Главные вкладки

    Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Максимова Зинаида Владимировна

                Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвязанных этапов: организационный момент, основная часть, итог занятия. Вопросы детям ставились так, чтобы учитывать логическую последовательность событий на картинках. Методические приёмы, использованные при составлении рассказа: вопросы, автоматизация произношения ребёнком поставленных звуков, план рассказа. Цель занятия: обучить детей составлению рассказа по серии сюжетных картин. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx17.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по социально-коммуникативному развитию

    Составление рассказа в старшей группе

    «Как помочь птицам зимой?»

    по серии сюжетных картин.

    Цель: обучать детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательная:

    - формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

    Коррекционно-развивающие:

    - закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

    - развивать умение согласовывать слова в предложениях;

    - активизировать и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;

    - развивать внимание, мышление, связную речь;

    Коррекционно-воспитательные: 

    - воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;

    - воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.

    Оборудование:

    серия сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?»

    (Н.Е.Ильякова Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР)

    Предварительная работа:

    Чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», А.Яшин «Покормите птиц зимой», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Э.Шим «Как воробей тёплый угол искал».

    Наблюдение за птицами на территории детского сада.

    Лепка «Птицы у кормушки».

    Игры: «Подбери действия», «Подбери признаки».

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    Ребята, давайте вспомним и назовём зимующих птиц. Почему их так называют? (Ответы детей)

    А сейчас внимательно послушайте стихотворения-загадки:

    В серой шубке перовой

    И в морозы он герой.

    Чик-чирик!

    За зёрнышком прыг!

    Клюй, не робей! Кто это?... (Воробей)

    Что за стол среди берёз

    Под открытым небом?

    Угощает он в мороз

    Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

    Объявление темы.

    Сегодня вы узнаете интересную историю, нарисованную на картинках. Рассмотрев эти картинки, мы с вами составим рассказ.

    2.Основная часть.

    Беседа по серии сюжетных картин.

    (На доску выставляется серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» в хаотичном порядке. Детям даётся несколько минут на рассматривание картинок. После этого воспитатель предлагает расположить их в нужной последовательности. Далее проводится обсуждение каждой картины.)

    - Как вы думаете, какая картинка будет первой?

    - Кто изображен на картине?

      Давайте придумаем им имена.

    - Какое время года изображено на этой картине?

    - Во что одета девочка? Во что одет мальчик?

    - Кого нашли ребята?

    - Что случилось с птичкой? (Варианты ответов)

    - Что решили сделать дети?

    - Почему дети несут воробушка в варежке?

    - А как вы думаете, быстро они идут или медленно? Почему вы так думаете?

    - А когда дети пришли домой, что они сделали?

    - Как вы думаете, воробушку стало лучше? Почему?

    - Мы знаем, что воробей – это не домашняя птица.

      Ребята выпустили его на волю.

    - Куда они его отнесли?

    - Что сделали дети, чтобы помочь воробушку и остальным птицам?

    - Давайте придумаем, как назвать наш рассказ. (Ответы детей)

    Физкультминутка.

    Птицы крыльями махали –

    Всё летали и летали.

    Птицы в воздухе кружились,

    На дорожку опустились,

    По дорожке поскакали,

    Крошки, зёрнышки искали.

    (Дети сопровождают проговаривания стихотворения показом соответствующих движений.)

     Составление рассказа.

    Сейчас мы с вами составим рассказ по этим картинкам.

    Внимательно следите за рассказом товарища, чтобы быть готовым продолжить.

    (Далее дети по очереди составляют рассказ (по цепочке). При возникновении трудностей в составлении рассказа принимает участие воспитатель).

    Как помочь птицам зимой?

        Наступила суровая снежная зима. Однажды Маша и Витя пошли гулять в парк. Вокруг было много снега. Вдруг дети заметили воробушка. Он замёрз и лежал на пушистом снегу. Маша взяла воробушка в ладошки. Он был холодный, как лёд.

       Дети решили помочь воробушку. Они посадили его в варежку и понесли домой. Дети шли быстрым шагом, они торопились. (Дети шли медленно, потому что боялись уронить воробушка.)

       Дома было очень тепло и воробушек быстро согрелся. Маша и Витя насыпали в блюдце зёрнышек. Они сидели и смотрели, как воробушек клюёт. Они радовались, что спасли птичку от холода и голода. Дети заботились о воробушке несколько дней, пока не закончились сильные морозы.

      Потом Витя смастерил кормушку. Дети снова пошли в парк. Витя  повесил кормушку на ветку берёзы, а Маша насыпала в неё зёрнышек. Дети выпустили воробушка на волю, но он не боялся детей, потому что знал, что у него появились настоящие «друзья».

     (Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить ещё несколько рассказов). 

    3. Итог занятия.

    - О ком составляли сегодня рассказ?

    - Как называют птиц, которые остаются зимовать?

    - Как отнеслись дети к воробушку в рассказе?

    - Как можно помочь птицам зимой?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

    Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

    Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

    Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

    Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...