Развивающая речевая среда. Требования к речи воспитателей и родителей.
консультация по развитию речи на тему

Чиркина Татьяна Викторовна

Развивающая речевая среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_say_t.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Развивающая речевая среда. Требования к речи воспитателей и родителей.

Воспитатель

Чиркина Т.В.

2017 год

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

   Речь связана с познанием окружающего мира.  Развитием сознания и личности, На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только  интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими  людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности.  Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.   Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения, как с взрослыми, так и сверстниками. Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых.    При передаче сообщений в мозг вводятся два вида информации:
А) о предметах и явлениях окружающего мира;
Б) о правилах языка, на котором это сообщение подается.
Последний вид информации вводится в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.
В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок воспринимает мир всеми органами чувств, усваивает слова, их значения, произношение, грамматические формы, на основе подражания и подсознательного обобщения форм языка.

Для развития ребенка нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей. Их активность в овладении языком не только подражания, но и творческий процесс, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.
Речевая (языковая) среда общества – это речь окружающих, телевидение, радио, кино, театр и т.д., чаще бывает случайной, нецеленаправленной.
 Речевая среда в детском саду – это целенаправленное обучение родной речи. Средством обучения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом. Начиная с 4-5 лет, большое внимание на речь детей оказывает общение со сверстниками. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. И наоборот, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и общее психологическое развитие дошкольников. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.  Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построение фраз, но и несовершенства и ошибки в речи взрослых. Дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.
 Одним из условий развития правильной речи выступает правильная речь в начале родителей и затем при поступлении в детский сад и воспитателей.    Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, тем самым закрепляют неправильность речи.
 Каждое слово воспитателя должно быть значимым. Оно должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Учитывая интересы детей, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи, овладении основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует как вербальные, и невербальные средства.
 По определению известного психолога Т.Н.Ушаковой – невербальные коммуникативные жесты (мимика, жесты, фантазия, пантомимические движения), выполняют важные функции: - помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.  Например, соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов «круглый», «большой» и т.д.;
-помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием6 ( веселый, грустный);
-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала;
-помогают приблизить обстановку на занятиях к обстановке естественного общения;
- являются образцами поведения детей;
-выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию;
 Обращение к проблеме речевой культуры является в наши дни очень актуальной. В современном обществе наблюдается снижение языковой культуры. Даже средства массовой информации не редко допускают ошибки, речевые штампы и т.д., они искажают язык, делая его смешным и уродливым.
Воспитателям и родителям нужно стремиться к достижению высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь и речь детей.

«Культурные и методические требования к речи родителей и воспитателей»

  1. Речь воспитателя должна быть грамотна, литературно.  Следует, прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывая ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.
  5. Особого внимания требует точность восприятия, отчетливость понимания.
  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием быстрой речи детям трудно; не понимая смысл, ребенок перестает слушать. Медленная, растянутая речь – надоедает.
  7. Следует регулировать силу голоса, говорить настолько громко или тихо, настолько этого требует условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, громкую -  дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
  8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
  9. Воспитатель должен владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
  10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье»

Родительское собрание в 1 младшей группе «Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье»...

РЕЧЬ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

Одной из составляющих развивающей среды детей является речь педагога. Поднята проблема речевой культуры воспитателей, педагогов. Выделены требования к речи педагогов. Предложены формы практико-ориенти...

РЕЧЬ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

Данный материал поможет повысить культуру речи педагога как компонента развивающей речевой среды....

Памятка для воспитателей "Требования к речи педагога и родителя, как речевому образцу ребёнка - дошкольника"

Памятка для воспитателей "Требования  к речи педагога, как  речевому образцу  ребёнка - дошкольника".О культуре речи родителя  и воспитателя....

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

Статья из опыта работы "Развивающая речевая среда,как средство повышения активности коммуникативной речи».

В статье описывается опыт работы  использования многообразия развивающей речевой среды и руководства воспитателя по развитию и коррекции речи воспитанников....