Мини-музей по сказкам К.Чуковского
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Русских Вера Ивановна

Проект для детей старшей группы с коммуникативно-речевыми трудностями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzey-na_sayt.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мини-музей Дедушки Корнея»

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: воспитанники старших групп, родители, педагог-психолог

Проблема: низкий уровень коммуникативно-речевых навыков у детей старшей группы. Из 19 детей-6 детей с ОВЗ (ОНР, ЗПР).

Актуальность проекта: детей с задержкой речевого развития становится больше. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Задача педагогов - создать условия для формирования мотивации к речи. Развитие речи происходит в предметно-практической деятельности ребенка.  Создание мини-музея – новая форма предметно-практической деятельности  детей и родителей. Новизна всегда привлекательна для детей.

Объект проектной деятельности: новая форма предметно-практической деятельности  детей и родителей, стимулирующая развитие психических процессов у детей.

Предмет проектной деятельности: виды предметно-практической деятельности  детей и родителей в мини-музее.

Цель: развитие коммуникативно-речевых компетенций у дошкольников через создание мини-музея по творчеству К.Чуковского

Задачи:

- использовать музейную педагогику для развития познавательного интереса у детей;

- способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;

- развивать у детей интерес к произведениям К. Чуковского;

- способствовать взаимодействию с семьями воспитанников;

- приобщать детей и родителей к совместной деятельности;

-развивать и укреплять память, внимание, мелкую моторику, мышление, речь;

- воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам и окружающим предметам.

Гипотеза: занятия в мини-музее будут интересны  и полезны всем категориям детей. У воспитанников появится дополнительная возможность для общения с другими людьми(родителями, детьми из других групп, педагогами из других групп), реализации своих творческих задумок (изготовление поделок, рассказывание любимых стихов по своему выбору, рисование, сочинение сказок и т.д.), развития коммуникативно - речевых навыков. Деятельность детей охватывает все образовательные области.

-1-

Ресурсы: родители, книги

Этапы  реализации:

1 этап- реализация проекта «Путешествие по сказкам Чуковского», сбор экспонатов, информации

2 этап-создание «Мини-музея дедушки Корнея»

3 этап –занятия в мини-музее (экскурсии, игры, опытно-исследовательская деятельность, творческие мастерские)

Месяц

Мероприятие

Участники

Результат

декабрь

Макет избы бабушки Федоры

Воспитанники и родители старшей группы №7

1)Изготовленные предметы быта оформлены в макет избы

Изготовление из гофрированной бумаги елочки для Федоры

Воспитанники старшей группы №7

2) 3 место в районном конкурсе «Новогодняя сказка»

Сочинение сказки

«Новая сказка про бабушку Федору»

Воспитанники подг.группы № 12

2 место в районном конкурсе «Рождественская сказка»

Дети сочинили сказку

январь

Изготовление поделок (одежда, обувь) на «Чудо-дерево»

Воспитанники , родители и воспитатели старшей группы №7

«Чудо-дерево»-

Игра на внимание.

Выставка творческих работ родителей, педагогов и детей.

Оформление мини-музея по мотивам сказок К.Чуковского, изготовление и сбор экспонатов

Игры, экскурсии ,

Разучивание стихов и сказок

Воспитанники и родители старших групп №7 и №9

Открытие мини-музея, проведение экскурсий воспитанниками старшей группы № 7 для детей детского сада

февраль

Мастер-класс «Волшебный клубок»

Воспитанники и родители старшей группы

Дети получили опыт общения с другим взрослым, приобрели навыки работы с нитками

Игра «Бабушка заболела»

Воспитанники и родители старшей группы №7

Дети получили опыт общения с другим взрослым-доктором по телефону и очно, приобрели навык вызова врача на дом, опытным путем определили наличие крахмала в продуктах питания

Мастер-класс «Как помыть посуду»

Дети и родители подг.группы №8

Дети получили опыт общения с пожилым взрослым, продемонстрировали свои знания и умения рассказывать стихи и мыть посуду

март

Экскурсии по мини-музею

Воспитанники  старшей группы №7, средние группы, подготовительные

Проведены экскурсии для всех групп детского сада

Полученные результаты:

*у детей расширился кругозор;

*появился интерес к произведениям К.Чуковского (все без исключения знают наизусть стихи и сказки Чуковского);

*улучшились мелкая моторика, речь, память;

*повысились самооценка и уверенность в себе, дети  увереннее себя чувствуют на праздниках и в других ситуациях общения;

*сформировались  коммуникативно-речевые навыки.

Диагностика уровня сформированности коммуникативно-речевых навыков у детей старшей группы № 7 показала следующие результаты:

Достаточный уровень развития

Близкий к достаточному уровню развития

Недостаточный уровень развития

Начало учебного года

0

11 чел.

57,9%

8 чел.

42,1%

Конец учебного года

9 чел.

47,4%

10 чел.

52,6%

0

За время проекта в роли экскурсовода попробовали себя несколько воспитанников. Для детей детского сада  2 ребенка из группы(1-с ОВЗ)провели 6 экскурсий в мини-музее Чуковского, 1-для родителей, 1-совместно с родителями был проведен конкурс мини-спектаклей.

В этом учебном году в данной группе выявлено 5 детей с ОВЗ (с различными нарушениями в развитии речи, ЗПР) и  3 ребенка- с коммуникативно-речевыми трудностями (причины разные).  Диагностика уровня развития психических процессов и уровня сформированности коммуникативно-речевых навыков у детей (а т.ч. и с трудностями) показала положительную динамику.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностическая карта (бланк)

 определения уровня сформированности коммуникативно –речевых навыков

у детей старшей группы

(               уч.год)

Параметры оценивания

             И.О   ребенка

З.Геля

Витя К.

Надя Ш.

Лера Л.

Ксюша Г.

Заскалкина Геля

Настя Л.

Семен В.

Рома  М.

Катя К.

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

самооценка

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

Высказывает свое мнение в ситуации общения

+

-

Выражает свои мысли и желания

Здоровается при встрече

Проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении

Положительно относится к другим

Активно взаимодействует со взрослыми

Активно взаимодействует с детьми

Умеет договариваться

Учитывает интересы других

Проявляет речевое творчество

Качественный анализ

+(да), - (нет)

Оценка: Достаточный уровень развития -10-9 баллов, близкий к достаточному уровню развития - 8-4, 3-0-недостаточный уровень

Результаты обследования

В начале учебного года:  достаточный уровень развития -           %,

 близкий к достаточному уровню развития -      %,

недостаточный уровень-     %.

   

В конце учебного года: достаточный уровень развития -      %,

 близкий к достаточному уровню развития -      %,

 недостаточный уровень-      %.

Конечный продукт проекта: мини-музей по творчеству К.Чуковского

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

*конечный продукт;

*участие родителей и детей;

*динамика в развитии детей;

*положительные отзывы родителей.

Способы преодоления возникших трудностей:

Планировалось больше встреч с родителями, но по причине массовых заболеваний (карантин) невозможно было организовать все встречи. Поэтому основная творческо-практическая деятельность детей и родителей проходила на дому.

Список литературы:

1.Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми пятого года жизни/ Ребенок в детском саду-2013-№5.-с.75-79, № 6-с.59-61.

2.Наумик Т.А. Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи/ Ребенок в детском саду-2013-№5.-с.62-63.

3.ПавловаН.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду/-М:Генезис, 2008.-80с.

4. Сборник стихов и сказок К.Чуковского

                                                                                                     

                                                                                                      Педагог-психолог В.И.Русских

Июль 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Русская народная сказка" и "Русская изба"

Организация мини-музея силами воспитателей, детей и родителей младшей и старшей группы.Цель: Познакомить дошкольников с бытом людей в деревне, расширить словарный запас. Формирование у дошкольник...

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...

Мини-музей "Мои первые сказки"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Ромашка»...

Экскурсия в мини-музей "Жила-была сказка" для детей средней группы "Сказка "Петушок и бобовое зернышко"

Экскурсия в мини-музей "Жила-была сказка" для детей средней группы "Сказка "Петушок и бобовое зернышко"...

Экскурсия в мини-музей "Жила-была сказка" для детей средней группы "Сказка "Лисичка со скалочкой"

Экскурсия в мини-музей "Жила-была сказка" для детей средней группы "Сказка "Лисичка со скалочкой"...

Мини-музей "Русские народные сказки"

Закрепление знаний у детей о русских народных сказках...