Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Красникова Ольга Васильевна

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.к

Задачи:

Обучающие:

  •  Закреплять умения составлять самостоятельно рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся сюжетом, соблюдая структуру (начало, развитие событий, конец)
  • Формирование умения устанавливать логическую последовательность действий и событий.

       Развивающие:
  • Развивать  внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;
  • Развивать  творческое воображение при составлении рассказа.
  • Развивать связную, диалогическую и монологическую речь

 

         Воспитательные:

  • Воспитывать милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам. 
  • воспитывать самостоятельность и активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_r_svyaznoy_rechi_rasskaz_po_ssk.docx621.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175

Конспект ООД  по речевому развитию в разновозрастной группе                          с 4 до 6 лет для детей  ТНР

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин                                               «Как помочь птицам зимой?»

                                                             

                                                               Разработал:

                                                                                     воспитатель группы № 5

                                                                       Красникова О.В.

г. Иркутск, 2022 г

Конспект  ООД по речевому развитию в старшей группе                              Составление рассказа по серии сюжетных картин                                               «Как помочь птицам зимой?

   Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

Обучающие: 

  •  Закреплять умения составлять самостоятельно рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся сюжетом, соблюдая структуру (начало, развитие событий, конец)
  • Формировать  умения устанавливать логическую последовательность действий и событий.

     
    Развивающие:
  • Развивать  внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;
  • Развивать  творческое воображение при составлении рассказа.
  • Развивать связную, диалогическую и монологическую речь

         Воспитательные:

  • Воспитывать  милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам.  
  • воспитывать самостоятельность и активность.

Оборудование: демонстрационный материал - серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (Н.Е.Ильякова, Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2007), схемы-пиктограммы,  аудиозапись с голосами зимующих птиц, мячик для игры «Один – много», воробей на палочке для зрительной гимнастики,  макет кормушки.

Предварительная работа:

- беседы о зимующих птицах,                                                                                                         - кормление птиц в кормушках на участке, рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Что насыпать в кормушку»,                                                                         - чтение художественной литературы                                                                                                                      стихов Е. Благининой,  З. Александровой,  О. Веряевой  «Стихи о зимующих птицах»,  А. Яшина «Покормите птиц зимой»,                                                                            сказки  «Чудесные домики,  Или Сказка о зиме и птицах»  И. С.Сафаргуловой,    рассказов «Птичьи кормушки» Л.Воронковой, «Воробей» Е. Чарушина

Ход  ООД:

  1. Организационный момент  (Слайд  1) 

Воспитатель: - Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Давайте друг с другом поздороваемся. 

Придумано кем-то просто и мудро                                                                                          При встрече здороваться: «Доброе утро!»                                                                                               - Доброе утро! - Солнцу и птицам!                                                                                       - Доброе утро! - Улыбчивым лицам!                                                                                              И каждый становиться добрым, доверчивым,                                                                              Пусть доброе утро длится до вечера!

- Закройте глаза.

(Звучит аудиозапись звуков зимующих птиц) Слайд 2   Звук                                                              - Ребята, что вы слышите?  (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно. Ребята, мы с вами оказались в зимнем парке.                     И птицы, живущие в этом парке, нам о чём-то пели. Что это за птицы? Вспомните названия зимующих птиц.

Любит прыгать и летать,                                                                                                       Хлеб и зёрнышки клевать,                                                                                                Вместо  «Здравствуйте»  привык                                                                                       Говорить всем «Чик-Чирик».   (Воробей)   Слайд 3

Я вчера гулял в пургу,                                                                                                                                              Видел веточку в снегу,                                                                                                                        А на ветке красный шарик.                                                                                                                    Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)  Слайд 4

Как в лесу похолодает,                                                                                                                 Птички в город прилетают.                                                                                                 Грудкой жёлтой всем знакомы,                                                                                                   Ищут сало на балконах.                                                                                                         Часто в окна к нам стучат,                                                                                                          И пронзительно свистят! (Синицы)  Слайд  5

(Дети отгадывают загадки)

Что за стол среди берёз                                                                                                           Под открытым небом?                                                                                                        Угощает он в мороз                                                                                                                     Птиц зерном и хлебом  (Кормушка)  Слайд 6                                               Демонстрация макета кормушки

Воспитатель: - Но вы знаете, что в парке живет не одна птица, а много птиц.

Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Для этого нам понадобится мячик. Я бросаю мячик и называю птицу, а вы возвращаете мячик со словом МНОГО.

Игра «Один – много»  Цель: упражнять детей в использовании названий зимующих птиц в единственном и множественном числе.

Синица - много синиц, ворона - много ворон, снегирь – много снегирей, дятел – много дятлов, клест – много клестов, голубь – много голубей, воробей – много воробьев.

Воспитатель: - А как мы называем всех этих птиц?  (Ответы детей)

Воспитатель: - Почему мы их называем зимующими? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Подберём  слово»                                                                                      - Какое время года сейчас? (Ответы воспитанников)                                               Инструкция. У меня снежинка. Мы будем передавать её по кругу. Получивший снежинку ответит на вопрос:  зима какая   (Ответы детей)              ( снежная, красивая, волшебная, хрустальная,  холодная, суровая, снежная, вьюжная, морозная, долгая)                                                                                             

Дыхательная гимнастика  «Снежинки»  Слайд 7 Звук                                                                 Инструкция. Правильно. Зима ветреная, холодная, снежная, студёная. Сейчас мы проверим, какой ветер можно создать, подув на волшебные снежинки. (Задание  «У кого дальше улетит снежинка»). Вам нужно вдохнуть носом, а выдохнуть ртом. Условие: ваши плечи не должны подниматься. Вот так падает, и кружится снег зимой.

Упражнение на применение предлогов                                                          Стимулировать  применение предлогов  «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов.                                                                                    - Вы очень сильно подули на снежинки. Все картинки  разлетелись по группе и перепутались. Надо восстановить порядок.                                                                                        - Давайте найдем изображения. Отвечайте так: моя карточка была.... (Ответы детей : под стулом, на подоконнике, за мольбертом, в коробке…. Одна картинка не из серии).                                                                                                                             - Отлично. Все карточки найдены. Давайте попробуем поставить их по порядку.  (Выясняем, какое изображение лишнее и почему)

II. Основная часть занятия

1. Рассматривание серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Воспитатель: - На сегодняшнем занятии мы узнаем одну очень любопытную историю. А действие этой истории разворачивается на этих четырех картинах. (Воспитатель помещает на доску сюжетные картины).

2.  Беседа по каждой из картин.                                                                            Воспитатель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Картина №1  Слайд 8

- Какое время года мы видим на картине?                                                                                                           - Как вы это узнали?                                                                                                                 - Кто главные герои?                                                                                                                    - Как одеты дети?                                                                                                                        - Кого нашли ребята на снегу?                                                                                                 - Что случилось с птичкой?                                                                                                               - Почему птичка замерзла?                                                                                                              - Что решили сделать дети?

Картина №2  Слайд 9

- Чем заняты дети?                                                                                                                             - Что мальчик держит в руках?                                                                                                   - Куда дети спрятали воробья?                                                                                              - Почему дети спешат?                                                                                                                     - Куда они направляются?

Картина № 3  Слайд 10

- Кого мы видим на этой картине?                                                                                                  - Это те же самые дети или другие?                                                                                                  - Где находятся ребята и птичка?                                                                                                        - Во что одеты дети? Почему?                                                                                                         - А как выглядит воробей?                                                                                                                     - Что он делает?                                                                                                                               - А что делают дети?

Картина № 4  Слайд  11                                                                                                                                         - Кого вы видите на этой картине?                                                                                                  - Что ребята повесили на березу в парке?  Зачем?                                                                               - Что девочка насыпает в кормушку?                                                                                                     - Где сидит воробей?                                                                                                                    - Какое настроение у детей?

3.  Физкультминутка «Воробьи»   Слайд 13

Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят

(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)

Погулять они хотят и тихонечко летят.

(встают, взмахивают руками)

Увидали крошки, поклевали немножко

(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)

Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!

(разбегаются по группе, машут руками)

Полетели, полетели и на стульчики сели.

(садятся на свои рабочие места)

 Пока мы с вами делали физминутку,  хитрый и проворный воробышек утащил все картинки и  заменил их  на  схемы- пиктограммы.  

4. Замена картинок на схемы по рассказу                                                                                     Попробуйте по ним придумать рассказ.    Слайды   14, 15,  16, 17.                                                             Воспитанники по очереди рассказывают собственные рассказы  с помощью  схем.                                                                                                                                                                                                                                   Пример рассказа.                                                                                                                                    1. Зимой на улице холодно, и птицы голодают. Однажды брат и сестра гуляли по парку. Они увидели, как в снегу замерзает воробей. Девочка сняла варежки и своим теплом согрела воробья. Дети взяли птицу и быстро понесли домой в варежке. Дома дети насыпали в блюдце крошки хлеба, и воробей клевал их. Он согрелся и начал весело и благодарно щебетать. Дети выпустили воробья обратно в парк. Мальчик сделал кормушку и повесил ее на дереве. Дети стали кормить других птиц в парке.                                                            

2) Дети заметили на снегу воробья. Девочка аккуратно взяла замерзшего воробья и положила его в рукавичку. Ребята отнесли его домой. Дети насыпали в блюдце корма и налили в блюдце воды. В комнате воробышек отогрелся. Мальчик сделал кормушку. Малыши отнесли ее в лес. Дети посадили воробышка в кормушку. Девочка насыпала в кормушку пшена и хлебных крошек. Все были довольны.

3) Однажды зимним, холодным днём мальчик и девочка пошли гулять в парк. На тропинке они увидели маленького, холодного воробья. Дети взяли тёплую варежку, положили туда воробья и отнесли домой. Дома воробей отогрелся. Дети накормили воробья зерном и напоили водой. Друзья взяли воробья и кормушку и отнесли в парк. Повесили кормушку на дерево, насыпали крупы и посадили туда воробья. Дети были счастливы, ведь они спасли воробья.

5.  Д/у «Придумай название»                                                                                                                        В:  Отличный рассказ получился у каждого, только без названия. Придумайте название рассказу (варианты детей).                                                                                       Если дети затрудняются, воспитатель предлагает несколько вариантов названий:                                                                                                                Зимой в парке. Птичка. Дети и воробышек. Воробышек. Как помочь птицам зимой?  Спасение воробышка.

6. Зрительная гимнастика «Воробей» (птичка на палочке)   Слайд 18

За окошком воробей

Прыгает по веткам,

Хочет что – то рассказать

Нашим малым деткам.

Мы поищем глазками

Шустрого воробушка.

Глазки смотрят, ищут птичку.

Где же птичка невеличка?

 III. Заключительная часть.  Рефлексия.

Слайд  19  Звук   (Включается аудиозапись с птичьим щебетанием, и дети летают по группе.  А потом усаживаются на места).

- Чем мы сегодня занимались на занятии?                                                                                   - О ком составляли рассказ?                                                                                                         - Чему нас научил рассказ? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?                      (Ответы детей)

Воспитатель:                                                                                                                                 - Легко ли приходится птицам зимой, особенно у нас в Прибайкалье?                                 - Ребята, в трудное для птиц время мы с вами не забываем о пернатых. У нас висят кормушки, мы каждый день подкармливаем птиц. А весной и летом они отблагодарят нас: они будут уничтожать насекомых-вредителей и весело петь нам свои чудесные песни.

Слайд 20.  Спасибо за внимание !                                                                                                                   

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/13/s_5fd618a895f88/1592069_1.png




https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/13/s_5fd618a895f88/1592069_2.jpeg




https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/13/s_5fd618a895f88/1592069_3.png




https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/13/s_5fd618a895f88/1592069_4.jpeg



C:\Users\1\Desktop\rasskaz-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».

Конспект НОД по развитию связной речи  для детей средней группы  Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Скворцы - весны гонцы»....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

ООД «Развитие речи»Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Цель: Дети самостоятельно придумывают, связно и последовательно излагают события по серии сюжетных...

составление рассказа по серии сюжетных картинок "как помочь птицам зимой"

в развитии связной речи дошкольников огромное влияние оказывает умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...