Театрализованная деятельность в старшей группе по белорусской народной сказке «Пых».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пап Ирина Ивановна

   Учить создавать образ сказочного персонажа, пользуясь мимикой, жестами, выразительными движениями, интонацией; приучать детей к активному участию в изготовлении атрибутов;  развивать дикцию детей, интонационную речь, артикулярный аппарат; пополнять и активизировать словарь детей; развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам с использованием атрибутов, элементов костюма; развивать фантазию, воображение;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_pyh.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в старшей группе

по белорусской народной сказке «Пых».

Форма проведения: театрализация , развлечение.

Цели:

  1. Формировать  и совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность;
  2. развивать навыки общения и взаимодействия детей в игре – театрализации.
  3. Раскрывать  творческий потенциал  детей.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. учить создавать образ сказочного персонажа, пользуясь мимикой, жестами, выразительными движениями, интонацией;
  2. приучать детей к активному участию в изготовлении атрибутов;
  3. поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности.

Развивающие задачи:

  1. развивать дикцию детей, интонационную речь, артикулярный аппарат;
  2. пополнять и активизировать словарь детей;
  3. развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам с использованием атрибутов, элементов костюма;
  4. развивать фантазию, воображение;

Воспитательные задачи:

  1. поддерживать желание участвовать в театрализации сказки;
  2. воспитывать чувство радости, желание выступать перед публикой;
  3. поощрять участие детей в подготовке к играм - драматизациям;
  4. воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе: взаимовыручку, поддержку, помощь друг другу.

Здоровьесберегающие задачи:

  1. обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;
  2. развивать дружеские взаимоотношения через игру- драматизацию и общение в повседневной жизни;

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки «Пых», просмотр иллюстраций, обсуждение характеров героев, постановка этюдов, распределение и разучивание ролей, изготовление атрибутов к костюмам.

Атрибуты:  макет дома; картинки с изображением овощей- моркови, свеклы, капусты  ;костюмы для бабки , внучки , деда, сказочницы; игрушка –ежик.

Действующие лица и исполнители: Ведущая, Сказочница, Дед, Бабка, внучка Аленка, Ежик, дети группы, изображающие грядки с овощами.

Ход  

театрализованной деятельности:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас у нас в гостях, как много вас пришло посмотреть нашу сказку! Ребята, а вы любите сказки? Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете разные сказки – я буду задавать вам вопросы, а вы попытаетесь на них ответить!

-Ребята, а кто придумывает, сочиняет сказки?

-Какие бывают сказки? (авторские, народные)

-Кто является героями сказок? (люди, звери, птицы, предметы, явления природы)

-А сейчас догадайтесь о каких сказках идет речь:

  1. В дом хозяева вошли – беспорядок там нашли. («Три медведя»)
  2. Мышка к ним пришла на помощь – вместе вытянули овощ. («Репка»)
  3. Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. («Айболит»)
  4. Нам не страшен серый волк. («Три поросенка»)
  5. Сяду на пенек, съем пирожок. («Маша и медведь»)
  6. И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки. («Мойдодыр»)
  7. Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. («Федорино горе»)
  8. Не пей из копытца, козлёночком станешь. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  9. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. («Колобок»)
  10. Дерни за веревочку, дверь и откроется. («Красная Шапочка»)
  11. Девочка превратилась в облако. («Снегурочка»)

- А о какой же сказке говориться в этой загадке?

В огороде возле хаты урожай растет богатый.

Там сидят на грядке густо

Репа, свекла и …(капуста).

И горят на солнышке желтые …(подсолнушки).

Кто же там пыхтит на грядке?

От кого же это дед убегает без…(оглядки),

А за ним и бабка вслед?

Вышла внучка в огород:

«Где тут страшный зверь…( живет)?»

Заглянула под листочек,

Видит - там лежит…( клубочек).

Он в иголках серых сплошь,

Кто же это? Это …(еж).

Из краев пришел лесных

          Зверь колючий в сказку…(«Пых»).

- Молодцы , ребята. Я вижу , что вы знаете и любите сказки. И сегодня мы покажем нашим гостям эту сказку. Итак, белорусская народная сказка «Пых».

(Около домика сидят дед и бабка.)

Сказочница:  Жили – были дед , бабка да внучка Аленка.

Дед:  Дед я очень деловой.

        Тружусь в огороде, забыв про покой.

        И бабушке я помогаю весь день,

        Делать мне это вовсе не лень.

Бабка: Не сижу без дела я –

           Старенькая бабушка.

           Есть работа у меня-

           Вам испечь оладушки,

           Связать всем теплые носки,

           Прочесть вам сказки и стихи.

           И забочусь я о вас

         Каждый день и каждый час.

Сказочница:  И был у них огород. А росли в огороде капуста , свеколка, морковка и репка желтенькая. 

(Аленка из лейки  «поливает» грядки с овощами ).

Аленка: Зовут меня Аленка.

               Пою я песни звонко,

               Танцую и играю,

               Но дел не забываю.

              Хоть и жарко – не беда!

              Нам помощница – вода.

              С ней дружу я крепко ,

              Поливаю репку,

              Капусту да морковку,

              Красную свеколку…

              Разрастайся огород –

              Пусть любуется народ!

Все полила . Побегу теперь к бабушке и дедушке (убегает к домику).

Сказочница: Захотелось однажды дедусе репки покушать . Вышел он в огород. Идет- идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат (дети , изображающие огород , хором произносят звук «жжжжжж…») да комарики звенят (дети хором произносят звук «зззззз…»).Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеколкой, прошел грядку с морковкой (дети изображающие грядки , поочередно поднимают картинки с рисунками овощей) … А вот и репка растет.

           Она выросла большая,

           Преогромная такая.

           Спелая да справная,

         Вкусная да славная.

Только дед наклонился , чтоб репку вытащить , а с грядки кто-то как зашипит на него…

(ребенок , изображающий ежика, сидит за репкой)

Ежик:  Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это дедка? Не за репкой ли пришел?

Сказочница: Испугался дед и бежать. Бежит мимо грядки с   морковкой , бежит мимо грядки со  свеколкой, бежит мимо грядки с капустой…аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

Бабка: Ну что, дед, принес репку?

Дед: Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, так громко пыхтит , что я еле ноги унес!

Бабка: Да полно тебе, дед! Я сама сейчас в огород пойду , уж, верно репку принесу.

Сказочница: И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат (дети , изображающие огород  хором произносят звук «жжжжжж…») да комарики звенят (дети хором произносят звук «зззззз…»). Шла- шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с морковкой. Идет бабка , торопиться… А вот и репка.

Бабка : Репку мы сажали,

             Репку поливали,

              Выросла репка

              Хороша и крепка.

Сказочница: Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то…

Ежик:  Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это бабка? Не за репкой ли пришла?

Сказочница: Испугалась бабка да бежать . Бежала- бежала она мимо грядки с морковкой , мимо грядки со свеколкой , мимо грядки с капустой. Еле- еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит , отдышаться не может.

Бабка: Ох ,дед, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой и пыхтит. Я еле-еле ноги унесла.

Сказочница: Поглядела на деда с бабкой внучка Аленка , пожалела их и говорит…

Аленка: Бабушка, дедушка ,я сама в огород пойду и репку принесу!

Сказочница: И пошла Аленка в огород . А в огороде жарко да тихо ,только пчелки жужжат (дети , изображающие огород  хором произносят звук «жжжжжж…») да комарики звенят (дети хором произносят звук «зззззз…»). Шла – шла да пришла к тому месту , где репка росла. И только наклонилась она, чтоб репку вытянуть , а с грядки как зашипит кто-то…

Ежик:  Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не за репкой ли пришла?

Сказочница: Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:

Аленка: Да! Это я , Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла!

Сказочница: А на грядке снова кто- то как запыхтит:

Ежик:  Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Сказочница: Нагнулась Аленка над грядкой , чтоб разглядеть , кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий комочек, глазками – бусинками поблескивает и пыхтит…

Ежик:  Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Сказочница: Засмеялась девочка…

Аленка: Ахты ежик, ежик колючий! Так это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

Сказочница: А ежик вытянул кверху острую мордочку и опять…

Ежик:  Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Сказочница: Потянула Аленка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку (Аленка показывает , как она тянет репку). Да такую большую, круглую да желтенькую. Сладкую - пресладкую. Взяла Аленка репку ,ежика в передничек положила и домой (Аленка кладет игрушку ежика в передник). Бежала мимо морковки , бежала мимо свеколки , бежала мимо капусты. Быстро –быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А на встречу ей дед с бабкой вышли и спрашивают…

Дед и бабка ( вместе): А где же репка?

Аленка : А вот вам и репка.

Сказочница: Обрадовались тут дед с бабкой…

Дед и бабка (вместе) : Ну и внучка у нас ! Ну и Аленушка! Молодец девочка!

Дед: А как же зверь этот- Пых страшный ? Не испугалась ты его?

Аленка : А вот вам и Пых (Аленка раскрывает передник и показывает ежика).

Дед с бабкой (вместе): Ну и молодец Аленка ! Ну и смелая девчонка!

Ведущая:  Всех гостей мы уважаем.

                  Быть здоровыми желаем.

                  Мы с ребятами старались ,

                  Чтобы все вы улыбались .

                  Тут и сказочке конец.

                   Кто нам хлопал - молодец!

(Все участники инсценировки выходят к зрителям , держась за руки и кланяются).

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.

3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

7. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.

8. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

9. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.

12.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

13. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.

14. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.

15. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.

16. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

17. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

18. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности для старших дошкольников "Эта волшебная сказка"

Программа кружка по театрализованной деятельности  рассчитана на 1 год. Предполагает  введение дошкольников в мир театра, имеет главной целью закладывание основ воспитания творческой личност...

Сценарий театрализованной деятельности в старшей группе по мотивам сказки В. Сутеева "Мешок яблок"

Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ « ТЕРЕМОК»

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....

«Год Театра» в детском саду: театрализованное представление детьми старшей группы русской народной сказки «Теремок»

В рамках «Года Театра» нашей группой был подготовлен настольный     кукольный театр по русской народной сказке «Теремок». К изготовлению персонажей были при...

План-конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в сказку"

план-конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группеЦели: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно отражать некоторые игровые действия, передавать...

"Театрализованная деятельность при знакомстве с русской народной сказкой"

Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка....