д

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, кто назовёт все дни недели по порядку. Сколько их всего? (7)

  Основная часть

(Дети занимают свои места)

Воспитатель обращает внимание на магнитную доску

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что здесь наделал «Котёнок»!

Давайте же ему поможем навести порядок.

(На верхнюю полоску положите все большие квадраты, а н нижнюю все маленькие)

-Кто пойдёт сосчитает все большие квадраты? Сколько их? (8)

-Кто сосчитает маленькие? Сколько их? (8)

Что можно сказать о больших и маленьких квадратах? (Их одинаковое количество, их поровну, больших столько же сколько и маленьких.)

Воспитатель: Дети, вот это число квадратов обозначается цифрой «8», мы видим, что число не зависит от равенства и.т.д.

Физкультминутка  

Вот задача для ребяток:

Как нам сосчитать десяток?

Один, два, три!

А за ними посмотри,

Их нам надо быстро счесть.

Четыре, пять, шесть.

Дальше будет семь и восемь,

К ним и девять мы подбросим,

Единицу лишь прибавим

И десяток вмиг составим.

Сейчас мы будем работать с раздаточным материалом за столами, устанавливать равенство и неравенство геометрических фигур (Использовать выражения столько же, поровну, одинаковое количество.)

Графическое упражнение: Дети на чистом листе бумаги находят верхний правый угол, левый нижний, середину листа (Обозначают их карандашом.)

 Заключительная часть

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Математики. Вам понравилось путешествие?

 Котёнок благодарит детей за хорошую работу и раздаёт звездочки всем детям.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение ЦО № 36

 НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе (5-7 лет) по стандартам ФГОС

                                 «Откуда книга к нам пришла»

                                                 г.Тула 2017

     

Конспект НОД  «Откуда книга к нам пришла»

Составила : Бойкова Н.П.

(образовательные области: речевое развитие,социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие(Ф.Ц.К.М),художественно-эстетическое развитие,физическое развитие).

Цель: Закрепление знаний детей о книге.

Задачи ОО в интеграции

Познавательное развитие:

 знакомить детей с процессом изготовления бумаги и книги,  обогащать речь детей пословицами и стихами.

Социально-коммуникативное развитие:

 развивать речь и коммуникативные навыки детей, эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

  Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к книге, умение сопереживать.

Речевое развитие:

обогащение словаря детей новыми словами (лесорубы,трактор-вездехот, плавка леса,бумажная комбинат,бумажное жидкое тесто, рулон,типография).Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Художественно-эстетическое развитие:

развивать художественные навыки детей при изготовлении своей книги.выполнять работу аккуратно и эстетично доводить начатое дело до конца.

Физическое развитие:

использование подвижной игры  для развитие речи и движений;вызывая эмоциональный отклик; совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Предварительная работа:

рассматривание книг, иллюстраций, чтение, ремонт книг, отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о книгах .

Предпосылки учебной деятельности:

Коммуникативные:владеет элементами культуры общения:умениеприветствовать,прощаться,выразить просьбу,благодарность.

Регулятивные:слушать взрослого и выполнять его инструкции,контролировать свою деятельность.

Личностные:умение оценивать собственную деятельность.

Оборудование для воспитателя:

корзина и платок бабушки-Варварушки ; книги Веселая и Грустная; презентация с изображением процесса изготовления книги; медали книголюбов (на каждого ребенка).

ИКТ: компьютер, итерактивная доска.

Ход НОД:

Стук в дверь, входит бабушка-Варварушка (узнаваемый детьми персонаж), в руках у нее корзина (коробка):

-Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я пришла к вам не с пустыми руками, хотите узнать что у меня в корзинке?

Отгадайте загадку:

Я все знаю, всех учу.

Я сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно читать научиться.

-Что это, как вы думаете?

Правильно, молодцы - это книга!

 (Достает и показывает ребятам «веселую» книжку)

 

Не желают жить без книжки,

И девчонки и мальчишки.

Книга – верный, книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки,

Все ребята говорят!

- Ребята, как вы думаете, почему люди говорят: «Возьми книгу в руки – не будет скуки» (ответы детей)

 Чтобы попасть к нам в руки эта книга совершила длинное путешествие! Хотите узнать какое? Хотите его повторить?

Ну тогда давайте сначала полетим на самолете:

(физкультминутка «Самолет»)

 Руки в стороны - в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре полетел наш самолёт.

 Посмотрите куда мы попали!

 Оказывается книга берет свое начало из леса! Рано утром лесорубы приходят в лес и спиливают деревья, обрубают ветки, крепко связывают между собой бревна, потом приезжает трактор-вездеход и тянет их к реке. Река самая хорошая и удобная дорога для плавки леса, как огромные рыбки плывут эти бревна вниз по течению и попадают на бумажный комбинат (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов).

 Отправляемся дальше по следам нашей книги, поплывем по реке на пароходе:

 (физкультминутка «Пароход»)

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход.

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

 Ребята, мы с вами оказались на бумажном комбинате, сюда попадают бревна из леса. Их распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу похожую на жидкое тесто, разливают его по большим формам и получается бумага, её скатывают в большие рулоны. (Слайды)

Отправляемся дальше на машине!:

 (физкультминутка «Машина»):

Завели машину :ж-ж-ж  

 Накачали шину: ш-ш-ш.

 Улыбнулись веселей

 И поехали скорей. (2 раза).  

 С завода бумагу привозят в типографию, здесь на ней печатают книги, делают красивые переплеты. Сказки, рассказы и стихи, которые печатают в книгах,  придумывают разные авторы: поэты, писатели. А над красочными иллюстрациями трудятся художники. Из типографии книги попадают на полки магазинов,  где мы с вами их и покупаем. (Слайды).

  Ребята, вот какой длинный путь проделала книга прежде чем попала к нам в руки, сколько много людей разных профессий над ней трудились! Посмотрите, книга в моих руках веселая, она улыбается, но в моей корзинке есть грустная книга, они сейчас расскажут вам свою историю:

Однажды встретились две книжки, разговорились меж собой (две книги веселая и грустная).

 Ну, как твои делишки?

Одна спросила у другой.

 Ох, милая, мне стыдно,

Хозяин мой обложки вырывал,

Да, что обложки, оборвал листы,

Из них он делает кораблики, плоты и голубей,

Боюсь, листы пойдут на змей.

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

 Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Всегда любили все меня,

Пока не вымыв чисто руки,

Меня не брали никогда.

Меня не рвали. Не трепали.

А только берегли, читали!

 Ребята, почему в этой истории одна книга грустная? А почему другая веселая? Как нужно обращаться с книгами? А чем мы можем помочь грустной книге? (ответы детей)

  Послушайте еще раз мое любимое стихотворение о книгах и постарайтесь его запомнить:

Не желают жить без книжки,

И девчонки и мальчишки.

Книга – верный, книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки,

Все ребята говорят!

(воспитатель повторяет стихотворение несколько раз, дети его повторяют)

  Какие вы молодцы!

 Релаксация

Давайте вспомним что мы сегодня узнали.( дети восстанавливают процесс изготовления книги с помощью бумажных иллюстраций, выстраивая их в логическую цепочку; вспоминают о том, как нужно обращаться с книгой, отвечая на наводящие вопросы воспитателя)

 Замечательно я вижу что вы очень любите и бережете книги, поэтому я хочу наградить вас  значками книголюбов! А сейчас  мы отправимся на свою фабрику по изготовлению книги.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа). Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок".

Программное содержание:1. Продолжать формировать умение детей выразительно пересказывать литературный текст;2. Уметь употреблять в пересказе местоимения и глаголы в форме 1 лица;3. Формировать навыки ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект НОД по развитию речи старшей группы «Пересказ произведения А. Н. Толстого «Еж»

Цель: учить пересказывать близко к тексту используя слова автора....

Конспект НОД по развитию речи ( старшая группа): «Пересказ сказки «Заяц—хвастун».

Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники.

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицу, отображающие последовательность событий. Демонстрационный материал https://...