Формирование грамматически правильной речи
консультация по развитию речи на тему

Белова Олеся Александровна

Примеры занятий, игр для формирования грамматически правильной речи с детьми разных возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл примеры58.19 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры занятий, игр для формирования грамматически правильной речи с детьми разных возрастных групп

Младший дошкольный возраст

1. Игра-драматизация «День рождения куклы».

Воспитатель: У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

И т.д.

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

– Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван.

И т.д.

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактическая задача: понимание и правильное употребление предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под)

Исходные материалы: игрушки: стол, кукла.

Ход игры: Вначале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (понимание значения предлогов).

Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол.

3. Игра «Прятки»

Дидактическая задача – усвоение предлогов и падежей.

Игровое действие – игра куклы с детьми: дети прячутся, а кукла их ищет, и наоборот.

Игровое правило выражено неярко: кукла начинает искать тогда, когда ребенок правильно выполнил указание взрослого (спрятался за дверь, встал около шкафа).

Ход игры: К детям пришла кукла Маша. Она хочет поиграть с ними в прятки:  «Давайте поиграем, вы будете прятаться, а я искать. Прячьтесь скорее!»

Воспитатель подсказывает детям, куда спрятаться, а Маша отгадывает.

Воспитатель: «Коля, спрячься под стол, а ты, Юра, встань около шкафа. Таня пусть спрячется за ширму, Света – за дверь». (Предлоги выделяются голосом.)

Машенька (ищет): «Где же Коля? Он под столом, Юра – около шкафа, Таня – за ширмой, Света – за дверью». (Предлоги и окончания подчеркиваются голосом.)

Маша: «Теперь я буду прятаться, а вы будете меня искать и говорить, куда я спряталась».

Маша прячется под стол.

Где Маша? – Под столом.

Маша прячется за ширму.

Где Маша? – За ширмой. И т.д.

4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»[1].

Дидактическая задача: согласование вопросительного местоимения с существительным; ориентировка в родовой принадлежности существительного.

Материал: ведро, заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, лимон (игрушка, муляжи).

Ход игры: В гости к детям приходит заяц с мешком. Возникает вопрос, что у него в мешке. Зайка достает морковку.

– Что это? (Морковка.)

– Какая морковка? (Длинная, красная, вкусная.)

Зайка достает другие предметы.

– Какой огурец? (Длинный, зеленый.)

– Какой помидор? (Круглый, красный, вкусный.)

– Какое яблоко? (Круглое, красное, вкусное.)

– Какой лимон? (Желтый, кислый.)

Заяц хочет поиграть с ребятами. Он снова прячет все овощи и фрукты в чудесный мешочек, затем опускает лапу в мешочек, находит предмет и, не показывая его детям, дает описание, а дети отгадывают, что это.

– Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.)

– Оно круглое, красное, вкусное. Что это? (Яблоко.)

– Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор.)

Если дети отвечают неправильно, педагог выделяет голосом местоимение и окончание прилагательного: оно круглое, красное, он круглый, красный.

5. Игра-драматизация «Что делает кукла»

Дидактическая задача: закрепления в речи детей форм глаголов, изменение глаголов по временам, использование повелительного наклонения.

Ход игры: Разыгрываются бытовые сценки: кукла встает, умывается, одевается, завтракает, рисует, играет, поет.

– Что уже сделала кукла? (Нарисовала, спела, сплясала.) (Изменение глагола по временам.)

После того как дети назовут действия, можно предложить попросить куклу что-то сделать (спеть, нарисовать).

– Давайте попросим Сашу, чтобы она спела: «Саша, спой, пожалуйста! Нарисуй, пожалуйста!» (Повелительное наклонение)

6. Примеры заданий для формирования синтаксической стороны речи

1. Задания для формирования умения строить распространенные предложения:

– Учитель учит кого? (Учеников.)

– Почтальон разносит что? (Письма, газеты.)

– Часовщик чинит что? (Часы.)

– Врач лечит кого? (Больных.)

Рассматривая картинки или игрушку:

– Это кто?

– Кошка.

– Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…

– ...пушистая, – договаривают дети.

– Что делает пушистая кошка? Пушистая кошка…. – говорит воспитатель, понижая голос…

– лежит на коврике, – договаривают дети.

– Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Далее детям предлагают повторить предложение (термин не дается).

2. Задания для распространения предложения за счет однородных членов.

Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.

Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

– Мама купила в магазине морковь, лук.

– У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.

Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).

3. Задания для упражнений в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения.

Воспитатель начинает:

– В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.

– В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.

Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.

7. Игра-драматизация для формирования навыков словообразования «Кто пришел?»

Дидактическая задача: научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

Ход игры: Приходит котенок, здоровается с детьми.

– Кто к нам пришел? (Котенок.)

– Как назовем его ласково? (Котеночек.)

Появляются котята.

– Кто это еще пришел? (Котята.)

– А как их назвать ласково? (Котятки.)

– Какой котеночек? (Маленький, пушистый.)

– А какие котятки? (Маленькие, пушистые.)

Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму-кошку».

Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утенок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.

Средний дошкольный возраст

1. Примеры практического речевого общения в различных бытовых ситуациях[2]

Сборы на прогулку

Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает:

– Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика.

– Ну хорошо, – обобщает взрослый, – все хотят лепить снеговика. Подумайте, что с собой надо для этого взять?

– Ведро.

– Большое или маленькое? Возьмем небольшое пластмассовое ведро, оно легче. Белое эмалированное ведро тяжелее.

– Что еще надо взять?

– Лопатки.

– Сколько лопаток?

– Три лопатки. Еще возьмем большую морковку для носа и краску.

– Миша, проверь, все ли взяли?

– Пластмассовое красное ведро, три лопатки, морковку и краску.

Дежурство по группе

Дежурные помогают сервировать стол к обеду.

– Какая посуда нужна для обеда?

– Сколько ребят за этим столом? (Шесть.)

– Значит, сколько надо тарелок? (Шесть тарелок.)

– Мелких или глубоких?

– А сколько ложек? (Шесть ложек.)

– Сколько чашек? (Шесть чашек.)

Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного – три полотенца, у второго – пять полотенец, у третьего – шесть полотенец.

– Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами.

2. Дидактическая игра «Что (кого) не стало?»

Дидактическая задача: упражнение в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже; усвоения категории винительного падежа.

Ход игры

Были туфли – не стало туфель и.т.д.: сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий (употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже).

– На столе что?

– Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит. падеж, неодушевл. существит.).

– На столе кто?

– Утки, собачки, кролики (множ. число, именит. падеж, одушевл. существит.).

– Кого вы видите?

– Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит. падеж).

– Что вы видите?

– Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит. падеж).

– Кого не стало?

– Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит. падеж).

– Чего не стало?

– Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит. падеж).

3. Игра-драматизация «День рождения куклы Кати»

Дидактическая задача: упражнение для усвоения категории винительного падежа

Ход игры: Гости дарят кукле подарки.

– Что они подарили Кате?

Миша подарил мячик, Коля – маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

4. Словесные упражнения

Упражнение 1. Дидактическая задача: подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.

Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать красный!

Голубое небо. Про что еще можно сказать голубое? (Платье, блюдце, ведро.)

Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?

Упражнение 2. Дидактическая задача: усвоение родовой принадлежности, развитие ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое.)

Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шершавый.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Упражнение 3. Дидактическая задача: учить детей правильно употреблять несклоняемые имена существительные

Рассматриваются серии картинок из альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно».

Показывается первая картинка.

– Что это? (Пальто.)

– Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто.)

– А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?

Вторая картинка.

– Что нарисовано? (Шкафчик.)

В нем висят пальто. Много пальто. (Образец)

– Сколько пальто в шкафу? (Много пальто)

– А здесь сколько пальто? (Три пальто.) и т.д.

Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»

Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»

Попроси Машу: «Расскажи о своем пальто».

5. Дидактическая игра  «Мишка, сделай!»

Дидактическая задача: употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи.

Ход игры: В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!»

Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет какую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.

6. Примеры заданий для формирования синтаксической стороны речи.

1. Задания для упражнений в грамматическом оформлении предложения и его распространении:

Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна.

Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1. Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2. Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

2. Задания для введения в речь союзов:

а) дидактическая игра «Закончи предложение».

Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя (ей было страшно).

Тане подарили куклу, потому что… Мы пошли гулять на улицу, когда… Дети пошли в школу, чтобы… Надя не послушалась маму, поэтому… Пошел дождь, но мы…

б) дидактическая игра «Ответь на вопросы».

Почему птицы осенью улетают на юг?

Когда можно переходить улицу?

Для чего нужен пылесос?

Зачем Миша пошел в библиотеку?

3. Упражнения на составление сложносочиненных предложений по двум картинкам:

а) дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение.

Белка сидит на елке. Заяц сидит под елкой.

Девочка разбирает постель. Девочка спит.

Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамейке.

Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду;

б) самостоятельное придумывание ребенком предложений:

• с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть;

• со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок; с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки;

• с союзами если, так как, поэтому (Мы с папой не смогли покататься на коньках, так как шел мокрый снег).

7. Игры-драматизации для формирования навыков словообразования.

Игра-драматизация «В лесу»

Воспитатель:

– Однажды осенью я пошла в лес. Было тепло, солнечно. Я присела на пенек и вдруг вижу: на полянке появилась большая кто? … (Ежиха.)  А вслед за ней маленькие колючие шарики катятся. Кто это? Да, правильно, это ежата. Маленькие ежики. Что стали делать… (ежата)? Что же они делают? … (Ежата играют.) Стали… (ежата) играть, кувыркаться. Носиками сопят. А потом… (ежата) решили испугать маму и спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? … (Ежиха.) Никак не может найти мама-ежиха своих… (ежат). Ежата сами прибежали к ней. Пошли они домой друг за другом. Впереди кто? … (Ежиха.) За мамой-ежихой кто? … (Ежата.) Сначала один… (ежик), затем второй… (ежик). Сначала не стало видно кого? … (ежихи), а потом первого… (ежика) и, наконец, не стало второго… (ежика). Не стало ни… (ежихи), ни ее… (ежат или ежиков).

А я встала с пенька и тоже пошла домой вслед за ежихой с ежатами.

Игры-драматизации для формирования навыка образования названий посуды суффиксальным способом.

1. «В гостях у куклы».

Перед драматизацией «В гостях у куклы» создается игровая ситуация. Воспитатель говорит:

– К Маше придут в гости подружки, а она не знает, во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем вместе и поможем ей. Есть специальная посуда. Как она называется?

– Для хлеба есть что? (Хлебница.)

– Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу.)

(Слово повторяется хором.)

– Как называется посуда для конфет? (Конфетница.)

– Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу.)

2. «Магазин посуды»

В магазине продается посуда. Воспитатель и дети рассматривают посуду.

– Хлебница. Для чего она? (Для хлеба.)

Дети видят новый предмет.

– А это что?

Продавец отвечает, что это посуда для сухарей.

– Как она называется?

Для хлеба – хлебница, для сахара – сахарница.

– А для сухарей?

– Сухарница, – отвечают дети, самостоятельно образуя форму по аналогии.

И т.п.

Старший дошкольный возраст

1. Словесные упражнения для «первоначального учения родному языку», предложенные
К.Д. Ушинским.

Словообразование

Пример: гнездо птицы, или птичье гнездо

• хвост лошади, или …

• хвост лисицы, или …

• верность собаки, или …

• лапка лягушки, или …

• лапа медведя, или …

Морфология

Пример: железо тяжело, но свинец еще тяжелее,

• лошадь высока, но верблюд еще … (выше);

• белка хитра, но лисица еще … (хитрее);

• месяц светит ярко, а солнце еще … (ярче);

• груша сладка, а мед еще … (слаще).

Слова для изменения: свои глаза. Детям предлагается ответить на вопросы:

• Дороже алмаза (что?)…

• Я не отдам ни за что (чего?)…

• Трудно не верить (чему?)…

• Мы видим и небо, и землю (чем?)…

• Кто же заботится (о чем?)…

Синтаксис

Детям предлагается составить предложения, используя заданное слово или  слова отвечая на вопросы:

копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?

писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?

собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?

ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?

2. Словесные игры и упражнения для усвоения родовой принадлежности.

Игра «Опиши картинку»

Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)

Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок:

– Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье.)

– Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша.)

– Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко.)

Дидактическая игра «Три рейки»

Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

«А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.)

– У меня маленькое пианино. А у тебя что?

– А у меня большое пианино.

– У меня высокий дом. А у тебя что?

– А у меня низкий дом.

– Про что можно сказать маленькое! (Про ведро, окно, блюдце, яблоко.)

– Про что можно сказать маленькой! (Про девочку, шубку, варежку.)

– Про что можно сказать маленький (Про мальчика, домик, грибок, ребенка.)

Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно.

3. Словесные игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.

Словесное упражнение  «Чего нет у Тани?»

Стала Таня на прогулку собираться.

– Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.)

А Таня приготовила только шарф.

– Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто.)

Словесное упражнение «Один и много»

Вначале воспитатель – ведущий.

– У меня один чулок. А у тебя?

– У меня много чулок.

– У меня один носок. А у тебя?

– У меня много носков.

– У меня один гольф. А у тебя?

– У меня много гольфов.

– У меня одни рейтузы. А тебя?

– У меня много рейтуз и т.д.

Упражнения на подбор глаголов «Кто что умеет делать».

Собака – лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).

Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»

– Что можно делать с водой?

– Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить.

– Что можно делать с мячом?

– Играть, бросать, ловить, пинать.

– Что можно делать с цветами?

– Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать.

Дидактическая игра «Где что можно делать»

– Что можно делать в лесу?

– Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать.

– Что можно делать на реке?

– Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу.

4. Словесные игры и упражнения для формирования синтаксической стороны речи.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

Какая сегодня погода? (Хорошая.)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

А когда нет ветра? (Безветренный.) и т.д.

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения:

Дети были в школе.

Мальчик зашел за дом.

Снег лежал на крыше.

Кошка залезла под пол.

Воробей сидел на заборе.

Пловец нырнул под воду.

Теплоходы пристают к пристани.

Человек завернул за угол.

Посуду поставили на стол.

Вопросы:

Откуда пришли дети? (из)

Откуда вышел мальчик? (из-за)

Откуда сбрасывали снег? (с)

Откуда вылезла кошка? (из-под)

Откуда слетел воробей? (с)

Откуда вынырнул пловец? (из-под)

От чего отходят пароходы? (от)

Откуда вышел человек? (из-за)

Откуда убрали посуду? (со)

Словесная игра «Размытое письмо»

Дидактическая задача: дополнение сложного предложения.

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему».

Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т.д.

Упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений[3].

1. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

– Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

– Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).

– Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).

– Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

2. «Один начинает – другой продолжает».

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:

– Мама купила Коле… красный флажок.

– Утром дети идут… в детский сад.

Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить?

Галя. Распустилась красная гвоздика.

Воспитатель. А можно еще продолжить?

Витя. Она очень хорошо пахнет.

Воспитатель. Теперь скажите все сразу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет.

И т.п.

Упражнение на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения – «Закончи предложение»

Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя).

Цветы засохнут, если... (их не поливать).

Если бы я не помог Наташе, она бы... (могла упасть).

Чашка разобьется, если... (ее уронить).

5. Словесные игры и упражнения для формирования навыков словообразования

Словесная игра для уточнения, какие профессии знают дети «Знаешь ли ты профессии?»

Дидактическая задача: упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).

Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.

Чинит часы… (часовщик).

Дома строит… (строитель).

Чинит сапоги… (сапожник).

Проверяет билеты… (билетер).

Работает в библиотеке… (библиотекарь).

И т.д.

Словесная игра «Кто он такой?»

Дидактическая задача: образование существительного от глагола.

Образец: если он за всех заступается, он заступник.

Он много работает. Он… (работник).

А когда часто дерется. Он (драчун).

Много-много говорит. Он… (говорун).

И т.д.

Словесная игра «И я тоже»

Дидактическая задача: образование с помощью суффиксов существительных женского рода.

Он летчик – я тоже (летчица).

Он плясун – я тоже (плясунья).

Он умник – я тоже (умница).

И т.д.

Упражнение на образование прилагательных от основ существительных

Какое варенье:

из малины? (малиновое);

из клубники? (клубничное);

из смородины? (смородиновое).

Упражнение на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода

Занимается спортом… (спортсмен).

Играет в футбол.. (футболист).

Катается на лыжах.. (лыжник).

Катается на велосипеде.. (велосипедист).

Хорошо прыгает.. (прыгун).

Упражнение на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности)

В доме жила коза. Чей дом? (Козий.)

В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий.)

В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий.)

Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Примеры специально создаваемых речевых ситуаций для средней группы

Ситуация 1

Воспитатель рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».

Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»

Ситуация 2

1. Воспитатель говорит: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать».

2. «Сегодня открылся книжный магазин, я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».

Примерная тематика бесед с дошкольниками

Темы, отражающие явления общественной жизни:

– «Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

Темы труда:

– работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.

Беседы, отражающие труд самих детей:

– «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».

Беседы об использовании техники в домашнем труде:

– «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».

Цикл бесед на бытовые темы:

– об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях.

Беседы о природе:

– «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи».

Беседы на морально-этические темы:

– о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».


Ориентировочный словарь-минимум для детей по разным темам для разных возрастных групп[4]

Тема «Труд водителей транспорта» (средняя группа)

Словарь выделен на основе анализа понятия «труд» и содержания системных знаний детей этого возраста о труде людей.

Слова, обозначающие трудящегося человека:

– водитель, шофер.

Слова, обозначающие качества, признаки предметов:

– автобусный, блестящий, большой, быстрый, грязный, деревянный, длинный, жесткий, круглый, красивый, маленький, металлический, мягкий, новый, пассажирский, пластмассовый, прямой, просторный, светлый, стеклянный, резиновый, ровный, теплый, трамвайный, троллейбусный, тяжелый, удобный, узкий, чистый, широкий.

Слова, связанные с понятием «транспорт»: 

– автобус, автомобиль, асфальт, багажник, бензин, билет, вагон, гараж, груз, грузовик, дорога, дуга (трамвая), дверь, «дворники», кнопка, кабина, колесо, крыша, кузов, машина, мотор, мостовая, номер, окно, пассажир, подфарник, педаль, пешеход, провод, остановка, рельсы, ручка, рычаг, самосвал, светофор, сиденье, такси, трамвай, транспорт, фары, шоссе, штанги (троллейбуса), шина.

Слова, обозначающие действия: 

– водить, возить, входить, выходить, включать, выезжать, гудеть, заводить, закрывать, заправлять, зацеплять, ездить, наливать, объявлять, открывать, останавливать, освещать, перевозить, подъезжать, покупать, предупреждать, продавать, ремонтировать, садиться, сваливать, смотреть, тормозить, сигналить, управлять, ухаживать, чистить.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к трудящемуся человеку: 

– вежливый, внимательный, заботливый, старательный; аккуратно, быстро, дружно, старательно, хорошо.

Тема «Части тела» (старшая группа)

Слова, обозначающие предметы:

– лицо, глаза, лоб, брови, веки, ресницы, переносица, ноздри, зубы, затылок, волосы, названия пальцев, ногти.

Слова, обозначающие признаки: 

– круглый, бледный, румяный, высокий, голубой, карий, светлый, темный, блестящий, левый, правый, верхний, нижний, пушистый, коренной, постоянный, передний.

Слова, обозначающие действия: 

– поворачивать, качать, морщить, моргать, хмуриться, опустить, расчесывать, заплетать, стричь.

Словарь синонимов для младшей и средней групп

Дети – малыши, ребята, детвора.

Дом – избушка, хатка.

Грустный – печальный, невеселый, нерадостный.

Бежать – мчаться, нестись, пуститься без оглядки.

Веселиться – радоваться, улыбаться, смеяться, хохотать.

Идти – шагать, топать, брести, идти еле-еле.

Плакать – реветь, рыдать, заливаться слезами.

В старших группах к ним могут быть добавлены слова:

Друг – товарищ, дружок, приятель.

Работа – труд, занятие, дело.

Ветер – буря, ураган.

Ненастный – пасмурный, хмурый, непогожий.

Убегать – мчаться, удирать, нестись что есть мочи и др.

Примерный перечень антонимов (для старших групп)

День – ночь, свет – темнота, радость – печаль, чистота – грязь, вход – выход, жара – холод, друг – враг, правда – ложь, труд– безделье, труженик – лодырь, восход – закат, веселье – скука, радость – горе, тишина – шум, смех – плач, начало – конец и др.

Вставать – ложиться, поднимать – опускать, строить – разрушать, зажигать – тушить, шагать – стоять, разрешать – запрещать, помогать – мешать, смеяться – плакать, улыбаться – хмуриться, хвалить – ругать, любить – ненавидеть, радоваться – печалиться, веселиться – скучать, говорить – молчать, засыпать – просыпаться, здороваться – прощаться, кричать – шептать, начинать – заканчивать.

Высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий, толстый – тонкий, мягкий – твердый, сладкий – горький, громкий – тихий, холодный – горячий, радостный – печальный, добрый – злой, веселый – грустный, здоровый – больной, смелый – трусливый, нежный – грубый, быстро – медленно, громко – тихо, чисто – грязно, можно – нельзя, вместе – по одному.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примеры занятий, игр для развития словаря с детьми разных возрастных групп

Младший дошкольный возраст

1. Групповое занятие «Осмотр мебели в групповой комнате»[5].

Воспитатель:

– Давайте, дети, погуляем по нашему детскому саду, рассмотрим, какая здесь мебель. Вот наш шкаф с игрушками.

Дети расходятся по комнате, показывают на стулья, креслице. Им неизвестно слово кресло. Воспитатель сравнивает кресло со стулом, четко называет эти предметы. Дети могут посидеть на стуле и кресле.

Дети:

– Вот лошадка.

Воспитатель:

– Лошадка – игрушка, а мы отыскиваем мебель.

Затем рассматривают и называют шкафы, столы, тумбочки, полочки, обсуждают их назначение. Далее в прихожей дети рассматривают свои шкафчики для верхней одежды, скамейки, на которые садятся во время одевания. Показывают, куда вешают одежду. Уточняют значение слова вешалка. Рассматривают вешалки, куда вешают одежду взрослые. Вспоминают, что вешалки для полотенец есть в умывальной комнате.

В результате такого осмотра дети услышали слова буфет, вешалка, кресло, шкаф. Необходимо продолжить работу, пока слова не достигнут нужной степени обобщения.

Осмотр помещения групповой комнаты проводится несколько раз, но при повторении используются разные игровые приемы. Дети показывают свою групповую комнату новой кукле или вновь пришедшему ребенку.

Можно связать осмотр с игрой в поручения.

Воспитатель:

– Кто найдет петушка? Найди ты, Настя. Где ты его нашла?

Настя:

– На кресле.

В процессе занятия дети организованно осматривают умывальную комнату, раздевальную, выходят за пределы своей группы: в кухню, в помещение старшей группы. Им показывают участок для прогулок (словарь обогащается словами калитка, дорожка, клумба и др.). Необходимо продумывать воспитательную работу, которая должна осуществляться во время таких осмотров. Так, организуя посещение старшей группы, воспитатель предлагает детям, прежде чем войти, постучать в дверь, обращает их внимание на то, как вежливо старшие приглашают войти, какой порядок в игровом уголке. Дети осваивают соответствующий словарь: здравствуйте, пожалуйста, проходите, вежливые дети и др.

2. Игры с куклой.

1. «Встреча новой куклы». Цель игры – закрепить правила культуры общения: встречать нового человека, гостя, знакомиться с ним.

В ходе игры дети приглашают гостя войти в комнату, здороваются с ним, знакомятся, приглашают раздеться, предлагают стул, развлекают, читают стихи и пр.

2. «Угощение куклы». Цель игры – закрепить навык культурной еды.

В ходе игры дети называют посуду, блюда, действия. Куклу вносят в комнатной одежде и все внимание детей должно быть сосредоточено на теме игры (называние действий во время мытья рук, предметов сервировки стола и т.д.). Последовательность и правильность игровых действий определяют вопросы воспитателя: «А что вы делаете перед едой? Чем вы моете руки? Покажите, как вы намыливаете руки!»

К активным действиям в играх с куклой привлекаются по очереди почти все дети группы. Воспитателю следует добиваться, чтобы дети не ограничивались выполнением действий и односложными ответами, а правильно отвечали на вопросы.

3. Хороводная игра «Все затопали ногами».

Дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями.

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки подаем,

И бегаем кругом,

И бегаем кругом».

4. Игра с парными картинками «У кого такая картинка?».

Один набор картинок у воспитателя, другой раздается детям.

Воспитатель показывает картинку и спрашивает: «У кого такая же? Что это у тебя?»

5. Возможные формы занятий по словообразованию в младшем дошкольном возрасте.

Приемы словообразования в младшем дошкольном возрасте используют в процессе повседневного общения. Например, при рассматривании картин из серии «Наша Таня» внимание детей останавливают на имени девочки: «Как зовут девочку? Как вы думаете, как ее зовет мама? Как еще можно ее звать?» (Таня, Танечка, Танюша.) С подгруппами в 3–5 человек рассматриваются и сравниваются игрушки: «Кто это?» – «Зайчик». – «Как еще можно сказать, посмотрите, какой он маленький». – «Зайчонок». – «Еще можно сказать зайчишка».
В дидактической игре «Чудесный мешочек» используются одни и те же, но контрастные по величине игрушки, что позволяет расширять словообразовательный ряд (зайчиха, зайка, зайчище). Постепенно можно переходить к игровым упражнениям без наглядного материала. Например, в упражнении «Скажи по-другому» можно предложить детям слова кукла, матрешка, петух, мяч, их собственные имена и др. В первую очередь отбирают слова, хорошо знакомые детям, употребляемые в уменьшительно-ласкательной форме, отличающиеся длинным словообразовательным рядом, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик. Такое упражнение доступно малышам, поскольку при данном способе словообразования лексические значения хорошо известных детям слов практически не изменяются.

Работу над синонимами рекомендуется проводить в связи с чтением и рассказыванием детям. Рекомендуемые произведения – Н. Забила «Ясочкин садик», русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок» и др. (Ясочка играла со щенком, мишкой и куклой, как она их называла? – «Детками, малышами; медведь в сказке идет, бредет, пустился в лес без оглядки).

Средний дошкольный возраст

1. Пример занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов (на основе исследования П.А. Острунской[6]).

Воспитатель: «Встретились две куклы подружки. Они долго не виделись и стали рассматривать свою одежду. Давайте им поможем». «Игрушечный мишка пришел учиться рисовать. Он не знает, какой кистью рисовать, а какой наклеивать. Давайте подскажем ему, чем эти кисти отличаются, а чем похожи».

Дети среднего дошкольного возраста легче замечают различия. Поэтому сравнение начинается с выявления различий, а затем устанавливается сходство.

Рассматривание предметов сопровождается беседой о материале, из которого они сделаны, о том, кем сделаны. Усложнение в методике занятий состоит и в том, что они, как правило, включают описание, загадывание и отгадывание загадок описательного характера. На этой основе постепенно вводятся загадки более сложного, метафорического характера.

2. Дидактическая игра «Где солнечный зайчик?»

Дидактическая задача: закрепить названия предметов; развивать ориентировку в пространстве.

Игровые правила: называть словом предметы и их пространственное расположение, когда на них укажет солнечный зайчик.

Ход игры. Воспитатель приносит в группу зеркало и показывает, как солнечные зайчики могут «бегать» по комнате. Начинает игру стихотворением:

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну лови, лови скорей,

Вот он, светленький кружок.

Вот, вот, вот – правей, правей,

Убежал на потолок.

Дети следят за движением зайчика и называют те предметы, на которых он останавливается (вещи, которые постоянно находятся в групповой комнате и специально принесены на занятие), а также их пространственное расположение (вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади и др.).

3. Занятие «Поиграем с нашими гостями».

Цель: учить детей сравнивать предметы одного вида; группировать картинки по функциональному признаку; активизировать названия одежды, обобщающие слова: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи.

Материал: две одинаковые куклы в разной одежде, коробка с набором картинок по числу детей в группе.

Ход занятия

1. В гости приходят куклы. Дети знакомятся с ними, рассматривают их, сравнивают внешний вид и одежду. Таня со светлыми волосами, она светловолосая, с красным бантом. На ней клетчатая юбочка и белая блузка. Таня обута в красивые туфли. У Оли темные волосы, она темноволосая. На ней нарядное красное платье с кружевами. Она обута в такие же туфли, как и Таня. Куклы красивые, нарядные, веселые.

2. Воспитатель загадывает детям загадку об одной из кукол. Дети по описанию определяют, о ком загадка. Затем 2–3 ребенка загадывают про кукол, называя несколько характерных деталей их внешнего вида.

4. Дидактическая игра «Поможем куклам разобрать картинки».

Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По просьбе кукол к столу выходят все дети, у которых на картинках нарисована одежда. Все внимательно смотрят и проверяют, правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично группируются другие картинки.

Занятие заканчивается тем, что куклы благодарят детей.

5. Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).

Дидактическая задача: активизировать словарь в процессе составления детьми описания хорошо знакомых им персонажей сказок «Колобок», «Теремок».

Игровые правила: отгадчик выходит из комнаты, воспитатель с детьми договариваются, о каком животном и какую будут загадывать загадку. Отгадывающего приглашают сигналом (считалкой, стихами и т.п.). В ответе нужно использовать лексикон сказки: мышка-норушка, зайчик-побегайник.

Ход игры

1. Воспитатель предлагает детям вспомнить персонажей хорошо знакомых им сказок (Кто встречался колобку? Кто прибегал в теремок? Какие они? Как можно сказать про зайца? волка? медведя? лису? мышку? лягушку? петушка? Чем они питаются? Как любят забавляться?).

Объясняет правила игры.

Тот, кто будет отгадывать, выходит за дверь. Все вместе выбирают персонаж. Воспитатель предлагает каждому подумать, что он будет загадывать про петушка, и вспомнить, что говорится в сказке о петушке.

Входит отгадывающий. Дети вместе с воспитателем дают описание петушка (масляна головушка, шелкова бородушка; хвост узорами; умеет взлетать; на заре поет ку-ка-реку!»). Ребенок отгадывает: «Это петушок – золотой гребешок».

Игра продолжается, описываются другие персонажи. (В повторных играх воспитатель может давать образец целостного описания и предлагать детям загадывать загадки по одному.)

Старший дошкольный возраст

1. Пример специального словарного занятия для освоения обобщающего слова «транспорт»[7].

Цель занятия: освоение дошкольниками обобщающего слова «транспорт».

Требуемые материалы для занятия: картинки с изображением транспортных средств, а также комбайна, пушки, швейной машины и др.

Ход занятия

Часть 1: дети рассматривают и описывают картинки, изображающие транспорт.

Часть 2: дети сравнивают картинки и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить); вводится обобщающее слово.

Часть 3: проводятся упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие). Далее идет дифференциация: транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный.

2. Дидактическая игра «Придумай рифму».

Дидактические задачи: активизировать словарь детей рифмованными словами; воспитывать чутье к благозвучности родного языка.

Игровые правила: играющие делятся на две команды. Нужно назвать как можно больше слов, близких по звучанию. Нельзя повторять сказанное слово. Выигрывает команда, назвавшая больше рифмованных слов (получившая больше фишек).

Игровые действия. Ведущий называет слова, команды по очереди продолжают ряд рифмованных слов. Та команда, которая назвала больше слов, получает фишку. Игра завершается по звуковому сигналу.

Примерный набор слов: птица, соловушка, молодец, лягушка и др.

3. Дидактическая игра «Запрещенные слова».

Дидактическая задача: учить детей произвольно и осознанно выбирать подходящие слова в предложение.

Игровое правило: составлять предложения, не употребляя «запрещенные слова».

Ход игры: детям предлагается ответить на вопросы воспитателя предложением, не употребляя «запрещенные слова» (самые частотные). Выигрывает тот, кто придумает большее количество предложений без «запрещенных слов».

Что делает котенок? (запрещенные слова: котенок, играет)

Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковка)

Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая)

Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает)

Какая зима? (запрещенные слова: зима, холодная)

Особой любовью детей пользуются народные игры «Фанты», «Цветы», «И мы», «Кто летает» и др. Для примера приведем игру «И мы».

Дети, слушая рассказ ведущего, должны после каждой фразы с учетом ее смысла добавлять или не добавлять «И мы». Например:

Жила я летом на даче. – И мы.

Утром хорошо, солнышко греет, кругом тихо. – («И мы» – не подходит.)

Птицы весело поют. – И мы.

У крыльца лежит Жучка.

Воспитателю нужно заранее придумать и записать рассказ, чтобы содержание его было простым и занимательным. Дети любят эту игру за веселые моменты, возникающие по ее ходу.

4. Пример занятия по чтению художественной литературы.

Читаются два произведения (В. Осеева, «Заячья шапка», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»), первое хорошо знакомо детям, со вторым дети знакомятся впервые.

В конце прочтения детям задаются вопросы.

Вопросы по сказке В. Осеевой «Заячья шапка»:

– Как называется в сказке заяц? (Хвастунишка, хвастливый.)

– За что его так назвали? (Хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т.д.)

– За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку?

– Как назвали девочку подружки? (Экая хвастунишка)

– Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они?

– Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди?

– А как можно назвать нехвастливых людей? (Скромными.)

Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака:

– Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный)

– Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, настоящий герой)

В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный не хвастает своими добрыми делами и поступками. Недаром в народе говорят: «Скромность украшает героя»; «Скромность каждому к лицу».


[1]Придумай слово / Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1996.

[2]Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

[3]Занятия в детском саду / Под ред. А.П. Усовой. – М., 1954. С. 275–276.

[4]Источник – Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

[5]Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981. С.43–44.

[6]Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

[7]См.: Логинова В.И. Формирование словарях / Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Методика формирования грамматически правильной речи детей"

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. поэтому, содержание и методика работы с детьми на р...

Использование средств изодеятельности в формировании грамматической правильной речи дошкольников с ОНР

система работы включает концепцию деятельности, научный аппарат, инновационные подходы в проведении занятий...

Формирование грамматически правильной речи. Дидактическая игра "Чудесный мешочек"

Презентация направлена на формирование у детей грамматически правильной речи. Цель презеантации: научить детей ориентироваться на род слов при определении предмета по его признакам....

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...