«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Помоги птицам зимой»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Аглеева Эльвира Ильферовна

Конспект ООД в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogi_ptitsam_zimoy.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

Центр развития ребенка – детский сад №16 «Росинка»

Конспект ООД

в подготовительной группе

на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин

«Помоги птицам зимой»

Составила и провела Аглеева Э.И.

г. Благовещенск – декабрь  2018 г.

Цель:  формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучение детей составлению повествовательного рассказа с опорой на серии сюжетных картин;
  • Обогащение - словаря по теме «Зима».
  • Совершенствовать грамматический  строй речи.

Развивающие:

  • Развивать умение делать звуко-буквенный  анализ слова.
  • Развивать связанную речь.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.
  • Активизировать словарь.
  • Развивать пространственно–временные и причинно–следственные отношения, воображение, мышление, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам зимой.

Оборудование: серия сюжетных картин “Как помочь птицам зимой”, ребус, презентация о зиме и воробье.

Дети заходят в группу. Воспитатель собирает детей полукругом.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мы рады всех видеть, и говорим вам  «Здравствуйте»! (дети говорят хором)

Чтобы настроение у нас было хорошее, поприветствуем друг друга.

Игра- приветствие: «Здравствуй друг»

Найдите себе пару, поздороваемся.

Здравствуй , друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? ( похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

 (дети садятся на стулья)

Восп. Ребята, я приготовила для вас ребус. Попробуйте его отгадать, и мы узнаем, о чем сегодня будем говорить.

- (Зима)

-Как вы догадались? (Видим слог ЗИ и цветок мак, от слова МАК убираем последний звук, получается МА. Соединяем два слога ЗИ-МА, получилось слово ЗИМА)

-Сколько слогов в слове зима? (два слога)

-Произнесите слово с ударением. На какой звук падает ударение? (на звук А, на второй слог)

Сколько звуков в слове «зима»? (4звука)

-Назовите гласные звуки. (и,а)

-Назовите согласные звуки. (з,м)

-Сколько букв? (4 буквы)

-Произнесите первый звук. (з*)

-Какой он? (согласный, звонкий, мягкий)

-Фишкой какого цвета обозначим? (зеленой фишкой) (один ребенок на фланелеграфе обозначает зеленой фишкой)

-Произнесите второй звук (и)

-Какой он? (гласный, обозначаем красной фишкой)

-Произнесите третий звук (м).

-Какой он? (согласный, твердый, звонкий)

-произнесите четвертый звук (а)

-Какой он? (гласный, ударный, обозначаем красной фишкой)

- Мы составили с вами звуковую схему слова зима. Обозначьте звуки буквами (один ребенок выкладывает слово ЗИМА )

- Все мы ждали зиму и вот она к нам пришла. Посмотрите на иллюстрации и скажите, какая может быть зима? ( 1 слайд - волшебная, спокойная, тихая зима)

-Но зима бывает и другой. Посмотрите, какая она здесь? (2 слайд – холодная, вьюжная, суровая зима)

-Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

-Предлагаю поиграть в игру «Угадай, что это значит». Я буду показывать вам иллюстрации, а вы должны сказать, что происходит зимой в природе? (слайды с изображением признаков зимы)

1. Зимой идет снег. Дует ветер, пурга, вьюга.

2. Солнце светит, но не греет, потому что поднимается невысоко.

3. Небо низкое, тяжелое. Больше пасмурных дней.

4. День становится короче, ночь – длиннее.

5. Реки скованы льдом.

6. Люди надели теплую одежду (шапки, варежки, шубы, валенки)

7. Некоторые животные легли в спячку.

8. Птицы улетели в теплые края, с нами остались зимовать голубь, воробей, синица, дятел…

- Отгадайте загадку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.
(Воробей)

-Правильно, воробей.

-Сегодня Алмаз расскажет для вас интересные факты об этой птице (сообщение сопровождается слайдами о воробье)

Алмаз. Воробьи встречаются во всех уголках планеты. В России встречаются два вида воробьев: воробей городской и воробей полевой.

 Воробьи любят купаются в лужицах и песке. Таким образом, они избавляются от паразитов в перьях. По земле воробьи передвигаются прыжками, из-за коротких ног.

Воробей не может оставаться без еды больше двух дней. Питается воробей в основном ягодами и семенами. Насекомыми воробьи кормят птенцов.

Птенцов иногда называют – желторотиками. Живут воробьи стайками. Зимой, чтобы не замерзнуть, они прижимаются друг к другу.

-Молодец, Алмаз. Мы узнали много интересного об этой маленькой, шустрой птице. Спасибо тебе.

-А теперь, давайте тоже превратимся в птиц и поиграем.

Физминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

(дети садятся за столы)

- Прошу вас пройти за столы.

-Зимой воробьям и другим птицам приходится очень тяжело. И мы с вами должны помогать нашим пернатым друзьям. Я приготовила для вас интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история. Но картины перепутаны.  И сейчас мы должны разложить картины по порядку - что сначала, что потом (дети раскладывают иллюстрации на столах, один ребенок у доски).

 (один ребенок выполняет задание у доски)

Картина №1.

Какое время года изображено?

Почему вы так думаете?

Кто изображен на картине?

Давайте придумаем имена детям. (Саша, Катя)

Кого нашли ребята на снегу?

Каким словом можно заменить слово «воробей»?

Что случилось с птицей?

Почему птичка замерзла?

Что сделала девочка?

Как можно заменить слово «аккуратно»?

Картина №2.

Что делают дети на этой картине?

Куда ребята спрятали воробушка?

Почему?

Почему дети идут быстрым шагом?

Куда они идут?

Картина №3.

Кого вы видите на этой картине?

Где находятся ребята и птичка?

Как одеты дети?

 Почему?

Что сделали дети?

Что стал делать воробей, когда отогрелся?

Почему воробышек отогрелся?

Картина №4

Кого вы видите на этой картине?

Что ребята повесили на березу в парке?

Что девочка насыпает в кормушку?

Какое настроение в детей?

-Вот сколько много предложений мы составили по картинам. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди ошибку». Я буду читать предложения, а вы должны найти и исправить ошибку.

Летом Маша и Витя гуляли в парке.

Птица увидела ребят на снегу.

Воробей взял девочку в ладошки.

Воробей забрал ребят домой.

Семечки согрелись и клевали воробья.

Витя сделал птиц для кормушки.

Дети повесили березу в парке на кормушку.

Воробей выпустил Машу и Витю на волю.

Птицы приносили корм и кормили ребят.

Молодцы, ребята. Посмотрите еще раз внимательно на первую картину и подберите главное предложения к ней. (Дети нашли на снегу воробья)

Подберите главное предложение ко второй картине (Дети несут воробья домой)

-Подберите главное предложение к третьей картине (дети кормят воробья)

-Подберите предложения к последней картине. (Ребята кормят птиц)

-Скажите, а по этим иллюстрациям можем мы составить рассказ? (Да)

-Тогда я начну , а вы продолжите «Саша и Катя любили  …»

 (дети по цепочке придумывают предложения к картинкам)

- Вы очень внимательны, многое увидели и заметили. И нашим глазам нужно отдохнуть. А для этого проведем гимнастику для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

-Кто сможет рассказать историю полностью? (рассказывают 2 человека пополам один рассказ).

- Кто еще хочет рассказать свой рассказ? (рассказывают 2 человека)

У нас получились, отличные рассказы.

-О ком был рассказ?

- Какое название можно придумать к этому рассказу? (Дети и воробей. Спасение воробья)

-Что будет, если люди не будут помогать птицам?

-Как мы может помочь птицам зимой? (Зимой – вешать кормушки, подкармливать птиц).

-Молодцы, ребята.

-Что вы расскажите о нашей сегодняшней беседе своим родителям?

-Я надеюсь, что вы будете помогать птицам. Относитесь к ним бережно, будьте внимательны к ним. А птицы будут радовать нас своим пением.

-Ребята, на столе у меня лежат улыбки и грустинки. Если  после нашей сегодняшней встречи у вас хорошее настроение и задания показались вам интересными - возьмите улыбку. Если вы испытывали затруднения и настроение у вас не веселое - возьмите грустинку. А теперь поднесите свои картинки к губам и мы посмотрим, какое у вас настроение.

-Я рада, что у вас хорошее настроение. И у меня тоже хорошее настроение. А теперь, пришло время попрощаться с нашими гостями. (до свидания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.

          Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвя...

составление рассказа по серии сюжетных картинок "как помочь птицам зимой"

в развитии связной речи дошкольников огромное влияние оказывает умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.кЗадачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самосто...