Конспект НОД по развитию речи старшей группы «Пересказ произведения А. Н. Толстого «Еж»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: учить пересказывать близко к тексту используя слова автора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereskaz.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить пересказывать близко к тексту используя слова автора.

Программное содержание:

- Образовательные задачи: учить свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольшой сказки без помощи (вопросов) воспитателя; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения; учить осмысливать значение образных выражений; закреплять представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ); добиваться, чтобы все дети поняли рассказ, запомнили его.

- Развивающие задачи: развивать умение составлять рассказ по схеме; развивать связную речь; умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги;

- Воспитательные задачи: внимательно слушать пересказы своих друзей.

Предварительная работа: Беседа о писателе А. Н. Толстой; чтение сказок А.Н. Толстого; знакомство с малым жанром литературы: загадки, чистоговорки, поговорки.

Словарная работа: норовит, растопырить, задумчиво.

Оборудование: Текст сказки А.Н. Толстого, картинки (еж, ежиха, корова, теленок), коробка, последовательные картинки для пересказа.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Ребята, закройте глаза и представьте. Что на вашу голову сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый. Погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашему лбу, погладьте его, теперь прыгает по щёчкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу!

- А теперь давайте с вами поиграем в игру: «Язычок проснулся, потянулся…» (артикуляционная гимнастика).

Сказка про язычок
Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).
Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке), вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
Набегался, стал прыгать (цокать).
А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлёпать губами: пя-пя-пя).

Присаживаемся на стульчики.

2. Основная часть.

- Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой замечательного автора, русского писателя А. Н. Толстого, чей портрет сейчас висит перед вами.

- Посмотрите, на столе стоит коробка. Она не простоя, отгадав загадки, мы сможем с вами достать героев нашей сказки из этой волшебной коробки.

- Внимание! Готовы? Узнаем, кто спрятался в волшебной коробке? Поехали!

Это кто в траве шуршит

И забавно так фырчит?

Весь в иголках, не возьмешь

Кто же это, дети?

Дети: Еж 

- Отгадали первого героя! (достает из коробки картинку - ежа).

- А давайте попробуем произнести чистоговорку, повторяйте за мной:

Ежик ежится у елки –

Укололся об иголки,

Елка ежится, дрожа –

Укололась об ежа.

(Повторяется 3 раза – все вместе и фронтально).

- Послушайте и отгадайте вторую загадку:

Ходит по лесу портной –

Сто иголок за спиной

Дети: Тоже еж 

- Абсолютно верно – тоже еж. Вернее, ежиха. Видите, она в платочке? (достает картинку).  

- А теперь попробуем проговорить скороговорку: (Повторяется 3 раза с ускоряющимся темпом – все вместе и фронтально).

У ежа – ежата, у ужа –ужата.

- Молодцы! Послушайте и отгадайте третью загадку:

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое

Дети: Корова 

- Правильно! Корова! (Достает картинку)

- И последний герой нашей сказки остался – слушаем загадку:

У коровы есть ребенок –

Славный, маленький…

Дети: Теленок 

- Ну вот и последнего героя отгадали – умнички! Теперь можно немного отдохнуть – поиграть. Встаем на ножки.

Физминутка: (имитируют движения в соответствии со словами)

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы за спиной.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал…

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился,

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Присаживаемся на стульчики.

3. Чтение сказки с последующим обсуждением.

- Послушайте, пожалуйста, сказку с участием этих героев и подумайте, как можно назвать сказку.

Чтение сказки:

А.Н. Толстой «Еж»

Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежовую за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Беседа - вопросы по содержанию.

- Как бы вы назвали эту сказку? (ответы детей)

- Автор назвал сказку «Еж».

- Понравилась вам сказка? Какие отрывки, вам хотелось бы послушать еще раз? (зачитываем, а некоторые фразы повторяем всем вместе)

- Почему эту историю мы называем сказкой, а не рассказом? (Потому что здесь животные разговаривают на человеческом языке).

- Кого увидел теленок?

- Что он ему сказал?

- Почему еж испугался теленка?

- Что сделал теленок?

- Что было потом?

- Как жаловался теленок корове? Что сделала корова?

- Как хвастался еж своей победой перед своей ежихой?

- Что говорили звери про храбрость ежовую?

4. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

- А теперь слушаем еще раз. И после прочтения вы мне перескажете эту сказку, используя опорные картинки.

Чтение еще раз сказки.

- Ребята, постарайтесь при пересказывании сказки употреблять те слова и выражения, которые мы использовали при чтении сказки.

Что нужно сначала рассказать? (о том, кто кого увидел).

Что потом? (что произошло с теленком, с ежом)

И какими словами завершить пересказ?

(Двое детей пересказывают произведение опираясь на опорные картинки; еще двое детей пересказывают сказку, используя «картинки» на столе в качестве настольного театра).

- Молодцы, вы очень хорошо справились с пересказом сказки.

- А кто хочет один пересказать всю сказку?

5. Итог занятия. Рефлексия.

- Кто помнит, как называется сказка? («Еж»)

- Кто автор этой сказки? (А.Н. Толстой).

- Очень хорошо у вас получилось показать сказку с нашими героями на столе. А теперь можно всем желающим изобразить эту сказку с нашим кукольным театром. Играйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа). Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок".

Программное содержание:1. Продолжать формировать умение детей выразительно пересказывать литературный текст;2. Уметь употреблять в пересказе местоимения и глаголы в форме 1 лица;3. Формировать навыки ...

Конспект НОД по развитию речи старшая группа пересказ рассказа У.Пермяк "Про нос и язык."

Разработка с учетом ФГОС по образовательным областям (познание и  речевое развитие)....

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе. Пересказ произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»

Это занятие в увлекательной форме, с помощью новых методов и приёмов, игр и эксперимента,  поможет детям понять,  запомнить  и пересказать произведение близко к тексту;  формирует ...

Конспект НОД по развитию речи ( старшая группа): «Пересказ сказки «Заяц—хвастун».

Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки....

Конспект занятия по развитию речи на тему " Пересказ произведения Е.Чарушина " Бурый медведь"

Цель: развитие связной речи.Задачи:- учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, пересказывать текст последовательно;- упражнять в сравнении разных ...