Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Жук Елена Алексеевна

Конспект НОД по развитию связной речи  для детей средней группы  Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Скворцы - весны гонцы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_skvortsy_-_vesny_gontsy.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД

по развитию связной речи

для детей средней группы


Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок

«Скворцы - весны гонцы».

Составила: воспитатель

Жук Е. А.

Цель занятия-обучение связному, последовательному, выразительному изложению событий по серии сюжетных картинок.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе с опорой на схемыразвернутые рассказы.
  • учить последовательно и логично отвечать на вопросы;

- повышать внимание к речевому окружению и воспитание активной наблюдательности;

Развивающие:

  • расширять и обогащать активный словарь, повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами);
  • развивать долговременную память, словесно-логическое мышление;

Воспитательные:

-        выражать свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин из пособия «Скворцы прилетели!» (№ 1-4), схемы-помощницы, магнитофон, диск с записью песни о весне.

Организация

Содержание

Включить магнитофон, запись песня о весне.

Показ конверта с письмом. Рассмотреть картинки.

Показ схем рассказывания по ССК.

Озвучивание правил составления серии картинок (высказывания детей) и стимулирование детских рассуждений на основе заданного сюжета.

Физкультминутка – координация речи с движениями.

По ходу прочтения народной потешки дети выполняют соответствующие движения.

Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы) к каждой картине.

Рассказывание детьми по цепочке (принимают участие все дети).

Детям дается установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

Ребенку предлагается составить «секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок.

Рефлексия.

В:О каком времени года эта песня? Какие приметы весны вы услышали?

Ответы детей.

В: Правильно, молодцы!

Ребята, посмотрите к нам пришло письмо. А что в письме? (сюжетные картинки)

На этих картинках какая-то история. Давайте попробуем разгадать весеннюю историю по этим перепутанным картинкам. Помогут нам в этом нелегком деле схемы-помощницы. Предлагаю вам вспомнить «секрет» каждой схемы по очереди.

- Эта схема нам подсказывает, что надо выложить «паровозик» из картинок.

(схема 1)

- Эта схема «спрашивает», в каком месте происходит действие.

(схема 2)

- Мы смотрим на эту схему и думаем, какое время года и время суток изображено на каждой картинке.

(схема 3)

- Следующая схема помогает выбрать главных героев.

 (схема 4)

- По этой подсказке мы смогли понять, что делает герой и с какой целью.

(схема 5)

- На этой схеме нам нужно «расшифровать» историю на картинках друг за другом по порядку. (схема 6)

- Эта схема «просит» составить рассказ и придумать название к нему.

 (схема 7)

В:События на всех картинках происходят в одном месте или в разных местах?

Ответы детей.

В какое время года и время суток произошла эта история?

Ответы детей.

В:Назовите главных героев этой истории.

Ответы детей.

В:Как вы считаете, мы правильно разложили картинки?

Ответы детей.

В:Молодцы! А теперь вставайте на ножки, поиграем.

Пришла весна-вёснушка,

Весёлая гостьюшка;

Водяная, ветряная,

Травяная, солнечная…

Дождиком в окошко –

Стук, стук, стук!

Травкой у окошка-

Шух, шух, шух!

Ручейком в канавушках –

Жур,жур,жур!

Стали дни погожие,

Вот и мы знать, дожили

До весны,до веснушки,

до весёлой гостьюшки!

Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов)

В:Дети увидели, что скворечник за зиму сталкаким?

Дети: ветхим, поломанным, грязным, некрасивым, неудобным, ненадежным.

В: Ребята решили скворечники построить. А как сказать по-другому?

Дети: сконструировать, сделать, смастерить

В:Инструменты на столе лежали…

Дети: находились, располагались, размещались.

В:День погожий, а по-другому?

Дети: светлый, теплый, ясный

В: Скворечники вешали

Дети: прикрепляли, закрепляли

В: Скворцы прилетели

Дети: прибыли, поселились, заняли новый скворечник.

В: Дети радовались…

Дети: веселились, были счастливы.

В: Молодцы, очень хорошо! Теперь давайте попробуем составить рассказ по нашим картинкам.

Начнем со слов.  Однажды ...

(указание времени года, части суток).

Во что мы с вами сегодня играли? Какие новые слова вы запомнили? Как отнеслись дети к птицам в рассказе? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы - весны гонцы" с применением технологии ТРИЗ

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы ...

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Тема: «На горке».

Конспект НОД по развитию речи  для детей старшей группы  Составление рассказа по серии сюжетных картинок.  Тема: «На горке»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа"....

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин

К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»...