Животные
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тагаева Елена Юрьевна

Конспект занятия по технологии обогащения лексического запаса со словом доминантой "Животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слово-доминанта «Животные»

Цель: познакомить детей со смысловым значением слова -доминанты «животные».

Задачи: 

1. Познакомить детей со словом -доминантой «животные» и его понятийным содержанием.

2. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе видовых отношений.

3. Активизировать детей на освоение смыслового значения слова-доминанты в словосочетаниях, предложениях, описательном рассказе.

4. Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных
5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе: лесу и его обитателям (диким животным)
6. Воспитывать коммуникативные навыки, инициативность, навыки сотрудничества.

Технологическая карта со словом-доминантой «Животные».

Средняя группа

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Мотивационный

-Нас старичок-лесовичок приглашает в гости в лес познакомиться со своими друзьями.

-Хотите пойти в лес, познакомиться с друзьями Лесовичка?

 А с кем именно  узнаете отгадав загадки. (слайды)

1. Говорят она хитра,

Кур таскает со двора,

Но зато красавица, Всем ребятам нравится.

(лиса)

2. Хозяин лесной проснулся весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снежной.

(медведь)

3. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
(заяц)

4. По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица.
(Белка)

5 Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(волк)
6. Лежала под елками

Подушка с иголками

Лежала, лежала,

Да и побежала. (еж)

Кто же живет в лесу?

Принимают игровую ситуацию.

2 этап

Ознакомления

(Объясняет детям значение слова-доминанты)

Ребята, а как одним словом называют волка зайца, белку, медведя? Животные. Кто такие животные?

Животное это живое существо, которое может двигаться и чувствовать

Покажите как может двигаться (медведь, заяц, лиса, еж, белка, волк).

Вид отношений: отношение состояния

А что могут чувствовать животные?

Когда животные чувствуют боль?

Включаются в деятельность по знакомству со словом-доминантой

Сообщают имеющиеся знания о слове доминанте.

Закрепляют представления о них.

Дети имитируют движения животных, проговаривая названия движений животных (заяц прыгает, лиса крадется….

Радость, голод, испуг, грусть, злость, боль.

Когда что-то болит

3 этап

Осмысления

Вид отношений: часть-целое.

-А что может болеть у животных?

( Д/и «Часть — целое»).

А теперь отправимся в гости в лес, чтобы познакомится с животными которые там живут.

Физминутка

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Вот мы пришли в лес. И чтобы их не испугать мы тоже превратимся в животных.

А скажите ребята  а почему мы не повстречали в лесу кошку? Корову, лошадь?

Дети моделируют семантическое поле на основе отношений часть-целое (лапа, хвост, голова,…)

Дети называют части животных.

Выполнение действий по тексту.

Дети надевают маски по своему выбору

Потому что они живут рядом с человеком. А не в лесу

4 этап

Основной

Вид отношений: родовидовые отношения.

Как называют животных что живут в лесу, а тех что живут рядом с человеком?

Перед вами  Лес и Дом. А рядом -  лежат картинки животных, Давайте поможем им найти свои домики? Тогда расселите животных туда, где они живут (дом, лес). Девочки заселят животных в дом человека, а мальчики — в лес. Договоритесь кто из вас расскажет куда расселили животных и почему.

Мы расселили диких и домашних животных. Их так много и живут в разных местах, но они отличаются не только этим.

Вид отношений отношения качества.

Ребята, животные отличаются друг от друга и по характеру и по внешности. Скажи лисица какая ты по характеру? А ты заяц какой? Ты волк каким бываешь? Покажите.

Вид отношений отношения действия.

Мы мы увидели какими бывают животные, а теперь спросим что животные  умеют делать? Заяц что ты умеешь делать? ( лиса, волк, медведь, белка, еж)

(Д/и «Кто что делает»)

Наша прогулка по лесу закончилась и мы снова стали обычными ребятами и теперь можно снять маски.

Участвуют в моделировании семантических полей.

Включаются в игру.

Дети выполняют задание

Активизируют знания, называют слова.

Волка, лису, зайца поселили в лес потому что они дикие животные

Я хитрая лиса, я злой, голодный волк, я неуклюжий, косолапый медведь, я трусливый, длинноухий  заяц, я шустрая, ловкая, проворная белка, я колючий еж.

Я умею прыгать, скакать, собирать орехи...

5 этап

 Итоговый

(рефлексивный)

 Мы много узнали и вспомнили о диких животных. Ребята кто из вас хочет рассказать о каком нибудь животном, которое мы встретили в лесу? Можно взять любую маску которая вам нравиться и рассказать о нем все что знаете.

Составление описательного рассказа о животном.

Я - заяц. У меня длинные уши. Зимой я белый, а летом серый. Хвост у меня короткий,, а вот задние лапы длинные и сильные, чтобы далеко прыгать. Люблю я морковку и кору деревьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Конспект занятия "Ленинградский зоопарк" в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака "Про всё на свете", Азбука Санкт-Петербурга" по лексическим темам: "Домашние животные" "Дикие животные", "Животные жарких и северных стран".

Конспект занятия «Ленинградский зоопарк» в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака« Про всё на свете», « Азбука Санкт-Петербурга»по лексическим темам: &la...

Тема недели (дня): «Животный мир» Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных. 2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Закрепление знаний о вне

Тема недели (дня): «Животный мир»Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешне...

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...