Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

     Пучкина Виолетта Андреевна

    Описание материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет);название «Слово». Цель данного занятие развитие речи, обучение грамоте

    Демонстрационный материал: магнитная доска, нарисованные персонажи Тим И Том, набор предметных картинок, набор шапочек для персонажей сказки «Рукавичка».

    Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.

    1. Коммуникация:
    - обогащение словарного запаса через художественное слово
    - развитие грамматического строя речи
    - развитие диалогической речи игру – драматизацию к знакомой сказке
    - обогащение предметного и глагольного словаря признаков
    - закрепление понятия «слово», «буква», «звук», гласные, согласные (твердые, мягкие)
    - умение различать на слух твердые и мягкие согласные

    2. Здоровьесбережение:
    - развитие общей и мелкой моторики
    - развитие зрительного и слухового восприятия
    - развитие мышления и невербального общения (мимика)

    3. Социализация:
    - воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками 
    - формирование навыков самоконтроля и самооценки

    Ход НОД

    Воспитатель. Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые! Я рада, что мы сегодня здесь собрались. Вы стали совсем большими, многому научились, пришла пора поделиться своими знаниями. Мы с вами поиграем, посоревнуемся, поучимся друг у друга. 
    Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
    - Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц(варианты ответов: добрые, спокойные, улыбающиеся, светлые, открытые, внимательные).Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет теплым и искренним.

    Н. Красильникова «Доброе утро».
    Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться «Доброе утро»
    -Доброе утро- нам птица поет (ви-вить),
    -Доброе утро- скажет нам кот (мяу),
    -Доброе утро- жужжит нам пчела (з-з-з),
    -Доброе утро – как ваши дела?
    -Доброе утро – лягушка сказала (ква-ква-ква),
    -Доброе утро –нам мышь пропищала (пи-пи-пи),
    -Доброе утро – шумят тополя (ля-ля-ля),
    -Доброе утро, родная земля!
    Доброе утро солнцу и птицам,
    Доброе утро улыбчивым лицам.
    И каждый становится добрым, доверчивым,
    Пусть доброе утро длится до вечера!

    Воспитатель. После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово.

    Загадка:
    Оно может быть ласковым, может быть грубым,
    Оно может быть тихим, может быть громким.
    Оно может обидеть, может рассмешить.
    Его можно сказать, а можно взять и написать,
    Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).

    Воспитатель.
    -А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?
    -Какое сейчас время года? (зима).
    -Подберите слова, обозначающие признак предмета, к слову «зима» (холодная, морозная, снежная, скрипучая, серебристая). 
    -На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (какой, какая, какое)
    -На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета? (что делает?).
    -Подберите слова, обозначающие действие предмета, к слову «снег»(, падает, кружится, идет, блестит, искрится, скрипит, сверкает).
    -Из чего состоят слова, когда мы их произносим? ( из звуков).
    -Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

    Воспитатель. Я расскажу вам сказку.
    В звонком городе на певучей улице
    Звуки жили гласные,
    Пели песни разные.
    А, О,У,Ы,Э,И вместе жили
    И давно дружили. 
    Первым просыпался А.
    А - вставать уже пора (ребенок).
    Отвечал ему звук У.
    У – ну я же не хочу (ребенок).
    Вслед за ним стонал звук О.
    О – как рано- то еще? (ребенок).
    Дальше ныл ленивый Ы.
    Ы – разве были мы должны? (ребенок).
    Вдруг ну как из- под земли
    Появились Э и И.
    Э – проснитесь побыстрей,
    Собирайтесь в путь скорей.
    Чтобы было веселей,
    Надо нам найти друзей (ребенок).
    И – тогда не будет грустно,
    И не будем мы скучать,
    И с друзьями вместе будем
    И петь песни и играть (ребенок).

    Воспитатель. Гласные звуки пошли искать друзей.
    - Кто дружит с гласными звуками? (согласные).

    Воспитатель. Они так и называются – согласные, потому что дружат с гласными звуками.
    Слушайте дальше сказочную историю.
    В этом же городе, но на другой улице живут 2 гнома с необычными именами – Тим и Том.
    Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.
    Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.
    Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.
    Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.
    Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.
    Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук.
    Воспитатель. Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.
    - Давайте поможем гномам разобрать картинки.
    Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?(твердые - барабан, роза, самолет, машина).
    Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие? (мягкие –белка, лиса, велосипед, пила).

    Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, х – арактеризуют – твердый он или мягкий).

    Воспитатель. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. А эти начинаются на твердые звуки – они для Тома.
    Звуки гласные и согласные дружат между собой. Наши дети тоже умеют дружить.

    Физкультурная пауза «Дружно за руки берись». 
    Дружно за руки берись (встают в хоровод),
    Друг за другом повернись.
    Будем веселиться, прыгать и кружиться.
    Много радостных людей
    Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).
    1-2-3-4-5 –всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук) .
    Хмуриться не будем (хмурое лицо),
    Про печаль забудем (печальное лицо),
    Станем улыбаться (улыбка),
    Весело смеяться (заборчик),
    Улетели все печали, 
    Лица радостными стали (ходят по кругу).

    Воспитатель. Я вижу, что вы дружные ребята. Есть пословица – нет друга, так ищи, а нашел, так береги. 
    Вы знаете много пословиц о слове, о языке. (дети называют пословицы о слове, о языке)
    - Язык без костей;
    - Язык до Киева доведет;
    - На языке мед, а под языком лед;
    - Языком мели, а рукам воли не давай;
    - Бери хлеб на обед, а слово на ответ;
    - Не спеши языком, торопись делом;

    Воспитатель. Молодцы, назвали много пословиц о слове, о языке, о нашей речи.
    - Из чего состоит наша речь? (из предложений);
    - Из чего состоит предложение? (из слов);
    - Из чего состоит слово, когда мы его пишем или читаем? (из букв)

    Воспитатель. А сейчас я хочу проверит, знаете ли вы буквы.
    Дидактическая игра «Где буква? Где цифра?» 
    (на магнитной доске необходимо убрать цифры, остаются только буквы, слово «СКАЗКА»)

    Драматизация сказки «Рукавичка».

    Игра «Пожелания»:
    А теперь мы улыбнемся,
    Крепко за руки возьмемся,
    И друг другу на прощанье 
    Мы подарим пожелания. (дети говорят друг другу пожелания)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi.docx18.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

    Описание материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет);название «Слово». Цель данного занятие развитие речи, обучение грамоте

    Демонстрационный материал: магнитная доска, нарисованные персонажи Тим И Том, набор предметных картинок, набор шапочек для персонажей сказки «Рукавичка».

    Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.

    1. Коммуникация:
    - обогащение словарного запаса через художественное слово
    - развитие грамматического строя речи
    - развитие диалогической речи игру – драматизацию к знакомой сказке
    - обогащение предметного и глагольного словаря признаков
    - закрепление понятия «слово», «буква», «звук», гласные, согласные (твердые, мягкие)
    - умение различать на слух твердые и мягкие согласные

    2. Здоровьесбережение:
    - развитие общей и мелкой моторики
    - развитие зрительного и слухового восприятия
    - развитие мышления и невербального общения (мимика)

    3. Социализация:
    - воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками 
    - формирование навыков самоконтроля и самооценки

    Ход НОД

    Воспитатель. Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые! Я рада, что мы сегодня здесь собрались. Вы стали совсем большими, многому научились, пришла пора поделиться своими знаниями. Мы с вами поиграем, посоревнуемся, поучимся друг у друга. 
    Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
    - Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц(варианты ответов: добрые, спокойные, улыбающиеся, светлые, открытые, внимательные).Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет теплым и искренним.

    Н. Красильникова «Доброе утро».
    Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться «Доброе утро»
    -Доброе утро- нам птица поет (ви-вить),
    -Доброе утро- скажет нам кот (мяу),
    -Доброе утро- жужжит нам пчела (з-з-з),
    -Доброе утро – как ваши дела?
    -Доброе утро – лягушка сказала (ква-ква-ква),
    -Доброе утро –нам мышь пропищала (пи-пи-пи),
    -Доброе утро – шумят тополя (ля-ля-ля),
    -Доброе утро, родная земля!
    Доброе утро солнцу и птицам,
    Доброе утро улыбчивым лицам.
    И каждый становится добрым, доверчивым,
    Пусть доброе утро длится до вечера!

    Воспитатель. После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово.

    Загадка:
    Оно может быть ласковым, может быть грубым,
    Оно может быть тихим, может быть громким.
    Оно может обидеть, может рассмешить.
    Его можно сказать, а можно взять и написать,
    Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).

    Воспитатель.
    -А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?
    -Какое сейчас время года? (зима).
    -Подберите слова, обозначающие признак предмета, к слову «зима» (холодная, морозная, снежная, скрипучая, серебристая). 
    -На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (какой, какая, какое)
    -На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета? (что делает?).
    -Подберите слова, обозначающие действие предмета, к слову «снег»(, падает, кружится, идет, блестит, искрится, скрипит, сверкает).
    -Из чего состоят слова, когда мы их произносим? ( из звуков).
    -Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

    Воспитатель. Я расскажу вам сказку.
    В звонком городе на певучей улице
    Звуки жили гласные,
    Пели песни разные.
    А, О,У,Ы,Э,И вместе жили
    И давно дружили. 
    Первым просыпался А.
    А - вставать уже пора (ребенок).
    Отвечал ему звук У.
    У – ну я же не хочу (ребенок).
    Вслед за ним стонал звук О.
    О – как рано- то еще? (ребенок).
    Дальше ныл ленивый Ы.
    Ы – разве были мы должны? (ребенок).
    Вдруг ну как из- под земли
    Появились Э и И.
    Э – проснитесь побыстрей,
    Собирайтесь в путь скорей.
    Чтобы было веселей,
    Надо нам найти друзей (ребенок).
    И – тогда не будет грустно,
    И не будем мы скучать,
    И с друзьями вместе будем
    И петь песни и играть (ребенок).

    Воспитатель. Гласные звуки пошли искать друзей.
    - Кто дружит с гласными звуками? (согласные).

    Воспитатель. Они так и называются – согласные, потому что дружат с гласными звуками.
    Слушайте дальше сказочную историю.
    В этом же городе, но на другой улице живут 2 гнома с необычными именами – Тим и Том.
    Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.
    Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.
    Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.
    Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.
    Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.
    Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук.
    Воспитатель. Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.
    - Давайте поможем гномам разобрать картинки.
    Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?(твердые - барабан, роза, самолет, машина).
    Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие? (мягкие –белка, лиса, велосипед, пила).

    Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, х – арактеризуют – твердый он или мягкий).

    Воспитатель. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. А эти начинаются на твердые звуки – они для Тома.
    Звуки гласные и согласные дружат между собой. Наши дети тоже умеют дружить.

    Физкультурная пауза «Дружно за руки берись». 
    Дружно за руки берись (встают в хоровод),
    Друг за другом повернись.
    Будем веселиться, прыгать и кружиться.
    Много радостных людей
    Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).
    1-2-3-4-5 –всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук) .
    Хмуриться не будем (хмурое лицо),
    Про печаль забудем (печальное лицо),
    Станем улыбаться (улыбка),
    Весело смеяться (заборчик),
    Улетели все печали, 
    Лица радостными стали (ходят по кругу).

    Воспитатель. Я вижу, что вы дружные ребята. Есть пословица – нет друга, так ищи, а нашел, так береги. 
    Вы знаете много пословиц о слове, о языке. (дети называют пословицы о слове, о языке)
    - Язык без костей;
    - Язык до Киева доведет;
    - На языке мед, а под языком лед;
    - Языком мели, а рукам воли не давай;
    - Бери хлеб на обед, а слово на ответ;
    - Не спеши языком, торопись делом;

    Воспитатель. Молодцы, назвали много пословиц о слове, о языке, о нашей речи.
    - Из чего состоит наша речь? (из предложений);
    - Из чего состоит предложение? (из слов);
    - Из чего состоит слово, когда мы его пишем или читаем? (из букв)

    Воспитатель. А сейчас я хочу проверит, знаете ли вы буквы.
    Дидактическая игра «Где буква? Где цифра?» 
    (на магнитной доске необходимо убрать цифры, остаются только буквы, слово «СКАЗКА»)

    Драматизация сказки «Рукавичка».

    Игра «Пожелания»:
    А теперь мы улыбнемся,
    Крепко за руки возьмемся,
    И друг другу на прощанье 
    Мы подарим пожелания. (дети говорят друг другу пожелания)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

    МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Дружба Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: ДружбаКонспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

    Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая речь»

    В НОД мы обогащаем словарный запас детей, развиваем слуховое восприятие, внимание, мышление, память....