Главные вкладки

    составление рассказа по серии сюжетных картинок "как помочь птицам зимой"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Фенина Светлана Анатольевна

    в развитии связной речи дошкольников огромное влияние оказывает умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад "Родничок"

    Составление рассказа

     по серии сюжетных картинок

     "Как помочь птицам зимой"

    воспитатель Фенина С.А.

    г.Сухиничи

    Цель:

    *формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

    Задачи:

    * закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

    * формировать навык целенаправленного восприятия серии картин;

    * развивать умение согласовывать слова в предложениях;

    * развивать внимание, мышление, связную речь;

    * воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;

    * воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.

    Оборудование: бумажные снежинки (на каждого ребенка); серии сюжетных картинок (раздаточный материал); серия сюжетных картинок "Как помочь птицам зимой" (наглядный материал); схематичное изображение рассказа; мнемотаблица к стихотворению Нищевой Н.В. "Кормушка"; колокольчик.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

     - Колокольчик, мой дружок,

    Собери детей в кружок!

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

     - Ребята, скажите, какое сейчас время года? А какой месяц?

    Отгадайте, пожалуйста, загадку:

     С неба опускаются
    Белые красавицы,
    Кружатся, летают,
    А в руке растают…(Снежинки)

     - Правильно, это снежинки. Посмотрите, какая у меня красивая снежинка. Давайте с ней поиграем. Тот, у кого в руке окажется снежинка, должен ответить на вопрос: "Зима  какая?" (дети передают друг другу снежинку и подбирают слова)

     - Молодцы! Вы сказали, что зима ветреная, холодная. Сейчас мы проверим, какой ветер можно создать, если подуть на наши волшебные снежинки. Вам нужно будет вдохнуть носом, а выдохнуть ртом, но чтоб ваши плечи не поднимались. Вот так падает и кружится снег зимой.

     - Ой, ребятки, вы так сильно подули, что даже картинки разлетелись и перемешались. Надо восстановить порядок. Подойдите к столам, посмотрите внимательно на картинки и разложите их по порядку (дети выполняют задание).

    Затем подобное задание дети выполняют на магнитной доске (выкладывают картинки по порядку, одна не из серии, надо объяснить, почему она здесь лишняя).

    Воспитатель: - Ребятки, эти картинки хотят рассказать нам интересную историю, но без вашей помощи не обойтись. Готовы помочь?

     - А теперь рассмотрите внимательно первую картинку.

    * Какое время года вы видите на картинке? Почему вы пришли к такому выводу?                                                                                                                             *Кто изображен здесь? Как одета девочка? Как одет мальчик?                                  *Кого обнаружили дети на снегу?                                                                                    *Что случилось с птицей? Почему птица замерзла?                                                              *Что сделали ребята?

    Картинка №2.                                                                                                                       *Что делают дети здесь?                                                                                                 *Куда дети положили воробышка?                                                                        *Почему они пошли быстро?                                                                                           *Куда ребята идут?                                                                                                              *Как вы думаете, о чем они разговаривают?

    Картинка №3.                                                                                                                     *Кого изобразил художник здесь?                                                                                    *Где находятся дети и птица?                                                                                             *Как сейчас одеты ребята? Почему?                                                             *Теперь как выглядит воробышек? Как он ведёт себя?                                                     *Чем занимаются дети?                                                                                             *Почему воробышек отогрелся?

    Картинка №4.                                                                                                                     *Кто нарисован на этой картинке?                                                                                                *Что дети повесили на березку в парке? Зачем?                                                               *Что девочка насыпает в кормушку?                                                                              *Где находится воробей?                                                                                                *Что чувствуют ребята, какое у них настроение?

     - Как вы думаете, что могло быть дальше?

     - Ребятки, прежде, чем вы начнете рассказывать историю, давайте немного поиграем.

       Физкультминутка.

    Птицы крыльями махали –

    Всё летали и летали.

    Птицы в воздухе кружились,

    На дорожку опустились,

    По дорожке поскакали,

    Крошки, зёрнышки искали.

    (Дети сопровождают проговаривания стихотворения показом соответствующих движений.)

    Затем дети рассаживаются на стулья и  по очереди составляют рассказ по серии сюжетных картинок (в помощь детям предлагается  план-схема для составления рассказа).Воспитатель заостряет внимание на том, что надо слушать друг друга внимательно, не перебивая.

    Воспитатель:

     - Отличный рассказ получился у каждого из вас, молодцы, вот только без названия. Придумайте название рассказу (варианты детей).

    - Какие вы молодцы! Скажите, пожалуйста, трудно было составлять рассказ? Что вам помогало в составлении? (картинки и схема). А в чем еще нам помогают картинки? (в разучивании стихотворений)

    Воспитатель выставляет мнемотаблицу к стихотворению Нищевой Н.В. "Кормушка" и дети угадывают, какое стихотворение зашифровано.Один из детей читает стихотворение:

    Рано утром на опушке

    Мы развесили кормушки,

    Для щеглов, и для синичек,

    и для всех голодных птичек.

    Не едите вы с ладошки

    Зерна, семечки и крошки.

    Прилетайте на опушку,

    Угощенье ждет в кормушке.

    Воспитатель:

     - Чем мы сегодня занимались на занятии? О ком составляли рассказ? Чему нас научил рассказ? Как мы с вами будем относиться к птицам?             Ребята, в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

    В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

    Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

    В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

    Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

    статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

    Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.

              Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвя...