Интеграция речевого и экологического образования детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС
материал по развитию речи по теме

Скворцова Елена Николаевна

- Развитие связной речи;

- Развитие словаря;

- Освоение грамматически правильной речи;

- Освоение звуковой культуры речи;

- Подготовка к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Интеграция речевого и экологического образования детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС. »

Выполнила: воспитататель :МДОУ

 Елховоозерский д/с «Солнышко»

Скворцова Елена Николаевна.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........2

  1. Теоретические основы проблемы исследования………………………..5

           1.2.Природа как средство развития речи детей дошкольного возраста…..7

           1.3.Интеграция как ведущая идея в реализации содержания

современного дошкольного образования…………………………………………11

  1. Интеграция экологического и речевого развития дошкольников……...15

      2.2.Организация работы по развитию речи детей в процессе ознакомления с природой..................................................................................................................17     

      2.3. Обогащение и активация словаря……………………………………...18

      2.4. Критерии развития связной речи……………………………………....22

      2.5. Обучение детей рассказыванию о природе……………………………24

      2.6. Беседы с детьми о природе ………………………………………….....26

Заключение………………………………………………………………………....28

Список литературы……………………………………………………………......29

Введение

     Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с речевым развитием ребенка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем отличаются нестабильностью успехов в учебе.

     На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи указывают в работах Ю.С. Ляховская, И.П. Савельева, А.П. Иванова, Е.М. Струнина. По данным психолого – педагогических исследований в начале обучения почти 90 % детей испытывают различные трудности, но более 60 % этих трудностей связаны с развитием речи.

     Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры способствуют в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из  критериев оценки результатов детской деятельности.

     Цель развития речи определяется как достижения коммуникативной компетентности ребенка.

     Ориентация на собеседника представляет важнейший компонент коммуникации и является одним из показателей коммуникативной компетентности ребенка. Таким образом, к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с людьми: он может успешно взаимодействовать со знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими детьми.

     Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах. Поэтому программа  по развитию речи включает следующие разделы:

- Развитие связной речи;

- Развитие словаря;

- Освоение грамматически правильной речи;

- Освоение звуковой культуры речи;

- Подготовка к обучению грамоте.

     Плавным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связанной речи.

     В каждой возрастной группе программой определена ведущая задача по развитию речи.

     Так, в первой младшей группе это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.

     Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использованием литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета.

     В среднем дошкольном возрасте основной задачей является развитие речевой инициативы и речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка как в процессе общения, так и в монологической речи.

      В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, коллективном обсуждении игрового сюжета и т.д. Богатство освоенных средств выразительности позволяет выбирать и рационально сочетать их при оформлении и презентации рассказа, сказки, загадки.

     Таким образом, работа над развитием речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической речи детей в каждой возрастной группе.

     Исследователи А.М. Бородич, В.В. Гербова, В.И. Логинова и другие отмечают, что в дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Характеризующие словарный запас детей дошкольного возраста, авторы показали, что по мере развития мышления детей и их речи лексика не только  обогащается, но и систематизируется. Происходит как объединение слов в систематические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля. Явлениями окружающего мира, среди которых наибольший эмоциональный отклик вызывает мир природы, осуществляющийся различными методами и средствами.

1.Теоретические основы проблемы исследования.

     Важнейшим методом развития речи детей является наблюдение, среди которых в дошкольном возрасте приоритет отдается природе. Проводя наблюдения за природными явлениями, за каким нибудь процессом в природе (трудом взрослых и самих детей в огороде, цветнике, уходом за животными и т.п.) Причем, невозможно не учитывать современную неблагополучную экологическую ситуацию, которая обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Многие ученые (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева и др.) считают, что это закономерный результат представлений человека о себе, как о  «царе природы», «неисчерпаемости природных ресурсов»,  результат признания лишь материальной ценности природы и использования ее богатств без учета важнейших экологических закономерностей, при отсутствии воспитания эстетических чувств и эстетического воспитания окружающего растительного и животного мира.

     Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребенка. В процессе созерцания  природы ребенок имеет возможность правильно определять величину форму предмета, симметрию, цвета их гармоничное сочетание и контраст цветов или дисгармонию, определять оттенки цвета при разной степени освещенности в разные периоды дня, сезона и т. д., но все это ребенок может только при условии наличия в его речи соответствующих представлений. При этом ребенку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые у него надо систематически развивать. Общественно, что составными частями эстетического восприятия является восприятие формы объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции, эстетическая оценка природы и ее явлений; эстетическое суждение ребенка о природе, в котором выделяются качества объектом и явлений природы, и которые в свою очередь требуют определенного речевого богатства.[3]

     Особую актуальность данная проблема приобретает еще и в связи с тем, что при обучении чтению в 1 классе, современные азбуки содержат лексику экологической тематики, что создает необходимость освоения в дошкольном возрасте. Исследование этих проблем представляет исключительный интерес для педагогической теории и практики.

     Таким образом возникают следующие противоречия:

 - между потребностью во владении детьми лексикой экологической тематики и недостаточным применением средств природы в речевом развитии в ДОУ;

 - между педагогическими возможностями влияния средств природы на развитие речи ребенка и отсутствием обоснования дошкольников в процессе ознакомления с экологией.

     Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск и определение комплекса условий, обеспечивающих эффективность развития речи дошкольников в процессе ознакомления с экологией.

     Цель исследования: теоретическая обоснованность и эффективные методы и приемы развития словаря и в частности речевого развития в процессе ознакомления с природой.

     Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.

     Гипотеза: природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие речи дошкольников если ее формирование проводится на основе их  сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий дети овладеют способностью выделять характерные признаки предметов и явлений обобщать рассказывать, выстраивать логические цепочки.

1.2. Природа как средство развития речи детей дошкольного возраста.

                           Хорошо у вас на море – океане,

                                             На острове Буяне, а на Руси –

                  матушке во сто крат лучше

                                                            У нас луга зеленые, реки синие

                            У нас поля бескрайние, у заводей

                                                       Березки белые, в лугах цветы лазоревые.

                                             У нас заря с зарею сходится, месяц

                      На небе звезды пасет.

                                                            У нас росы медвяные, ручьи серебряные…

                                                                                                                    Из РНС.  

   

      Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно – речевой деятельности.

     Впечатляет от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

     Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивая, что человек был и всегда останется сыном природы, и то что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово

ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы (1971).

     На то, что созерцание природы является единственно – подлинным фундаментом человеческого познания, а ее познание протекает в единстве с овладением речи указывал Песталощци (1963).

     П.А. Вяземский подчеркивал что язык есть исповедь народа, в нем слышится природа его душа и быт.

     Д.С. Лихачев слова с корнем «род» (природа, родник, родина, народ, родной, родинка, родители, город) называя родниками родимой природы.

     Мы должны сегодня защитить и сохранить естественные связи ребенка с

традициями культуры слова как способами взаимодействия с природой, чтобы дети, как отмечал К.И. Чуковский, не чувствовал себя иностранцами в области родного языка, бездушно повторяющими штампы речевые. Универсальность художественного языка помогает ребенку глубже почувствовать и понять традиции взаимодействия общества с Природой.

     Возможные ситуации погружения в стихию речи, проживания жизни в слове целесообразнее создавать на основе народного ботанического словаря, пространство которого, согласно выражению К.Д. Ушинского, есть «опредмеченная» способность дара слова бесчисленных поколений и бесчисленных жизней.

     Так, например, русские народные названия растений щедро наполнены:

  1. Эмоциональностью: травушка – муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелистник), сон – трава (прострел), одолень – трава (кувшинка), трава приворот (манжетка), печаль – трава (полынь), разрыв – трава или ключ – трава (папоротник), плакун трава или

   2)всем травам мати (дербенник иволистый);

   3)Эстетическими звучаниями: красава, краса, красоля, красотная трава,     купальница, чистец, чистотел;

  1. Образными выражениями (метафорами, сравнениями, метафорическими эпитетами): кувшинка ( плодик напоминает изделие гончарного искусства), пастушья сумка (плодик соответствует форме пастушьих сумок), наперстянка (цветы похожи на наперстки), медвежье ухо (коровяк обыкновенный – листья мохнатые ворсистые, что медвежье ухо), журавельник волчья стопа (герань – плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след);
  2. Ритмичностью речи: травка – гречка – попарь плечи, травка репеек – попарь животик, травка мяточка – припарь пяточки (народная игра «Воробей»), гори цвет – всем цветам цвет (пословица).

     Особую роль в развитии связной речи К.Д. Ушинский отводил природе. Логику природы он считал для ребенка самой доступной и полезной. По этому поводу педагог говорил, что непосредственное наблюдение окружающей природы составляет те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит ее логичность, истина самого слова; из которого потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов(1968).

     Речевое развитие дошкольника актуальная проблема методики развития речи. Одно из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического созерцания.

     Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той «живой игрушкой», которая ползает рядом порхает поблизости, ласкается к нему (Николаева).

     Великий Ушинский утверждая, что неоценимо значение родной природы, как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа – один из могущественных факторов воспитания и развития человека и самое тщательное воспитание без участия без этого фактора будет отзываться сухостью, односторонностью. Очень важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связано с понятием Родина.

     Продолжая мысль о ценности природы в воспитании ребенка В.А. Сухомлинский писал: «Природа – клад красоты, общаясь с ней, дети обогащаются духовно, нравственно, заряжаются энергией добра. Общение с природой – воспитание сердца. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи , услышал и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить, понимать и беречь природу – задача  взрослых. (137, с 36 – 46).

     В целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь веточка растения, воробей, жук или

щенок.

      На протяжении дошкольного возраста у детей формируются знания о смене дня и ночи, о типичных атмосферных явлений – дождь, снегопад, ветер, иней и т. д.

      Полноценные проявления детей в речевом творчестве отмечают Ю.С. Ляховская. Обнаруживаются в условиях систематического чуткого руководства со стороны педагога. В интеллектуально – речевой деятельности, по мнению автора вычленяется красота искусства слова, умственного труда, объективности, художественной речи. В трудовой деятельности подчеркивается красота целей и процесса труда его результатов и отношений в коллективной деятельности .

     Мы убеждены, что природа, со всем многообразием форм красок, звуков

является богатейшим источником эстетических переживаний ребенка, которые ребенок передает посредством языка и своей речевой деятельности.

 

1.3Интеграция как ведущая идея в реализации содержания

современного дошкольного образования

     ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ, одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

     Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребенок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

     Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

     Приступая к введению ФГОС дошкольного образования, перед педагогами детского сада открылись ряд вопросов, одним из которых является требование к организации процесса: "воспитательно-образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Интеграция в педагогике - это такой подход, который способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

О.А. Скоролупова и Н.В. Федина отмечают: "Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса"

Так например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях, педагоги детского сада преследуют цель:

- воспитывать у детей гуманное отношение к живому (социально-личностная линия развития);

- побуждать к эстетическим переживаниям, связанным с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития);

- решать задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития);

- формировать практические навыки по уходу за растениями и животными;

- учить отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности.

Как же реализовать интегрированный подход в воспитательно-образовательном процессе в контексте ФГОС?       

Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, идеями, проблемами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.

 

  Какие же виды занятий решают проблемы интегрированного обучения?

Комбинированное - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное - реализация зада средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: прежде чем рисовать осень, дети сочиняют рассказ об осени читают стихи поют песни. При этом один вид доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой.

Интегрированное - соединяет знания из различных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (например, такое понятие как "настроение"рассматривается средствами музыки, живописи, экологии). 

И все же, какова цель интегрированных занятий?

- систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка;

- обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты;

- создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях.

В чем преимущество именно таких занятий?

- количество и продолжительность строго не регламентируются;

-педагог сам определяет содержание, руководствуясь в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста;

-связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка.

В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск;

-проблемные вопросы;

- разнообразные речевые дидактические игры, активизация словаря.

     Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются движения, игра, сюжет и музыка.

     Игра- основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события. А главной составляющей совместной деятельности является "взаимодействие", "сотрудничество детей и воспитателя".

     Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду.

     Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое в котором все элементы взаимосвязаны.

     Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Применение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестандартных решений от всех участников образовательного процесса.

2.Интеграция экологического и речевого развития дошкольников

В качестве системообразующего компонента интеграции могут выступать естественно-научные знания, концентрирующие вокруг себя другие компоненты содержания. Признаки живой и неживой природы, включенные в наблюдение, литературные произведение, составление творческого рассказа и т.д., приобретают для ребенка личную значимость. При организации экологически речевой деятельности ребенок включается в процесс познания сущности явления, объекта, он становится участником процесса деятельности. Знакомство с литературным произведением, и наблюдая явления или образ в природе, позволяет увидеть естественные признаки в различных связях как внутри природных процессов, так и в их влиянии на людей, наблюдающих за этими изменениями, что положительно сказывается на результате усвоения картины целостного знания у дошкольников. 
Сама экологическая наука предполагает выход на интеграцию, потребностью создания у ребенка целостной картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Окружающий мир, природа это сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить¸ удивить. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании детей. 
Экологическое развитие подразумевает формирование основ экологической культуры личности, гуманно-ценностного отношения к миру природы, формирование экологического мышления и правильного поведения в мире природы, умение познавать себя в природе. Речевое развитие детей подразумевает расширение и систематизацию словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры, развитие содержательной, связной речи, речевого творчества, выразительности речи, культуры речевого общения, норм речевого этикета. 
Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволит формировать у дошкольников целостное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, окажет влияние на становление у детей научно-познавательного, эмоционального, нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающему миру и самому себе, на основе познания социального и природного окружения детей. Экология и речь не должны быть изолированы друг от друга, надо по возможности их совмещать в педагогическом процессе детского сада.
Преимуществами такой интеграции будет развитие у детей воображения, восприятия, совершенствование познавательных процессов, формирование творческого подхода к деятельности, коммуникативных способностей, реализация потребностей в самовыражении: игре, речевом творчестве, уходе за живыми объектами природы. В результате богатая речь, умение вести себя в природе, ценить прекрасное, и т.д.
Интеграция даст возможность знакомиться с окружающим миром, погружаться в красоту природы, и передавать эту красоту в речевом и художественном образе и творчестве. К интегрированным методам и приемам можно отнести: экспериментирование, проектную деятельность, игры драматизации, ролевые игры и т.д. (Е.С.Полат, Н.А.Рыжова, О.Б.Волжина, И.В.Цветкова, Л.М.Кларина и др.).
Таким образом интеграция экологического и речевого развития детей дошкольного возраста позволит одновременно освоить экологические представления, способствовать развитию умений, совершенствовать речевую активность, с наименьшими затратами, приобщить к общечеловеческим ценностям, обеспечить целостное развитие личности.

2.2.Организация работы по развитию речи детей в процессе ознакомления с природой.

     Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и тщательно продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание, очень важно учитывать возрастные особенности детей, что можно требовать от ребенка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства его с природой.

     «Программа «От рождения до школы .» рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».

     Красота и многообразие природы во всякие времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за ярким, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить. Почему осенью птицы улетают, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

     За это время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. И в связи с этим у детей постепенно развивает речь, обогащается словарь, ребенок практически овладевает навыками словообразования. Общение с природой оказывает благотворное влияние и на развитие связной речи и фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

2.3.Обогащение и активизация словаря.

     В работе по обогащению и активации словаря детей воспитатель должен обращать внимание на следующее:

     - отбор необходимого словарного материала;

     - правильность собственной речи;

     - создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

     Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое новое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово это является для них новым. Во время наблюдения, экскурсии воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.

     Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закрепляются в их сознании в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Наблюдения дают возможность показать детям, что одно и то же слово можно употребить в разных случаях для характеристики самых различных предметов и явлений природы.

     Введение слова в активную речь требует специфики его употребления, и воспитатель должен помочь детям в этом.

     Вводя новое слово, воспитатель должен сразу приучать детей к точному,

творческому его использовании.

     Начиная со средней группы можно давать детям специальные грам -  матические  и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью.

     Задания постепенно усложняются: подбор к существительному прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением и др.

     Уточняя высказывания детей, воспитатель следит в то же время за грамматической правильностью их речи – за согласованием прилагательных с родом существительного и наоборот. Руководя работой, воспитатель стремится не только обогащение словаря детей, но и к его активизации, т.е. к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.

     Достаточно богатый и разнообразный словарь – основы развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений.    

     

Интеграция речевого и экологического образования средствами ТРИЗ технологии

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью. Реализовать задачи экологического воспитания нам позволяет технология ТРИЗ. Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы: 1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека 2) игры: - на познание и классификацию «Назови, одним словом» - на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек». - на самосознание «Что будет, если …» - на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи». 3) системный анализ «Волшебный экран» «Птицы». Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре: - не сдерживать двигательную активность детей - вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.181 Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло). Игры ТРИЗ позволяют активизировать познавательный интерес к окружающей природе, воспитывать осознанное бережное отношение к ней, развивать мыслительные процессы. Метод «Системный подход к окружающему миру» Игра «Найди целое и части» Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить. По образцу первой паре слов. Учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Ход: 1. В: Вишня - косточка; Д: Рак - ... (Клешня, рыба) Детям предлагается назвать соответствующий ответ. 2. В: Кошка-усы; Д: Дерево - ...(Лес, ствол) и т.д. Игра «Найди главное» Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы. Пример: лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото. Сад – растения, садовник, собака, забор, земля. Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода. Город – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед. Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст. Больница – палаты, врач, халаты, больные, укол, рентген. Игра «Что с чем связано» Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано. Например: Дерево - вода (без воды дерево жить не может). Пуговица - рубашка (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку). Стол - ваза (вазу с цветами ставят на стол). Рыбка – рука (Рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме). Метод «Системный оператор» Игра «Назови предмет по свойствам»182 Цель: закреплять знания детей об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства. Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков. Например: Звонкий + Громкий = Пушистый + Серый = Усложненный вариант: Гладкий + Серый + Тихий = Белый + Съедобный + Мягкий = Красный + Легкий + Вкусный = Игра «Что из чего» Цель: учить детей разбирать любой объект на части, называть эти части, посчитать их количество. Ход: Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит. Усложненный вариант: Детям предлагают сразу назвать количество частей. Например: машина – один кузов, один руль, четыре колеса, две большие фары и т.д.

2.4.Критерии развития связной речи.

     Характеристика каждого уровня развития связной речи опирается на следующие критерии:

  1. Содержание знаний (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.);
  2. Умение выразить свои знания в речи (форма, четкость, последо – вательность, эмоциональность изложения);
  3. Контактность, общительность ребенка (желание или нежелание беседовать, рассказывать и т.д.).

     Первый уровень. У детей нет достаточных знаний о природе. Рассказы примитивны по содержанию и по форме , отсутствует полнота, последовательность, преобладают простые нераспространенные предложения. Речевая активность низкая.

     Второй уровень. Дети обладают достаточными знаниями о природе. Отвечая на вопросы, они правильно отражают в своей речи основные качества и свойства предметов и явлений природы. Монологическая речь развита плохо. Рассказы отличаются обилием усвоенного материала, но излагается он непоследовательно, сумбурно. Дети используют разные виды предложений, но при конструировании возможны ошибки. Речевая активность низкая.

     Третий уровень. У детей нет достаточных знаний о природе, имеющиеся знания не всегда позволяют точно отражать в речи свойства предметов и явлений природы. Речь многословна, аграмматична. Ответы быстро, но, как  правило, непродуманные, сумбурные, поверхностные.

     Необходимо критически относится к излишней разговорчивости ребенка.

     Четвертый уровень. Дети, обладающие достаточными знаниями, достаточной активностью и умением связно рассказывать о природе. К речи детей предъявляются повышенные требования, предлагаются более трудные знания. Для самостоятельного решения необходимо проявить сообразительность, мыслить творчески. Можно привлекать детей этого уровня к посильному анализу и оценке содержания  и формы своих ответов и ответов товарищей

 Выяснив для себя уровень развития детей и разделив их на подгруппы, воспитатель продолжает работу по развитию у них логического мышления и речи, но уже дифференцированно.

     Задачи работы с каждой подгруппой (в соответствии с уровнем развития) конкретизируется таким образом:

     - для детей первого уровня расширение знаний о разных предметах и явлениях природы, обогащение пассивного и развитие активного словаря , стремление к достижению полноты, четкости и выразительности речи; развитие умственной и речевой активности;

     - для детей второго уровня – расширение и углубление знаний о природе, развитие активного словаря, развитие способности самостоятельно выражать свои мысли в связном повествовании;

     - для детей третьего уровня – углубление и уточнение знаний о природе, развитие таких  качеств связной речи, как достоверность, точность, последовательность, воспитание требовательности и критического отношения к своей речи;

     - для детей четвертого уровня – углубление и систематизация знаний о природе, поддержание любознательности и активной работы мысли, дальнейшее совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение четкости и последовательности изложения, эмоциональности речи.

2.5.Обучение детей рассказыванию о природе.

     Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:

  1. развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;
  2. активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;
  3. организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать свою речь, логически связать ее отдельные компоненты.

Рассказы детей о природе отличаются «клочковатостью», отсутствием четкости и последовательности изложения. О неумении детей рассказывать о природе свидетельствует и примитивный синтаксис этих рассказов; как только ребенок начинает говорить о природе, в его речи увеличивается число простых нераспространенных предложений и уменьшается число сложных.

     Это доказывает, что воспитатель должен специально учить ребенка рассказывать о природе, т.е. с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ о каком либо предмете или явлении природы; с другой стороны, развивать умение детей формулировать свою мысль, отобранные сведения подавать по возможности логично и последовательно.

     Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они копируют образец речи педагога, поскольку сами не могут составить полный и точный описательный или четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления знаний и установления для себя некоторых связей, зависимостей и закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.

     Средняя группа. Развивать у детей умение рассказывать об отдельных предметах и явлениях (в том числе о предметах и явлениях природы, называя наиболее яркие их признаки, описывать предметы по образцу  воспитателя). Учить детей выражать свои мысли законченными распространенными предложениями.

     Старшая группа. Учить детей составлять наибольшие сюжетные и описательные рассказы в соответствии с заданной темой по образу воспитателя и самостоятельно, полно и точно выражать свои мысли, пользуясь простыми, распространенными и сложными предложениями.

     Особое внимание обратить на составление сюжетных рассказов о предметах и явлениях природы с включением в них небольших описаний природы.

     Подготовительная к школе группа. Развивать у детей умение логично, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений.

     Добиваться, чтобы дети научились самостоятельно составлять достаточно логичные и последовательные сюжетные и описательные рассказы о природе.

      Виды детских рассказов о природе. Развитие монологической речи на основе ознакомления с природой может строится по таким видам:

  1. сюжетный рассказ на основе непосредственно труда в природе («Как мы спасли птицу»);
  2. сюжетный описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и др.);
  3. описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года (наш участок зимой и летом), и описание пейзажной картины;

4) описательный рассказ о (весне) сезоне в целом (Расскажи о весне; «Мое                    любимое время года, Что ты знаешь об осени?»);

5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»).

     Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.

2.6.Беседы с детьми о природе.

     Беседа обуславливается особенностями диалогической (устной, разговорной) формы речи, и так как обычно целью беседы является уточнение, закрепление или расширение знаний  детей  по какой – то определенной уже знакомой им теме. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи – жесты, мимика говорящего.        

     Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей.

     Беседа – форма  коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. Можно выделить несколько типов бесед о природе :                                                                                                                          

  1. беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе

наблюдений, экскурсий, прогулок);

  1. беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений );
  2. беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т.д.)

     В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах  и явлениях природы , и вопросы, требующие  обобщения фактического материала, установления связей зависимостей в процессе.

     В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов, воспитатель уточняет словарь детей (н –р: солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается, почки набухают и т.д.) Таким образом, налицо взаимовлияние словарной работы и развития диалогической речи. С одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой – в процессе диалогической речи (во время бесед) происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее точные слова для передачи своих мыслей.

     Наибольшую трудность для воспитателя представляют обобщающие беседы. Успех обобщающих бесед во многом зависит от:

     - чувственного опыта детей;

     - составление заранее плана беседы;

     - правильного подбора наглядного и иллюстративного материала;

     - разнообразия предъявляемых детям умственных задач.

     Знания детей о природе, полученные путем наблюдений в течении одного времени года, будут более глубокими, если воспитатель спланирует несколько тематических обобщающих бесед, например: «Беседа об изменениях в неживой природе», «Растительный мир», «Животный мир», «Сезонный труд людей». Такая тематическая группировка материала позволяет подвести детей к

осознанию ими довольно сложных причинно – следственных , последова – тельных  и временных связей: причины изменений и периодичности в природе, последовательности роста и развития растений, зависимости их от условий жизни, от времени года. В процессе таких бесед формируется одно из основных качеств связной речи – ее достоверность.

     В беседе значительное место занимает рассматривание картин и чтение

художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли.

Заключение.

     В процессе интеграции речевого и экологического образования у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным  предложением.

     Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение ориентироваться во времени, аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи , как достоверность, доказательность, последовательность, четкость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, постоянно меняющимся социуме.  

Использованная литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и средн. пед. учебных заведений, - М: Академия; 1998
  2. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванова  Р.А., Рычалова Е.С. Истоки диалога: книга для воспитателей. – М: «Мозаика – синтез» 2005
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие воспитателя дет. сада М., «Просвещение, 1978.
  4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград. 2007
  5. Дошкольное воспитание // Знакомим детей с окружающим и развиваем речь 2005 № 5 с 36 – 42
  6. Дошкольное воспитание // Как познавательно развивать дошкольников 2005 № 2 с. 64 – 73
  7. Дошкольное воспитание // Развиваем речь детей 2006 №1 с. 37 – 46
  8. Ковардакова М.А. Василинка [текст ]:программа и технологии эколого-  художественного образования детей младшего дошкольного возраста /М.А. Ковардакова, Н.Ю. Майданкина, Н.Г. Шагарова. Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
  9. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М: АРКТИ. 2005
  10. Комарова Т.С.,Зацепина М.Б.Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст}Т.С. Комарова ,М.Б.Зацепина.-М: Мозаика-Синтез,2010.-141с.
  11. Майданкина Н.Ю., Семенова Т.В., Карнаухова Ф.Я. Интеграция деятельности специалистов ДОО //Управление ДОУ.-2014.-№1. Опыт работы по речевому  развитию в рамках ФГОС.
  12. Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. //Управление ДОУ № - 6 2004
  13. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль: Академия развития 1997.
  14. От рождения до школы .Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы . Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой, -М. Мозаика-Синтез , 2014.
  15. Павленко И.Н. Радюшина П.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: интегрированные занятия. / Под редакцией К.Ю.Белой. М., 2005
  16. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия Мир вашего ребенка: Ростов н/д: «Феникс». 2002
  17. Поддъяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции закон развития детей дошкольного возраста. //Д/В №-1 2000
  18. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Пособие для педагогов детск. дошк. учреждений/. Ульяновск: УлГТУ, 1997
  19. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине – Челябинск: ИПЦ «Триз. ИНФО» 2000
  20. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. М: АРКТИ. 2009
  21. Соколова О.А.Интеграция экологического образования в образовательную область. Технология: Екатеринбург. 2002
  22. Сомкова О.Н. Развиваем речь детей. //Д/В № -1 2006
  23. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. – Екатеринбург У – Фактория, 2004.
  24. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
  25. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М: Владос, 2010.  
  26. Федеральный Госудорственный Стандарт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

содержание и организация эколого-этического образования детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС

содержание и организация эколого-этического образования детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС...

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....

«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС»

     Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога...