Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа):
    составление рассказа по серии сюжетных картинок "как помочь птицам зимой"

    Фенина Светлана Анатольевна

    в развитии связной речи дошкольников огромное влияние оказывает умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад "Родничок"

    Составление рассказа

     по серии сюжетных картинок

     "Как помочь птицам зимой"

    воспитатель Фенина С.А.

    г.Сухиничи

    Цель:

    *формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

    Задачи:

    * закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

    * формировать навык целенаправленного восприятия серии картин;

    * развивать умение согласовывать слова в предложениях;

    * развивать внимание, мышление, связную речь;

    * воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;

    * воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.

    Оборудование: бумажные снежинки (на каждого ребенка); серии сюжетных картинок (раздаточный материал); серия сюжетных картинок "Как помочь птицам зимой" (наглядный материал); схематичное изображение рассказа; мнемотаблица к стихотворению Нищевой Н.В. "Кормушка"; колокольчик.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

     - Колокольчик, мой дружок,

    Собери детей в кружок!

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

     - Ребята, скажите, какое сейчас время года? А какой месяц?

    Отгадайте, пожалуйста, загадку:

     С неба опускаются
    Белые красавицы,
    Кружатся, летают,
    А в руке растают…(Снежинки)

     - Правильно, это снежинки. Посмотрите, какая у меня красивая снежинка. Давайте с ней поиграем. Тот, у кого в руке окажется снежинка, должен ответить на вопрос: "Зима  какая?" (дети передают друг другу снежинку и подбирают слова)

     - Молодцы! Вы сказали, что зима ветреная, холодная. Сейчас мы проверим, какой ветер можно создать, если подуть на наши волшебные снежинки. Вам нужно будет вдохнуть носом, а выдохнуть ртом, но чтоб ваши плечи не поднимались. Вот так падает и кружится снег зимой.

     - Ой, ребятки, вы так сильно подули, что даже картинки разлетелись и перемешались. Надо восстановить порядок. Подойдите к столам, посмотрите внимательно на картинки и разложите их по порядку (дети выполняют задание).

    Затем подобное задание дети выполняют на магнитной доске (выкладывают картинки по порядку, одна не из серии, надо объяснить, почему она здесь лишняя).

    Воспитатель: - Ребятки, эти картинки хотят рассказать нам интересную историю, но без вашей помощи не обойтись. Готовы помочь?

     - А теперь рассмотрите внимательно первую картинку.

    * Какое время года вы видите на картинке? Почему вы пришли к такому выводу?                                                                                                                             *Кто изображен здесь? Как одета девочка? Как одет мальчик?                                  *Кого обнаружили дети на снегу?                                                                                    *Что случилось с птицей? Почему птица замерзла?                                                              *Что сделали ребята?

    Картинка №2.                                                                                                                       *Что делают дети здесь?                                                                                                 *Куда дети положили воробышка?                                                                        *Почему они пошли быстро?                                                                                           *Куда ребята идут?                                                                                                              *Как вы думаете, о чем они разговаривают?

    Картинка №3.                                                                                                                     *Кого изобразил художник здесь?                                                                                    *Где находятся дети и птица?                                                                                             *Как сейчас одеты ребята? Почему?                                                             *Теперь как выглядит воробышек? Как он ведёт себя?                                                     *Чем занимаются дети?                                                                                             *Почему воробышек отогрелся?

    Картинка №4.                                                                                                                     *Кто нарисован на этой картинке?                                                                                                *Что дети повесили на березку в парке? Зачем?                                                               *Что девочка насыпает в кормушку?                                                                              *Где находится воробей?                                                                                                *Что чувствуют ребята, какое у них настроение?

     - Как вы думаете, что могло быть дальше?

     - Ребятки, прежде, чем вы начнете рассказывать историю, давайте немного поиграем.

       Физкультминутка.

    Птицы крыльями махали –

    Всё летали и летали.

    Птицы в воздухе кружились,

    На дорожку опустились,

    По дорожке поскакали,

    Крошки, зёрнышки искали.

    (Дети сопровождают проговаривания стихотворения показом соответствующих движений.)

    Затем дети рассаживаются на стулья и  по очереди составляют рассказ по серии сюжетных картинок (в помощь детям предлагается  план-схема для составления рассказа).Воспитатель заостряет внимание на том, что надо слушать друг друга внимательно, не перебивая.

    Воспитатель:

     - Отличный рассказ получился у каждого из вас, молодцы, вот только без названия. Придумайте название рассказу (варианты детей).

    - Какие вы молодцы! Скажите, пожалуйста, трудно было составлять рассказ? Что вам помогало в составлении? (картинки и схема). А в чем еще нам помогают картинки? (в разучивании стихотворений)

    Воспитатель выставляет мнемотаблицу к стихотворению Нищевой Н.В. "Кормушка" и дети угадывают, какое стихотворение зашифровано.Один из детей читает стихотворение:

    Рано утром на опушке

    Мы развесили кормушки,

    Для щеглов, и для синичек,

    и для всех голодных птичек.

    Не едите вы с ладошки

    Зерна, семечки и крошки.

    Прилетайте на опушку,

    Угощенье ждет в кормушке.

    Воспитатель:

     - Чем мы сегодня занимались на занятии? О ком составляли рассказ? Чему нас научил рассказ? Как мы с вами будем относиться к птицам?             Ребята, в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

    конспект НОД по реализации образовательной области "Коммуникация" составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как мышонок забор красил"

    конспект занятия по связной речи составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как мышонок забор красил"...

    Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.

              Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвя...