Программа «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Степанова Людмила Германовна

Программа направлена на развитие у ребенка основ экологической культуры, логического мышления,  любознательности , инициативности, ответственности, активности, самостоятельности ,повышение детской самооценки .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

       ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение №6

Программа

«Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Степанова Л.Г.

Воспитатель высшей квалификационной категории.

Москва 2015-2016

Программа направлена на развитие у ребенка основ экологической культуры, логического мышления,  любознательности , инициативности, ответственности, активности, самостоятельности ,повышение детской самооценки .

Цель программы:

приобщение детей к углубленному познанию окружающего мира с помощью практических занятий , опытов, экспериментов. Привитие детям этической и моральной ответственности перед каждым живым существом , расширение кругозора по средством ознакомления детей с окружающим миром . Воспитание гражданина России патриота малой Родины , знающего и любящего свой город , традиции , культуру .

Задачи программы:

Обучающая:

- получение теоретических и практических знаний по экологии;

- расширение и закрепление представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;

- расширение и закрепление представлений о макросоциальном  окружении;                  

- расширение и углубление представлений о явлениях природы ,  суточных изменениях , изменениях в жизни людей, животных ,  растений .

- познакомить с народными традициями , праздниками ,   творчеством;

- познакомить с профессиями , трудом человека , значимости труда в целостном развитии общества;

Развивающая :

- развитие  логического мышления , познавательного интереса к  окружающему , социальному , предметному , природному миру;

- развитие восприятия , внимания , памяти ,мышления.

Воспитательная :

- воспитание бережного отношения к природе и культуры общения ;

- воспитание умения вступать в коммуникацию с целью быть понятым и

  понимать других;

- воспитание умения  взаимодействовать с другими детьми;

- воспитание умения достигать поставленную цель.

Отличительной особенностью данной программы является то , что в ней основной акцент делается на формирование понятия экологическая культура, ее основ и правил поведения в природе и в тоже время создание «блокировки» совершения экологических ошибок как в будущей социальной деятельности , так и в быту.

Срок реализации программы  -  сентябрь 2015 года  по май 2016 года.

Образовательная деятельность проводятся в виде теоретических, практических занятий , опытов и экспериментов.

По завершению программы ребенок должен знать :

- что такое экологическая культура , как вести себя в мире природы , чтобы

  не навредить ей;

- знать что такое взаимосвязь живого и не живого в природе , выявлять

  экологические цепочки;

- знать живые и не живые богатства природы , ее силы природы и как человек использует их в  своих целях;

- знать культуру родного края,  иметь представление о культурах других

  народов  России;

- знать различные профессии и уважительно к ним относиться.

Должен уметь :

- наблюдать за живой природой , видеть ее красоту .

- уметь добывать знания с помощью экспериментальной деятельности.

- ухаживать за комнатными растениями с учетом их особенностей .

- выполнять правила поведения в природе , оказывать помощь природе.

Ожидаемые результаты :

- расширение кругозора , словарного запаса воспитанников;

- привитие любви к природе , желание беречь и охранять ее;

- развитие познавательной сферы ребенка;

- формирование умения выражать мысли, логически объясняя их;

- расширение знаний в процессе познания окружающего мира;

- привитие понятия Человек - разумное существо.

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Мини лаборатория экологии и экспериментирования.

  1. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, картотека наблюдений, конспекты НОД, сценарии развлечений, серия картин по экологическому воспитанию.)

  1. Библиотека юного эколога.

  1. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

  1. Картотека опытов и экспериментов .
  2. Подборка аудио и видео сопровождения к занятиям .


ТЕМА

Количество часов в год

Старшая группа

Подготовительная группа

1

Вводное занятие

2

2

2

1 БЛОК « Живая неживая природа»

16

14

3

2 БЛОК « Патриотическое воспитание »

8

10

4

3 БЛОК « Мир вокруг нас »

10

10

ИТОГО

36

36

Учебно – тематический план


Тема занятия

Содержание

Формы работы

1

2

Вводное занятие:

Человек- разумное существо.

Как вести себя в природе.

Знакомство с экологическим кабинетом . Что изучает наука экология. Роль человека в природе.

Рассказ воспитателя .

Чтение художественной литературы.

Наблюдения.

Содержание курса освоения программы.


3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1 БЛОК « Живая и неживая природа»

Взаимосвязь живой и неживой природы/Роль человека в природе. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Животные и растения нашего края. Жизнь в воздухе, на земле, в воде, под землёй.

Сезонные изменения «Круговорот воды в природе» , « Как рождается ветер », « Из чего сделана радуга» , « Солнце- большая звезда» .

 Звезды в нашей жизни.  

Почему бывают зима , лето?; Холодно и   жарко? День и ночь. Природа нашего края . Красная книга.        

Наблюдения ,беседы, исследовательская  работа, чтение худ. Литературы, рассматривание картин, иллюстраций, работа в огороде, цветниках, сочинение экологических сказок , организация и участие в экологических праздниках и досугах . Дидактические и экологические игры.

Наблюдения,  беседы , исследовательская работа, опыты по выращиванию в разных условиях. Чтение литературы , рассматривание картин и иллюстраций . Ведение календаря природы, рисование, сочинение экологических сказок , дидактические и экологические игры.

живая

 неживая       

Растения

Животное

Насекомые

Птицы

Рыбы

Экологические цепочки

Звездное небо

Силы природы

Полезные ископаемые

Твердые тела, жидкие, газы

Времена года

Красная книга

 


15

16

17

18

2 БЛОК «Патриотическое воспитание»

С чего начинается Родина? Семья бывает большая и маленькая, уважение к старшему поколению, «Гениологическое древо».  Малая Родина- что это? Глобус, Земля- шар, наша Родина РОССИЯ на глобусе, карте. Сила человека и сила человечества в сбережении нашей, «голубой планеты» -Земля.

Создание семейного альбома, гениологического древа семьи. Рассказы о семье. Экскурсии. Чтение художественной литературы. Рисование, рассматривание картин и иллюстраций. Работа с глобусом и картой. Наблюдения, беседы. Организация и участие в семейных праздниках для семьи.

Моя семья

Наш город

Наша Родина

Вместе мы сила

19

20

21

22

23

                                   

3 БЛОК « Мир вокруг нас»

Все профессии важны

Строительство и транспорт

Прикладное искусство

Будь природе другом

Организм человека и охрана здоровья

Заключительное занятие

Все профессии нужны , все профессии важны.

Труд людей на Севере, в Тундре, в Степях, горах, в лесных краях, на Юге.

Использование человеком технику, силы природы.

Мегаполисы и чем они засоряют экологию. Правила соблюдения в природе . Соблюдение режима дня. Значение витаминов . Прогулки на свежем воздухе.

Экскурсии , картины, иллюстрации, фотографии. Беседы, рассказы, проекты, чтение литературы по теме, зарисовки, сочинения рассказов по теме.

Разыгрывание ситуаций, дидактические, экологические игры. Рисование.


Перспективный тематический план

(Старшая группа)

сентябрь

1

Вводное занятие

 Дать детям представление о работе кружка. Познакомить. с работами детей занимавшихся ранее. Познакомить. с лабораторией в которой будет организована работа детей.

2

Человек-разумное существо

Развив. У детей правильное отношение к природе. Дать представление детям о том , что от человека зависит будущее всей планеты. И что важно сохранить и сберечь весь мир природы для будущих поколений.

3

«В гости к осени»

Экскурсия в парк

Дать детям представление о характерных . признаках осени в неживой природе; расширять знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживой природой. Развив .у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных  понятий, сформировать представления о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязь в природе.

4

«Явления природы»

 Дать представления о природе в целом, о понятиях «живая» и «неживая» природа; познакомить с понятиями «явление природы», «сезонные явления».

октябрь

1

«Для чего нужны семена»    

                            «Как растения готовятся к зиме»

Экскурсия на огород

Формировать представление о плодах, об их разнообразии и назначении, учить классифицировать предметы по разным признакам, находить, у них общие и отличительные черты, вызывать интерес к исследовательской деятельности. Формировать первичные представление о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.

2

«Насекомые осенью»

Продолжать знакомить детей разнообразным видом насекомых. Сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним. Закрепить у детей понятие сообщества «Луг» и названия луговых цветов. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ. Наблюдение за тем как они себя ведут осенью.

3

«Животные и птицы осенью»

Вспомнить с детьми о перелетных птицах и зимующих, о животных и о том как они готовятся к зиме. Продолжать давать детям представление о птицах и животных нашего края. Знакомить с животными и птицами других стран.

4

Экологическая сказка «Дарьино сердце»

Познакомить детей с понятием «Экология», «Экологическая» ; воспитание культуры поведения в лесу, в природе; воспитание бережного отношения к природе.

ноябрь

1

Наш край - Подмосковье

Познакомить детей с Подмосковным краем, с красотой природы, растениями, которые растут только в нашей полосе, животными наших мест.

2

«Очень подозрительный тип…»

Проверить и оценить знания по ранее изученным темам: «Домашние опасности», «Пожар» и т.д., познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми.

3

Наблюдать за долготой дня

Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца.

4

Все профессии нужны - все профессии важны

Экскурсия

Познакомить детей с профессией строитель обобщить знания о транспорте, воспитывать уважение к людям разных профессий.

декабрь

1

«Путешествие на Север»

Учить детей уважать культуры, отличать от их собственной, формировать первоначальные представления об образе жизни северных народов, о зависимости образа жизни людей от климатических условий. Расширять кругозор детей за счет обобщения знаний детей о природе севера России. Учить выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания.

2

«Зимушка-зима»

Экскурсия

Формировать представления о приспособлении человек к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых). О правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Закрепить представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей.

3

«Добрый и злой огонь»

Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Развитие представлений о пользе и опасности огня, научить мерам предосторожности.

4

Праздник «Новый год»

Дать представление о том как празднуют праздник Нового года в разных странах. Рассказать о традициях разных народов празднования этого праздника. Провести дискуссию на тему «Новый год в моей семье».

январь

1

«Перелетные птицы»

Дать детям представление о жизни перелетных птиц, об их связи с неживой природой. В наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц. Выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга.

2

«Знакомство с ветром»

Познакомить детей с понятием- ветер и то, что ветер-это движение воздуха, что у ветра есть сила и какой она бывает (разрушительной и спокойной) обсудить роль ветра в природе и в жизни людей. Измерение направления ветра.

3

Я и моя семья

Подвести детей к понятию о том, что все начинается с семьи, семья-это не только родители, дети, но вся наша огромная планета. Что животные - наши братья меньшие, и о них необходимо заботятся так, как заботятся родители о своих детях.

4

«Превращения воды»

опыты

Знакомить детей свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах. Что при кипячении вода испаряется, превращается в пар.

февраль

1

«Зимние игры и соревнования»

Прогулка

Знакомить детей с устройством и составлением простейших планов окружающего пространства, условными знаками и символами; учить объяснять и проходить маршрут по описанию; учить вести себя правильно на морозе.

2

«Звездное небо»

Понаблюдать с детьми на звездное небо в подзорную трубу, ознакомить детей с созвездием Малая и Большая медведица».

3

«Твой адрес в этом мире»

Расширение представлений детей о стране, городе, в котором они живут; воспитывать любовь к родному краю, Родине , уважительное отношение к себе, людям и к тому, что сделано руками человека,  знакомить с государственной символикой России : флагом, гербом, гимном; вызвать чувство патриотизма.

4

«Зимняя экскурсия в природу»

Экскурсия

Наблюдать особенности природы зимой; развивать наблюдательность, эстетические чувства, умение замечать красоту зимнего пейзажа; бережное отношение к деревьям (ели) , расширить представление о ней. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево- живое, и весной из почек распустятся листья.

март

1

«Лед, снег и их свойства»

Опыты

Формировать представления детей о льде, снеге и их свойствах. Повтор. опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников). Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду -  снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе- снегопад «иголочками». Обсудить с детьми , что происходит, когда снег скрипит под ногами ( с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега( липкий , рыхлый). Наблюдать за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы- шатры, при этом молод. тонкие деревья могут сломаться.

2

«Будь природе другом»

Экскурсия

Обобщить представление детей о факторах, угрожающих живой природе; показать многообразие растительного мира, учить уважительному отношению к живым организмам; сформировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение. Формировать знания об экологической системе «лес».

3

« Аквариум»

Дать представление о том, что в аквариуме живут аквариумные рыбки. Знать, как называются рыбки, узнавать их по внешнему виду. Иметь представление о функциях хвоста, плавников, жабр, рта, глаз у рыбы. Уточнить , какие условия нужны для того, чтобы рыбкам в аквариуме жилось комфортно, чем питаются аквариумные рыбы. Дать представление об очистке воды. Воспитывать бережное отношение к живым объектам, желание заботиться о рыбках.

4

«Опасные предметы»

Развивать представление о качествах и свойствах предметов, о правилах безопасного  пользования предметами.

апрель

1

« Малахитовая шкатулка»

Познакомить детей с минералом – малахит и другими Уральскими самоцветами.

2

Праздник «Веснянка»

Дать представление детям об ещё одном обрядовом празднике «Веснянка» . Закликали весну дети ранним утром закликали, играли на дудочках, глиняных свистульках.

3

Посадка семян

4

«Здравствуй, солнечный лучик»

Познакомить с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце- источник света и тепла). Весеннее солнышко, и как оно пробуждает нашу природу от зимней спячки.

май

1

«Здравствуй, весна»

Прогулка

Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с весенними в жизни животных и растений формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

2

«Жизнь животных весной»

Уточнить представления о жизни лесных животных весной; расширять знания о бабочках, их жизни летом.

3

« Сундучок тетушки Алены»

Формировать интерес к русскому прикладному искусству- глиняной, деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность ощутить радость, доброту, которую дарят людям эти игрушки, желание самим создать и творить по мотивам русского народного творчества.

4

«Береги свою планету»

Воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное; усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; расширить представления детей о рациональной взаимодействии с природой- допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

5

Красная книга

Беседа, рассматривание иллюстраций.


Используемая литература в ходе реализации программы.

  1. Акимушкин И.И «Причуды природы» (кн .1,2) Москва  : Юный натуралист, 1992-128с.
  2. Зайцева О.В., Карпова Е.В.  «На досуге». «Игры в школе , дома , во дворе». Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития, 1998-192с.
  3. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» , «Зелёная тропинка»
  4. «Нескучный досуг». Сценарии игровых программ. Под редакцией Е.И. Ромашовой- Москва: ТЦ Сфера 2003-96с.
  5. Рыжова Н.А. «Наш дом природа» Москва Линка- пресс 1996  «Волшебница –вода» Москва Линка- пресс 1997 «Воздух –неведимка» Москва Линка- пресс 1998  « Почва- живая земля» Москва «Карапуз- дидактика»- 2005 «Деревья от акации до Ясеня» «Что у нас под ногами» Москва «Карапуз- дидактика» -1997
  6. Сивоглазов В.И. , Козлова Т.А. «Растения леса» Москва Дрофа-2005-63с.