ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Бакуняева Юлия Сергеевна

Тема актуальна тем, что многие дети очень плохо владеютправильной речью. Становление правильной речи являетсязалогом успешностиребенка в дальнейшем его развитии.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирование звуковой культуры речи является дидактическая игра и дидактическое упражнение.

Целью работы является выявление возможности формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx75.81 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Номер страницы

1. Пояснительная записка

  1. Актуальность и обоснование выбранной темы……..……...........................

  1. Цель и задачи работы………………………………………..…....................

  1. Психолого-педагогические особенности формирования звуковой  культуры речи у детей второй младшей  группы........................................

2. Конспект основного мероприятия

2.1  Предметно-развивающая среда …………………..………….........................

2.2  Речевая развивающая среда………………………………….........................

2.3  Предшествующая работа………………………………..……........................

2.4  Ход образовательной деятельности …………..……………..........................

2.5  Анализ деятельности детей………………………………..…........................

3. Рефлексия собственной деятельности……………………….......................

4. Список литературы…………………………………………….......................

Приложение………………………………………………………….....................

3

6

7

10

10

11

12

18

20

23

25

1. Пояснительная записка

  1. Актуальность

   Формирование звуковой стороны речи не потеряло своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. [10 с.8]

   Формирование звуковой культуры речи - одна из важных задач развития, так как  именно  дошкольный  возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

   Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).[8 с.6]

   Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой и других учёных, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. [7, 10]

   Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по воспитанию звуковой культуры речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.[10 с.10]

   Культуры речи у детей осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи.

   Формирование ЗКР у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

- произносительных;

- орфоэпических;

- грамматических;

- стилистических.[8 с.23]

   В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирование звуковой культуры речи является дидактическая игра и дидактическое упражнение. Игра имеет важное  значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [4 с. 41]

   Дидактическое упражнение - незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте. Дидактические упражнения оказывают большую помощь в этом.

  Отличия дидактических игр от дидактических упражнений – дидактические игры содержат несколько последовательных правил, игровых действий и варианты усложнения, а дидактические упражнения, как правило, просты, не имеют игровых правил, а содержат одну игровую задачу или одно игровое действие.

  Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается  способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

  Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. [4 с. 42]

  В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания и внедрения новой модели образования.

  ФГОС ДО основан в следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

 3) Конституция РФ;

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг.»  

При реализации ФГОС  выделяют 5 основных направлений развития детей:

 ● социально-личностное  развитие;

 ●  познавательно-речевое развитие;

 ●  речевое  развитие;

 ● художественно-эстетическое развитие;

 ●  физическое развитие. [2, 9]

  Они должны взаимодополнять друг друга, быть ориентированными на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

   В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка.

   Задачи образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе:

   Звуковая культура

1. Воспитание речевого слуха у  детей, постепенно развивая его основные компоненты:

  • слуховое внимание;
  • фонематического слуха;

2. Формирование произносительной стороны речи:

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • работа над речевым дыханием;
  • вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом.[12]

    Большое значение в  ФГОС  ДО  отводится игре. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

   Таким образом, поддержка игры является стержневой линией в дошкольном образовании, поскольку любая игра способствует становлению личности ребёнка – его самостоятельности, инициативности и ответственности.

   Образовательная программа «Детский сад 2100»  разработана в соответствии с действующим Законом РФ « Об образовании», ФГОС ДО и  СанПиН. Проект Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» представляет собой переработанный вариант Комплексной программы развития и воспитания «Детский сад 2100» и полностью соответствует Федеральным государственным стандартам.[11]

   Основная цель «Образовательной программы «Детский сад 2100» – реализовать принципы преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

  Реализация цели предполагает решение ряда задач по совершенствованию звуковой стороны речи ребенка:

-развивать артикуляционный аппарат;

-развивать способность к различию звуков языка;

- формировать правильное произношение звуков.

   Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что автором подобрано и применяется в педагогической практике большое количество дидактических упражнений, которые направлены на развитие речи, в частности одной из ее сторон – звуковой культуры.

   Теоретической основой данной работы послужили исследования таких авторов, как: Д.Б. Эльконин, А.И. Максаков,  Н.Х. Швачкин, [8, 16, 17].

   Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений.

   Именно поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду отводят большое внимание работе  по  развитию речи, звуковой  культуре  речи,  речевому  общению — одна  из  главных.[10 с.17]

  1. Цель и задачи ВИР

     Цель: выявить возможности сформировать звуковую культуру речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических упражнений.

     Задачи:

  1. Проанализировать законодательную и  психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования звуковой культуры речи у дошкольников.
  2. Подобрать и провести комплекс дидактических упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Определить эффективность проделанной работы.

1.3 Возрастные и психолого-педагогические особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

   На четвертом году жизни детей работа по формированию звуковой культуры речи продолжается. Большое значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).[ 6 c.34]

   Периферический отдел речевого аппарата состоит из следующих трёх главных частей:  

1.Лёгкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея).

2.Гортань с голосовыми связками.

3.Система воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, нос, рот).

  Во второй младше группе педагог продолжает развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.

   В методической литературе довольно широко представлены по формированию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (Д.Б. Эльконин, А.И. Максаков,  Н.Х. Швачкин, М.Ф. Фомичева, Л.Ф. Спировой). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательности их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.

   В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных.[13 с.73]

   В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его части) согласные звуки смягчаются реже (санки вместо сянки).

   Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка-сапка), [з] (жук - зук), [ч] на [ц] (чайник-цайник), щ] на [с](щетка-сетка); сонорные согласные [р], [рь], [л] заменяют звуком [ль], реже [й]: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа. Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно. [14 с.27]

  В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Многие малыши различают на слух похожие по звучанию слоги (би-и-и), слова (мышка-мшика). Они понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно. Без специального обучения дети четвертого года жизни еще не могут самостоятельно определить, есть тот или иной звук в слове или нет, вычленить его из состава.[14 с.28]

   На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, как и прежде, является работа над формированием правильного звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже не в звуковых сочетаниях и простых  словах, а в многосложных словах и фразах. Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, переднеязычные согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух-трех и более согласных.[14]

   Не менее важной является задача развития слухового восприятия речевого слуха. Воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки.

   Задача развития голосового аппарата состоит в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью.

   У детей четвертого года жизни более продолжительным становится выдох, они способны протяжно произносить гласные    [а], [у], [и]  в течение 35 сек. Задача выработки продолжительного выдоха ( в качестве подготовительного упражнения для развития речевого дыхания) состоит в том, чтобы научить малышей долго и плавно производить через рот выдох, рационально расходовать воздух при произнесении изолированных звуков, на одном выдохе протяжно произносить гласные, некоторые фрикативные согласные ([в]. [ф]. [с]. [з]).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

   В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

   В процессе формирования у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи воспитания у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.).

   Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способностями умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

    Значительная часть содержания дошкольного обучения может быть усвоена ребенком посредствам упражнений. Многие упражнения носят предметный характер, т.е. их выполнение требует использование предметов, игрушек, дидактического материала.

    В обучение дошкольников применяются упражнения различного типа:

-подражательные упражнения – упражнения на развитие  артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др.

- конструктивные упражнения - ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога, т.е. ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.

- творческие упражнения, требующие комбинирование, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет. [5 с.115]

   Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические и подвижные игры. Благодаря игровому характеру действий дети с особым интересом и легко воспринимают новые задания умения и закрепляют усвоенные ранее. Игровые упражнения создают атмосферу радости, эмоциональной приподнятости, что очень важно для психологического здоровья детей младшего возраста.

   Дидактические правила проведения упражнений таковы:

- поставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать (разучить звук);

- показывать способ выполнения действий с одновременными словесными пояснениями;

- для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся  задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования;

- выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога, иначе могут закрепиться ошибочные приемы работы, искаженные знания. Но постепенно развивая у детей элементы самоконтроля. [5 c.115]

   Содержание работы по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах:

I.  Развитие голосового аппарат. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей;

II.  Становление и закрепление звуков;

III.  Работа над речевым дыханием.

   В работе по формированию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей. Формируя у детей правильную речь, необходимо поддерживать связь с логопедом, врачами.[4 с.5]

2. Конспект основного мероприятия

2.1 Предметно-развивающая среда

  1. Групповое помещение.
  2. Пособия для формирования воздушной струи (карусели, поддувалочки).
  3. Презентация с аудиозаписью звуков природы – «весна».
  4. Игрушки (животные и их детёныши).
  5. Комплект иллюстративного материала по теме «Весна».
  6. Разноцветные бусы.

2.2 Речевая развивающая среда

  1. Загадки о весне.
  2. Устное народное творчество (потешка «Дождик»).
  3. Чистоговорки.
  4. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением: «Капель», «Маша».
  5. Стихотворения о весне.
  6. Подвижные игры с текстом («Маша», «Корова»).

Самостоятельную деятельность детей:

  1. Совместное познавательно-речевое развитие: рассматривание книг и иллюстрации, раскрашивание раскрасок.
  2. Художественно-эстетическое развитие: самостоятельное рисование лепка, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением весенних изменений в природе.

2.3 Предшествующая работа

  1. Познание. Ознакомление с природой. Времена года. Весна.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности:
  • лепка;
  • аппликация;
  • рисование.
  1. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе во время прогулок.
  2. Разучивание стихотворений, закличек, потешек по данной тематике.


2.4. Ход образовательной деятельности

Цель: формирование звуковой культуры речи.

Тема «В гостях у детей медведица Маша». Тема дня «Весна»

Вид деятельности

Интеграция

Задачи

Оборудование

Содержание работы

Примечание

Вводная часть

«Познавательное развитие»

Образовательные:

Уточнить и расширить представления детей о весне.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание.

Развивать интерес к художественному слову в процессе отгадывания загадок.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе.

Аудиозапись «Звуки природы: весна»,

наглядное пособие  - картинки (жука, комара, ручейка), медведица Маша (ребенок)

Я включаю аудиозапись «Звуки природы: весна»,  затем  спрашиваю у детей:
- Ребятки, что вы сейчас услышали?

Дети:  птички поют. Жужжат жуки. Комар пищит. Водичка течёт и т.д.

Хвалю детей и предлагаю им поиграть в игру: по звуку показать нужную картинку (жука, комара, ручеек и т.д.).

- Ребята, а теперь  отгадайте мои  загадки:

За окном весёлых птичек стая,

Расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял –

Значит, к нам опять пришла…

 (Дети: «весна!»)

Хвалю детей и предлагаю им ещё одну загадку.

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит.

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его?

(Дети: «медведь»). 

-Ребята, к нам в гости сегодня из леса пришла медведица  Маша. Она недавно вышла  из спячки и не может понять, какое сейчас время года. Поможем Маше разобраться?

-Да.

Основная часть

Часть 1

ОО «Развитие речи»

Образовательные:

Закреплять знания о признаках весны.

Развивать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать длительный выдох (воздушную струю без участия речи).

Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослого.

Развивающие:

Развивать речевую активность через двигательную активность.

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Картинки: «Весна в природе».

Поддувалочки в виде свистулек (для каждого ребёнка).

Предлагаю детям рассмотреть картину вместе с Машей (дидактический материал в картинках  «Весна в природе»).

- Посмотрите внимательно на картину. Как вы думаете, какое время года на ней изображено? (Весна).

-Почему вы так решили? (Светит солнышко. Тает снег. Птички прилетают.)

-Обратите внимание на небо. Какое оно весной? (Ясное, чистое, голубое).

-Что происходит с деревьями? (Из почек появляются листочки).

-Снег растаял, и появились первые цветы. Как они называются? (Подснежники).

Говорю детям, что Маше очень нравится с нами играть и предлагаю поиграть ещё.

- Ребята, весной из под земли вылезают жуки, разные букашечки (достаю поддувалочки в виде свистулек, раздаю каждому ребенку по одной). Давайте покажем нашей  Маше, у кого жуки будут летать дольше. Для этого надо  набрать воздух и дуть плавно и долго (показываю).  

-А сейчас покажем Маше, у кого комарик  улетит дальше. Для этого надо набрать воздух и дунуть сильно, резко. (Показываю. Провожу упражнение 1-2 раза. Прошу 1-2 детей выполнить упражнение индивидуально).

-Молодцы, ребята, у всех жучки и комарики улетели далеко. Откладываем поддувалочки в сторону.

Наша гостья  Маша очень рада, что вы так старались.

Говорю детям:

- Ребята, Маша очень любит слушать звук «М». Ваша задача, как только вы услышите слово со звуком [М], хлопнуть в ладоши. Слушайте внимательно. (При произнесении слов утрированно выделяю звук [М]). Произношу слова: март, капель, муравей, Маша, ласточка, мама, масленица, подснежник, май, мать-и-мачеха. Хвалю детей.

Предлагаю детям «порадовать» нашу подругу медведицу:

-Ребята, расскажем Маше стихотворение и покажем пальчиковую гимнастику. (Вместе с детьми выполняем пальчиковую гимнастику «Маша»).

          Бурая Машенька зимой

          Крепко спала в берлоге

(ручки сжать в кулачки, спрятав большой пальчик),

          А весной она проснулась,

          Потянулась, улыбнулась.

(показать большой пальчик, согнуть и разогнуть его, улыбнуться),

      -   Здравствуй, рыжая Лисичка!

      -   Здравствуй, Белочка-сестричка!

      -   Здравствуй, серенький Волчонок!

      -   Здравствуй, маленький Зайчонок!

(большой пальчик поочерёдно касается остальных пальчиков на руке, «пальчики здороваются»).

Маша «хвалит» детей.

Основная часть

Часть 2

ОО «Развитие речи»

ОО «Познавательное развитие»

Развивающие:

Закреплять умение произносить  звук [М] в звукоподражаниях.

Расширять и уточнять словарный запас детей.

Закреплять умение произносить звук [М]  в словах.

 

Закреплять правильное произношение звука [М] во фразах.

Картинки с изображением коровы и телёнка.

Предметные картинки, изображающие предметы, в названии которых есть  звук [м].

Сюжетные картинки.

-Ребятки, у Маши есть друзья. Они живут в деревне возле Машиного леса. Наша медведица не видела их всю зиму и соскучилось. Она хочет, чтобы вы угадали по голосу, кто ее друзья.

-Му-у-у! Кто так мычит? (Корова). Показываю детям картинку с изображением коровы. Предлагаю «помычать», подражая коровке.

-У мамы коровы есть детёныш. Как он называется? (Телёнок). Как он мычит? (Тоненьким, тихим голосом). Показываю картинку, изображающую телёнка.

-Давайте покажем, как телёнок зовёт свою маму. (Дети подражают голосу телёнка).

-А теперь, ребята, давайте  назовем слова так, чтобы слышался звук [М], а Маша послушает. Показываю картинки: мама, март, мыло, машина. Сначала произносим хором, выделяя звук [М].  Затем прошу 2-3 детей произнести по одному, при затруднении – помогаю.

Говорю медленно и четко, выделяя звук «М», делаю небольшие паузы между словами.

-Маша рада, что вы так хорошо умеете произносить слова со звуком [М]. Она принесла вам красивые картинки. Давайте рассмотрим их вместе. (Далее демонстрирую детям сюжетные картинки, помогаю составить по ним предложения. Затем прошу нескольких детей повторить составленные коллективно предложения. При  затруднениях – помогаю). Примеры предложений:

«Медвежий марш и вальс медвежий!

С гармошкой мишка на манеже.

Медведица с медведем пляшет.

Им медвежонок лапой машет»

Основная часть

Часть 3

ОО «Развитие речи»

Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение к другим, учить выслушивать друг друга и не перебивать.

Развивающие:

Закреплять умение произносить звук [М]  в словах.

Закреплять правильное произношение согласных звуков.

А теперь, ребята, Маша для нас из леса принесла чистоговорку и совсем не знает, как можно её прочитать? Давайте поможем Маше и скажем сначала тихо, как маленькие медведи – медвежата, а затем громко, как взрослые медведи.

Прошу одного ребёнка встать рядом с собой и произнести чистоговорку, как медвежонок – тихо, затем медленно. Далее прошу другого ребёнка встать рядом с собой и произнести чистоговорку как взрослый медведь – громко, быстро. Чистоговорка:

«Ма-ма-ма – вот и кончилась зима.

  Мы-мы-мы – вот и нет зимы.

  Ом-ом-ом – мы гулять пойдём.

  Ом-ом-ом -  мы построим дом».

Упражнение повторяется 3 раза. После выполнения упражнения хвалю всех детей.

Заключительная часть

ОО «Познавательное развитие»

Развивающие:

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Говорю детям:  - Вы молодцы! Теперь Маша поняла, что такое Весна и как её отличить от других времён года. Выделяю детей, которые работали активнее всех.

А теперь Маша уходит скорее обратно в лес, рассказать всем о том, какое сейчас время года и напоследок приготовила  для нас свою любимую игру.

(Дети выполняют движения в такт стихотворения и воспроизводят звукоподражания).

«Мы потопаем, как Маша:

Топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как Маша:

Хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем!»

(Маша хвалит детей, благодарит их и прощается).


Последующая работа:

Деятельность во время прогулки.

Наблюдение в природе, подвижные игры на участке.  

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание детей; развивать общую моторику и координацию речи с движением; закрепить умения слышать в природе звуки; уточнять и расширять представления детей о признаках времени года (весна); развивать эстетическое восприятие детьми окружающего мира природы (см. Приложение).

Деятельность до обеда.

Дидактические упражнения по теме в группе.  

Цель: формировать целостную картину мира, расширять кругозор и воображение; активизировать словарь по теме. (см. Приложение).

2.5  Анализ деятельности детей

    В соответствии с требованиями ФГОС был построен образовательный процесс по комплексно -  тематическому принципу, занятие по формированию звуковой культуре речи проводилось на знакомом детям материале.

   В своей работе  удалось решить такие задачи как:

Закрепить умения слуховое внимание.

Расширить и обогатить словарный запас детей.

Развить интерес к художественному слову (стихи, загадки).

    Продолжить дальнейшее развитие фонематического слуха и  речевой активности через двигательную активность.

Упражнять детей в развитии мелкой  моторики, координации движений.

Закрепить умение произносить звук [М]  в словах.

Развить зрительное и слуховое внимание.

Отработать речевое дыхание и артикуляцию.

   Была проведена предшествующая работа по разным образовательным областям: познавательное и речевое развитие (рассматривание книг и иллюстраций, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, разучивание стихов, потешек, закличек), художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, раскрашивание раскрасок по теме «Весна»), физическое развитие (подвижные и пальчиковые игры с речевым сопровождением).

    В ходе непосредственно образовательной деятельности дети были активны, внимательны, они сразу «включились» в речевую деятельность, в их глазах я увидела интерес. Они с радостью «помогали» медведице Маше и рассказывали ей о весне.

    При проведении дидактического упражнения «Поддувалочка» дети смогли выполнить длинную и плавную, короткую и сильную воздушные струи, не надувая щеки (сразу и очень хорошо получилось у Борщевой Анны, Казина Павла, Умрихиной Анны). При проведении дидактического упражнения «Звуки природы: весна» дети смогли назвать по звуку приметы весны (пение птичек, журчание ручейка и т.д.). Многие дети могут  выделять звук [м] в словах, произносить данный звук утрированно, но, к сожалению, ещё не все: затруднения были у Зайцевой Вики, Смирнова Матвея, Голубева Игоря, потому что у них пока слабо развит фонематический слух. При произношении чистоговорки дети стремились четко выговаривать все звуки и регулировать силу голоса (быстро и  четко получилось у Борщевой Анны, Логуновой-Тарасовой Софии; медленно, но четко произнесли Умрихиной Анны, Иевлева Егора; плохо развит речедвигательный аппарат у Мазиева Мохмада, Аймалетдинова Рамиса).

   Собираясь на прогулку, дети с удовольствием отвечали на вопросы по теме прошедшего занятия, их очень заинтересовали яркие наклейки, которые им вручали за правильный ответ. Во время организации подвижных игр  все дети выполняли правила игры.

   Особенно детям понравился сюрпризный момент: появление гостьи  - медведицы Маши, а также дидактические упражнения: «Загадки», «Поддувалочка», « Звуки природы: весна», наблюдение за воробьями на прогулке, подвижная игра «Карусели».

   У некоторых детей затруднения вызвало дидактическое упражнение «Хлопки». Не все дети сразу поняли, что требуется сделать: они хлопали в ладоши на каждое слово, так как все названные мной слова были связаны с весной. После дополнительного объяснения и повторного, утрированного произнесения слов большинство детей всё же справились с заданием.

     Таким образом, можно сказать, что подобранные приемы в большинстве случаев носили игровой характер и способствовали реализации каждой задачи в интересной и увлекательной для детей младшего дошкольного возраста форме, что позволило поддерживать интерес к выбранной теме не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в течение всего дня!

   Анализ работы показал, что использование дидактической упражнений и дидактических игр  по  звуковой культуры речи в детском саду является одной из возможности развития. Они  не только активно помогают  включить учащихся в учебную работу, но и активизировать познавательную деятельность детей. Использование игры и упражнения необходимо при обучении детей. Дидактические упражнения могут  быть использованы на всех этапах развития речи детей, они должны в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

3. Рефлексия собственной деятельности

   В  ходе  проведенной  работы  по  формированию  звуковой  культуры  речи был изучен ФГОС ДО, особое внимание при этом уделено задачам образовательной  области "Речевое развитие", а также требованиям построить образовательную  деятельность  таким  образом,  чтобы  игровая  ситуация стала частью жизни каждого ребёнка.
  При изучении образовательной программы "Детский сад 2100" было определено, что реализация её основной цели предполагает, в том числе, решение ряда задач по совершенствованию звуковой стороны речи ребёнка:

- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать способность и  различать звуки речи;
- формировать правильное звукопроизношения.

   В психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.И. Гвоздева,  Д.Б. Эльконина [3, 17].

   Наиболее   полно   понятие   звуковой   культуры   речи,   задачи   работы  по  её  воспитанию   раскрываются  в  работах  А. И.  Максакова,  М. Ф. Фомичевой, Н. Х. Швачкина [8, 15, 16].

   При разработке конспекта непосредственно образовательной деятельности, а также плана дальнейшей работы (во время прогулки, до обеда) я ориентировалась на принцип интеграции образовательных областей.    Например, решались задачи относящиеся к образовательным областям:

- познавательной развитие (развивать зрительное и слуховое внимание, уточнять и расширять представления детей о весне);
- речевое развитие (развивать фонематический слух, обогащать словарный запас детей);
- социально- коммуникативное развитие (закреплять умение выполнять правила игры);
- художественно-эстетическое развитие (развивать эстетическое восприятие детьми окружающего мира природы);
- физическое развитие (развивать общую и мелкую моторику, координацию движений).

   При разработке тематического планирования осуществлялся комплексный подход к решению образовательных, развивающих и воспитательных задач.    Так, ввводной части занятия мы ставили перед собой и комплексно решали задачи:

- образовательные (уточнять и расширять представления детей о весне);
- развивающие (развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову);
- воспитательные (воспитывать любовь к природе).

   В процессе непосредственно образовательной деятельности были использованы игровые, словесные, наглядные, практические методы работы. Применялись такие приемы, как:

- создание игровой ситуации, сюрпризный момент (появление гостьи - медведицы Маши);

- вопросы и ответы;

- договаривание  фразы;

- повторение слов за воспитателем;

- использование художественного слова (загадки);

- демонстрация предметных и сюжетных картин.

   Следует обратить особое внимание на игровые приёмы дидактических упражнений, которые помогали решить основные задачи по формированию звуковой культуры речи у младших дошкольников. Создание игровой ситуации и сюрпризный момент - появление на занятии "гостя" - оказалось очень эффективным и значительно повысило интерес к занятию.

    Появление гостьи Маши и присутствие элемента соревнования: "Покажем Маше, у кого жучки будут летать дольше, у кого комарики улетят дальше", - позволили поддерживать у детей высокую мотивацию, желание выполнить упражнение как можно лучше и точнее.

   В ходе дальнейшей работы над темой во время прогулки применялись следующие методы и приёмы: рассматривание живых объектов (птиц), наблюдение явлений природы (приметы весны), упражнения, использование художественного слова (стихи), повторение слов за воспитателем, подвижные игры («Воробей», «Карусели»).

   Было отмечено, что в результате проведённой работы дети на прогулке сами с радостью замечали приметы наступившей весны. Они с готовностью делились своими наблюдениями с воспитателями и родителями.  Родители воспитанников отмечали, что у детей повысилась познавательная активность, они стали чаще задавать взрослым вопросы, касающиеся сезонных изменений в природе, жизни растений, птиц и зверей, а также стали добрее и внимательнее к ним.

   Моя работа осуществлялась с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Известно, что дети четвёртого года жизни без специального обучения ещё не могут самостоятельно определить, есть тот или иной звук в слове или нет, вычленить его из состава слова. Поэтому одна из задач воспитателя: продолжать учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помочь детям осознать звуковую сторону слова. Дидактические упражнение  "Хлопни в ладоши" было направлено на решение данной задачи. У детей четвёртого года жизни более продолжительным становится выдох, в связи, с чем задачей педагога является научить малышей производить долгий и плавный выдох через рот.   Решению данной задачи было посвящено дидактические упражнение "Поддувалочки". Благодаря   игровому   характеру   действий   дети   с   особым   интересом    воспринимали    новые    задания.   Игровые    упражнения    помогли    создать    в    группе  атмосферу радости, эмоционального подъёма.
  Таким образом, можно сказать, что все задачи решены, и цель работы достигнута. Действительно, возможно формировать звуковую культуру речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических упражнений.

4. Список литературы

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.-24 с.
  2. Детский сад №395. Реализация ФГОС в ДОУ. Под ред. Л.А. Меденниковой — Электрон. дан. — М.: Образовательный портал МБДОУ 395.рф,2012.-  Режим доступа: www.xn--395-9cdp0cq4b.xn--p1ai, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Под ред. С.А.Абакумова. - М.: АПН РСФСР, 1993. - Ч. 1. -Режим доступа:. nsportal.ru, , свободный. — Загл. с экрана
  4. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.- 5с., 28 с., 41 с.,42 с.
  5. Козлова С.А  Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений. – 3-е.-115 с.
  6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973.- 34 c.
  7. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / Р.Е.Левина. - М.: Аркти, 2005.
  8. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. —  6 с., 23 с.
  9. Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
  10. Новиковская О.А.  Развитие  звуковой  культуры  речи  у  дошкольников. -СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2008.- 8 с., 10 с.    
  11. Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100».Образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под науч.ред.О.В.Чиндиловой.-М.:Баланс,2012.-496с.(Образовательная система «Школа 2100»)
  12. Развитие речи детей. Возрастные особенности формирования речи дошкольника. Под ред.  Н. В.  Лебедевой  -  Электрон. дан.—М.: Детсво.ру,2014.-Режим доступа: nika.my1.ru›… rechi/vospitanie_zvukovoj, свободный. — Загл. с экрана
  13. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрест. по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. В 2-х т. - М.: Владос. 1997.- 73 с.
  14. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет.- М.:Вентана-Граф, 2007.-27 с.,28 с.
  15. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1981.
  16. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПН РСФСР, вып.13. 1948. - с.101-133
  17. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып.1. 1957. С. 107-110.

Приложение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности.

Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности....

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Звуковая культура речи: звуки м,мь. Дидактическое упражнение "Вставь словечко".

Цель:Упражнение детей в четком произношении звуков м и мь в словах, фразовой речи.Педагогический замысел: 1.Закреплять навыки образовывать слова по аналогии2.Формировать умение отчётливо произносить с...

Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи"....