Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающего группу компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

В практикуме для методического объединения учителей-логопедов раскрыта технология использования мнемотехники при заучивании стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_dlya_interneta.docx260.88 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающего группу компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: Автоматизация звука [Л] в стихотворении с помощью мнемотаблицы.

Цели: 

Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука [Л], обогащать словарь словами со звуком [Л], закрепить умение определять наличие звука в слове, выполнять звуковой анализ слова, определять количество слогов в слове, составлять предложения по схеме, употреблению предлогов, учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбору слов-действий, выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа, ориентировку в пространстве, логическое мышление, память.

Оборудование: магнитная доска, мнемоквадраты для мнемотаблицы с недорисованными картинками, предметные картинки со звуком [Л], схемы для определения места звука в слове, звукового анализа слова, слоговые домики, лист в клетку для графического диктанта.

ТСО: «Говорящее зеркало», запись звуков окружающего мира.

Предварительная работа: слушание записи звуков окружающего мира.

План:

  1. Организационный момент

Мы сегодня будем учить стихотворение. Называется оно «Мила-помощница». Послушай:

Мила маме, как могла,

Хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала:

Полотенца полоскала,

Вилки вымыла и ложки,

Молоком поила кошку,

Пол метелкой подмела

От угла и до угла…

- О ком это стихотворение? (О маме и Миле)

- Выучить стихотворение нам помогут картинки, но каждая картинка не дорисована. Чтобы ее дорисовать, нужно выполнить задания.

- Возьми картинку для стихотворения, а я задание.

 

  1. Основная часть

Взрослый и ребенок одновременно берут по одной картинке.

  1. Посмотри: здесь нарисована ванная комната (сюжетная картинка). Найди предметы, в названии которых слышишь звук [Л] и назови: мыло, полотенце, зеркало, мочалка. У меня тоже есть такие картинки (логопед выкладывает цветной вариант названных картинок). Раздели на слоги, подбери слоговую схему и выбери самое длинное слово.

Делить на слоги, подобрать схему. Выбрать самое длинное слово, нарисовать его (ПОЛОТЕНЦЕ) – мнемоквадрат «тазик с водой» - «Полотенца полоскала».

  1. Посмотри внимательно еще раз на картину «Ванная комната» и назови предметы, которых не должно быть в ванной. (Вилка, ложка) Найди звук [Л] в слове ВИЛКА. (Звук [Л] в слове ВИЛКА стоит в середине слова.)

Определение местоположения звука в словах – ВИЛКА, ЛОЖКА и обозначение местоположения (фишкой на схеме). Рисование предметов в мнемоквадрате для стихотворения – «Вилки вымыла и ложки».

  1. Как зовут девочку в стихотворении, которая помогает маме? (Мила). Назови первый звук в слове МИЛА. (М) Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий) 2-й звук? 3-й? 4-? Сколько звуков в слове?

Звуковой анализ слова МИЛА. После выполнения звукового анализа – ребенок рисует девочку (к уже нарисованной маме в мнемоквадрате) - «Мила маме как могла».

  1. МАМА большая, а МИЛА маленькая. Поиграем. Игра называется «Большой-маленький»: разложить картинки со звуком [Л] и назвать. Дорисовать мнемоквадрат: маленькое платье около большого - «Хоть мала, а помогла».
  2. Послушай, что у нас получилось (показывает на первые две картинки):

Мила маме, как могла,

Хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала:

- Что значит «долго дела не искала»? Что Мила делала? (мыла, подметала, полоскала, поила кошку)

  1. «Молоком поила кошку». Кошка с Милой играет в прятки – найди кошку и составь предложение по схеме. (Игра с предлогами).

Логопед показывает картинку и схему предложения к ней, ребенок составляет предложение («Кошка сидит под столом», «Кошка спит на стуле» и т.д.) «Молоком поила кошку» - дорисовывают миску с молоком уже нарисованной кошке.

  1. Послушай, что делала Мила и назови.

Восприятие на слух звуков окружающего мира – ЗВУК лакающей кошки, ЗВУК воды, ЗВУК метелки. Рисуют метелку к нарисованному полу в мнемоквадрате.

  1. «Пол метелкой подмела, от угла и до угла» - слушай меня и рисуй по клеткам.

Графический диктант – нарисовать в мнемоквадрате дорожку «от угла и до угла», воспринимая на слух инструкцию взрослого (картинка в тетрадную клетку).

  1. Заучивание стихотворения с опорой на полученную в ходе занятия мнемотаблицу:

Мила маме, как могла,

Хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала:

Полотенца полоскала,

Вилки вымыла и ложки,

Молоком поила кошку,

Пол метелкой подмела

От угла и до угла…

  1. Итог

Ребенок рассказывает стихотворение, логопед записывает с помощью технического оборудования «Говорящее зеркало», которое затем воспроизводит стихотворение. Ребенок слышит, как он рассказывал и оценивает себя.


Используемые картинки:

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\5b44a8d9a2f9a6f85de527cc90693e2b.jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\3235d38024235a944023b0aac80f03a40bcec03f.jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\hand-towel-clip-art-towel-clipart-LpG9Y5-clipart.gif

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\i.jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\1005987528.jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\i (1).jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\1.jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\i (3).jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\kartinka-dlya-detey-kran-otkrytyy-41741-large.jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\4327437-Vacuum-cleaner-colored-cartoon-illustration-as-vector-Stock-Photo.jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\i (4).jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\Кот НА стуле.jpg

C:\Users\melni\Desktop\ЛОГОПЕД\Кот ПОД столом.jpg

        учитель-логопед

Мельникова Ирина Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Новоселье"

     Конспект НОД по теме "Новоселье". Цель занятия:  совершенствование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи  на начальном э...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности  для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 ...