Конспект НОД. По развитию речи на тему : Звуки [з-з`] и буква Зз
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сатыбалдина Азалия Ямилевна

Упражнять детей в определении места звуков [з—з'] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с'] и [з']); 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

По развитию речи на тему : Звуки [з-з`] и буква Зз

Выполнила : Сатыбалдина Азалия студентка 202 группы.

Проверила :Сафина Р.Р.____________

Методист: Поддубная У.М. _________

Возрастная группа старшая группа.

Тема: «Звуки[ з-з`] и буква Зз »

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [з—з']; упражнять детей в определении места звуков [з—з'] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с'] и [з']); объяснить значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком); ознакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, панно букв, мел.

Ход занятия:

Организационный момент, начало НОД

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят в кругу и делают движения по тексту

Дети составляют цифры по порядку и читают как зовут сказочного персонажа

Дети находят буквы С.

Дети по порядку называют буквы , которые записаны на доске соответствующими звуками , подбирают слово, начинающий на этот звук.

Дети добавляют звук [c].

Воспитатель: Собрались все дети в круг , я твой друг и ты мой друг , вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

 Воспитатель: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был….»… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились.

Расставьте все цифры по порядку и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА)

 «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка. Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий. Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания?» Царство загадочное, поэтому задания необычные!»

Воспитатель предлагает детям найти буквы С в цепочке и определить, сколько их. (5 букв).

Воспитатель предлагает поиграть в игру  

Например: [а] — аист, [б] — банан, [б'] — бизон и т. п.

Воспитатель произносит слово, дети добавляют в начало слова звук [с] и называют получившееся слово:

варить — сварить

бегать — сбегать

ходить — сходить

клевать — склевать

клеить — склеить

летать — слетать

катать — скакать

петь — спеть

На доске написана цепочка букв А Б С О М Н С К У С Д П С В С X.

Игра «Не зевай — продолжай».

Упражнение « Измени слова».

 Основная часть НОД

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Звуки [з—з']

Артикуляция звуков.

Один ребенок разбирает артикуляцию звука. Если он затрудняется, ему помогают товарищи.

Дети находят слова в которых есть одновременно звуки [c] и[з].

Дети определяют в словах место звука [з]  

Дети заменяют в словах звук [с] на звук [з].

Дети называют какие буквы спрятались.

Дети с удовольствием повторяют за воспитателем

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. При чтении он выделяет голосом звуки [з—з'].

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

(С. Маршак)

— Какие звуки я выделяла в словах? (Звуки [з—з']) Вот вы и на шали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.

Сейчас, мы с вами будем, будто бы смотреть в волшебное зеркало, все видеть и помогать Золушке»

Воспитатель помогает ребенку если у него не получается.

Характеристика звуков. Звуки [з—з'] — согласные, бывают мягкие, твердые и звонкие

Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания.

— Найдите из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з]. (Воспитатель читает по три слова)

Примерные варианты слов: глаза, слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервизы, казаки.

 Определите в словах место звука [з].

В слове слеза звук [з] находится в середине слова. В слове сазан звук [з] находится в середине слова. В слове засов звук [з] находится в начале слова. В слове зоосад звук [з] находится в начале слова. В слове сервизы звук [з] находится в середине слова.

Молодцы! Замок открылся.

Идем дальше, а на пути избушка. Какое же задание приготовила нам избушка?

Замените в словах звук [с] на звук [з] и объясните значение этих слов (работа парами):

суп — зуб

собор — забор

соя — Зоя

сойка — Зойка

коса — коза

сев — зев

Сима — зима

(Первый ребенок: «Сима — это имя девочки». Второй ребенок: Зима — это время года»).

Знакомство с буквой Зз.

Педагог показывает букву и читает стихотворение:

«3» — смешная завитушка.

«3» — закручена, как стружка.

(В. Степанов)

Закрепление образов букв. Дифференциация образов букв В и З. Воспитатель рисует на доске большую букву В и говорит:

— Здесь спрятались две буквы. Какие? (В и 3).

                 

3айка (с, з)

3айка - скок, зайка - скок!      

«Зайка» из пальцев скачет по столу.                      

За кусток - и молчок.            Кисть левой руки - «куст», кисть правой   «зайка». Он прячется» за куст.                          

Из-за кустика выглядывает,       Показать названные действия руками.                      

На ребятушек поглядывает.                                                                

3оя пальчиком грозит,            Погрозить «зайке» пальцем.                                

3айке спрятаться велит.                                                                    

Стихотворение  С.Маршака.

Игра «Найди слово»

Работа в парах.

Пальчиковая гимнастика

Заключительная часть НОД

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети отвечают на вопросы.

Дети благодарят за угощения

Вот мы и подошли к сказочному замку. Посмотрите Золушкино старое платье уже превратилось в красивое бальное платье. Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?

   Спасибо, дети вы меня очень порадовали своей работой. Мне было очень приятно с вами работать.

Золушка оставила для вас угощения     

Оценка деятельности

  1. Что делали?
  2. Как делали?
  3. Зачем делали?

Сюрпризный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове....

Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"

Конспект занятия для подготовительной логопедической  группы ДОУ....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки «Л» и «Ль»

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи....

Конспект НОД по развитию речи на тему" Звук [б], [бь] (вторая младшая группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида№158»_____________________________________________________________________________________Ленинского ра...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звук [Й] буква й»

Тема: «Звук [Й] буква й»Цель: расширение представлений о букве й и звуке [Й]Задачи:развитие умения выделять звук [Й] в словах.Совершенствование  умения производить звуковой и слоговой...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки [А, О, У, И, Ы, Э]. Одежда»

Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста, так как этот возраст является  наиболее сензитивным для  разви...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»Цель: Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять...