Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме: "Моя Родина Нижняя Салда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Куценко Анна Антоновна

Конспект образовательной деятельности по гражданско-патриитическому воспитанию для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_t_p.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

для детей подготовительной к школе группы

по теме «Моя Родина – Нижняя Салда»

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Программные задачи:

Образовательные: Дать детям  представление, что такое  Родина, родной край.

Формировать представления детей о малой Родине.

Уточнить и расширить знания о родном городе.

Закрепить знания детей о людях прославляющих наш город.

Учить узнавать и называть знакомые места на фотографиях.

Познакомить с картой и символикой родного города.

Развивающие: Развивать память, коммуникативные навыки.

Развивать связную речь, активизировать словарь по теме.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты: имеет представление о родном городе, о Свердловской области и России; знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.

Предварительная работа. Посещение достопримечательностей города: экскурсия в музей, по улицам города, в «Парк металлургов», к ближайшему водоёму. Чтение стихов о родном городе. Рассматривание фотографий, иллюстраций к книге «Нижняя Салда» изд-во: Урал 2000г. «Салда»

Г. К. Синькова.- /1980г./

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: карта города Нижняя Салда, фотографии достопримечательностей города, символы города – герб Н. Салды. Видеофильм «Нижняя Салда».

Раздаточный: чёрно-белые силуэты герба Нижней Салды, фломастеры, цветные карандаши.

Ход НОД

Воспитатель обращается детям:

– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия). На каком языке мы говорим? (На русском языке).

– Россия это страна. В каждой стране есть главный город. Какой главный город в нашей стране? (Москва – главный город или столица России).

– Что мы называем Родиной? (Это, то место, где  мы родились, живём, ходим  в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья).

– Правильно! Молодцы! Послушайте стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзку у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

                     (В. Степанов)

Воспитатель: Место, где мы родились и есть Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром говорится «Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горе мила».

– Ребята, как называется город, наша родина? (Ответы детей).

– Вы любите наш город, свою родину? (Ответы детей).

Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своём городе, тем больше будем любить его. Давайте посмотрим фильм о нашем городе.  (Просмотр видеофильма).

Воспитатель: – Из фильма вы узнали еще больше о нашем городе. Давайте поговорим о нём.

– Наш город большой или маленький? (Ответы детей).

– Назовите главную улицу нашего города. Может быть, кто-то из вас проживает на главной улице? (Ответы детей).

– Может быть, кто-то помнит, в каком году была основана Нижняя Салда? (1760г.)

– Скажите, какие заводы есть в нашем городе? (Нижнесалдинский металлургический завод, НИИмаш).

– Какие у нас есть достопримечательности? (Кедровая роща).

Правильно! Кедр и липа – символы Салды. Салда в переводе с вогульского означает «Липовая река».

– Какие виды транспорта есть в нашем городе? (Ответы детей).

– Если вы захотите побывать в другом городе, на чём вы поедете? (Ответы детей). Да, у нас есть ещё железная дорога – Нижняя Салда – Алапаевск.

– Назовите водоёмы Нижней Салды.(Нижнесалдинский пруд, реки: Салда, Тагил . многочисленные речки и болота (264 рек, речушек, ручейков, ключей).

– Давайте выйдем на центральную улицу нашего города. Наш город небольшой и мы пройдёмся по нему пешком.

Дети подходят к стендам, где размещены фотографии: администрации города, дома культуры, памятники героям войны, памятник В. Е. Грум-Грумжимайло, Поленову К. С., заводоуправление, образовательный центр школа № 10, магазины «Радуга», «Монетка», отделение полиции.

Проводится дидактическая игра «Узнай по фото», где воспитатель предлагает детям назвать здания и памятники города.

– Остановитесь у самых интересных достопримечательностей города.

 Каким великим учёным поставлены эти памятники?  (В. Е. Грум-Грумжимайло, Поленову К. С.)

– Что вы можете о них рассказать? (Они были известными металлургами. Поленов К. С. был заводским инженером. Грум-Грумжимайло В. Е. проектировал к строительству и пуску домны Нижнего Тагила. Они были очень умными и талантливыми учёными).

– Да нам есть кем гордиться. В нашем городе есть ещё памятники, что вы можете о них рассказать? (Это памятники героям Великой Отечественной войны и героям чеченской войны.  Воины отдали свою жизнь в боях с врагами, чтобы нам с вами жить под мирным небом).

– Мы прошли мимо зелёного уголка нашего города. Давайте подойдём к этому месту и узнаем его. (Это «Парк металлургов»). Молодцы! Правильно! Вы бывали здесь с родителями? С кем вы ещё ходили в паре? На лодочках качались? (Ответы детей). Хотите покататься на каруселях?

Проводится подвижная игра «Карусели».

Еле – еле, еле – еле

Завертлись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише. Не спешите,

Карусель остановите.

Раз – два, раз – два

Вот и кончилась игра/

– Я приглашаю вас в это здание-музей, где можно посидеть и послушать рассказ о далёком прошлом нашего города. (Дети присаживаются на лавочки).

 – Мы перенесёмся на много-много лет назад, в то время когда возник наш город. (Показать детям ланд-карту (копию) музея-краеведния  18века.

Много лет назад Никита Антуфьев смастерил из железа реки Нейвы оружие отменного качества и представил царю просьбу передать завод Невьянский в его владения. Царь Пётр I пожаловал особой грамотой тульского кузнеца и завод, и новую фамилию Демидов. В 1750г. императрица Елизавета отвела Демидову тульскому кузнецу на каменном поясе Салдинскую дачу, где в 1760г. возник Нижнесалдинский завод.

В марте 1758г. началось обследование русла реки Салды. Первые переселенцы в Салду были направлены вербовщиками из Армазсской деревни, вторые из Ветлужской деревни. В названиях улиц люди старались сохранить память о родных местах. В Нижней Салде улицу так и  именовали Арзамасская. Сюда на Урал переселяли в основном беднейшую часть крестьян.

Вырывал Демидов с корнем крестьянские семьи из скупленных им имений в Нижегородской, Тельской и Черниговской губернии и заселял ими присалдинские  деревни – Северную, Акинфиево, Нелобу, Никитино.

 Всё больше и больше требовалось железа для расплавленных печей России. Рубили Уральскую тайгу. Очень жестокими правителями были Демидовские


приказчики, силой заставляли работать людей, следили за тем, чтобы они не бежали на вольные земли.

В середине 18 века дома (избы) рубились топором и строились из больших брёвен, окна были небольшие – из слюды или заменялись бычьим пузырём, а зимой забивали досками.

В 1910 году была построена железная дорога, были построены дома и казармы для ремонтных рабочих.

Во второй половине 19 века дома уже строились деревянные на три окна. В окнах стёкла. Украшали их карнизами, наличниками. Ворота украшали богатой резьбой.

Вот так зародился наш город. У нашего города есть герб (показать герб), отражающий его особенности.

В лазоревом поле серебряный с чёрными глазами и кончиком чёрного хвоста – горностай, скачущий по  положенному в оконечности золотому поясу из пяти квадратных брусков, соединённых тонкой чертой, и держащий в передних лапах золотую рудоискательную лозу. Во главе щита золотая комета о пяти лучах с огненным хвостом того же металла. Щит увенчан золотой башенной короной о трёх зубцах. (Геральдическое описание герба).

Символика гербовой композиции

Противозубчатый пояс призван символизировать производство рельс и железнодорожной крепи, послуживших развитию города в прошлом и уникальное (крепь) для России в настоящем.

Горностай – знак чистоты для окрестных лесов, а черный кончик хвоста напоминает об углежогном промысле, давшем толчок в развитии региона в целом. Лоза в лапах зверя – напоминает о роли заводчиков Демидовых, а комета призвана служить знаком научной деятельности и разработок в области космической техники. Корона символизирует Закон.

Воспитатель: – Рассмотрите внимательно герб, запомните его цвета. Подойдите к столу и раскрасьте свой герб.

Воспитатель: – Молодцы! Вы сегодня хорошо постарались и все справились с заданием.

Много есть городов

На советской земле.

Деревень и посёлков немало.

Но мне снится один

Город в утренней мгле

В самом центре седого Урала.

Из далёких краёв,

Возвращаясь сюда,

Вижу ласковый взгляд твоих окон.

Ты меня принимаешь,

Родная Салда,

В материнском объятье широком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности детей подготовительной группы на тему: "Дом Дружбы"

В ходе занятия у детей закладываются нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. Дети учатся быть дружелюбными, учатся доброжелательному отношению друг к другу. Развив...

Конспект совместной деятельности детей подготовительной группы на тему: "Птица счастья".

Цель занятия: продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать детям способ вырезания силуэта птицы из бумаги, сложенной пополам....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме "Осень"

В конспекте использована технология по пересказу стихотворного текста....

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Дорожные знаки — наши друзья»

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему:«Дорожные знаки — наши друзья»  Задачи: закреплять знания детей о работе светофора. Знакомить с назначением дорожных знаков. Расшир...

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему: "Лаборатория Нептуна" с использованием ИКТ

Конспект разработан в интересной форме с сказочным героем, интересными опытами....

Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме: «Портрет мамы» с элементами мнемотехники и здоровьесберегающих технологий.

Научить рисовать портрет по памяти, выполняя пропорционально черты лица; побеседовать с детьми о Дне Матери, ценностях семьи, добрых отношениях между ее членами; познакомиться со стихотворениями о мам...