Главные вкладки

    "Особенности развития речи в раннем возрасте"
    учебно-методический материал по развитию речи на тему

    Малютина Надежда Михайловна

    Как помочь малышам в освоении разговорной речи, развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_rapzvitiya_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx32.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речь детей раннего возраста.

    Согласно программы «Детство» основными задачами развития речи детей раннего возраста являются:

    1. Воспитывать у детей интерес к общению с взрослыми и сверстниками.

    2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формы общения.

    3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

    4.Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета.

    В развитии речи детей раннего возраста мы выделяем три основных направления:

    1. Связная речь;
    2. Грамматическая правильность речи;
    3. Звуковая культура речи.

    Работу по формированию связной речи ведем следующим образом:

     Во-первых, развиваем у детей навык диалогической речи (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводим беседы на различные темы, например «Любимая игрушка», «Какое время года?», «Домашние животные» и т.д. Периодически меняем содержание центров активности в группе, что активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребенка, как правило, обращен к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребенка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста.

    Во-вторых, развиваем умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Поэтому следим за своей речью в общении с ребенком.

    В-третьих, развиваем навыки построения текстов-описаний через описание предметных или сюжетных картинок, собственных рисунков, явлений природы, людей, животных. В совместной деятельности называем и объясняем ребенку все то, что он видит перед собой. Повторяем по несколько раз нужное слово, просим показать тот предмет, который называли и только потом просим его самого сказать это слово. Не забываем хвалить ребенка, отмечаем его успехи. Тем самым пополняем активный словарь ребенка названиями окружающих предметов и действий с ними, воспитанники овладевают смысловой стороной речи. Особую роль отводим чувственному опыту, полученному при непосредственном контакте с предметами быта, игрушками, в совместных действиях с взрослыми и т.п. Побуждаем детей рассказывать о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всем, что потрясло и удивило ребенка. Активная речь считается фундаментом для развития связной речи, поэтому широко используем в процессе бесед, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций и т.д.

     Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста тесно связано с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией. Поэтому стремимся интересно организовать игры, ситуации общения.

    Грамматическая правильность речи.

    Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психологического развития. Грамматический строй в процессе становления речи учитывается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. В формировании грамматически правильной речи, прежде всего, воспитываем у детей умение наблюдать за речью, формируем навыки общения, добиваемся дифференцированного восприятия речи. Уделяем большое внимание дидактическим играм и упражнениям с грамматическим содержанием, поскольку они являются важными средствами стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. Часто используем следующие дидактические игры: «Спрячь мячик», «Кто где спрятался?», «Где машина», «Где мишка?», «Что мишка делает?», «Кто съел кашу?»,  Звуковая культура речи. Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела: звукопроизношение, словопроизношение, выразительность речи.

    Неправильное произношение отдельных групп звуков в раннем возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов мы проводим специальные игры и занятия. Например, игры «Часы тикают», «Лошадка», «Автомобиль», «Дуем на одуванчик», «Делаем ветер», «Не разбуди Катю», «Угадай, кто кричит».

    Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, мы учим ребенка четко произносить слова. Просим произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносим в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается.

    Выразительность речи включают в себя работу над темпом речи, силой и тембром голоса. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Поэтому для развития голоса проводим игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью, например «Тихо -громко», «Не разбуди куклу», «Мышка и черепаха», «Медвежата» и т.д. Для того, чтобы речь ребенка была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его учим пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произношения звуков. Упражнения «Дует ветер», «Журчит ручей», «Маленький -большой», «Барабан», «Поезд», «Поехали-поехали» и др.

    Для формирования звуковой культуры речи мы применяем артикуляционную гимнастику. Игры по развитию артикуляционной моторики у детей раннего возраста носят чисто подражательный характер. Поэтому мы добиваемся четкой артикуляции, проводим каждый день в течении 3-5 минут эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя. Чтобы двигательные навыки закреплялись, постепенно усложняем упражнения. Например, «Чистим зубки», «Окошко», «Дудочка», «Поймаем мышку», «Индюки болтают» и т.п.

    . Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности . В познавательной деятельности, игровой, конструктивной, художественной, двигательной, а также в ситуациях каждодневного общения и режимных моментах.

    С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование в совместной деятельности с детьми малых форм фольклора: народных игр, игровых песенок, потешек и т.д. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми.

    Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

    Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д. Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”. В раннем возрасте знакомим со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

    Для развития выразительности речи в работе с малышами используем упражнения на речевое дыхание: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие способствующие выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

    Самыми эффективными, на наш взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей. В раннем возрасте подвижные игры сопровождаем стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

    Ни секрет, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Поэтому ежедневно мы предлагаем детям игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук, тем самым стимулируя процесс речевого развития ребенка. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук. Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Детям раннего возраста подбираем лего крупного размера. Активно используем продуктивной деятельности (лепка, рисование). В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

    Развитию мелкой моторики рук также способствует песочная терапия. Она очень близка малышам, ведь с самого детства они играют в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Как вы могли заметить во время экскурсии, в приемной выделена зона песка и воды. Игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Тем самым, нами создаются весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

    Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры. И только тогда результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

    Работе по развитию речи уделяется внимание не только в специально организованной деятельности, но и в ходе режимных моментов.

    В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то, или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов, учатся обозначать словами различные действия. Одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе). Снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки). Разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу). Снять, повесить (пальто на вешалку). Называть признаки предметов шапочка красная, мягкая, теплая. Суп горячий, теплый, вкусный.

    В ходе выполнения режимных процессов, детей приучаем помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино»; «Помоги Кате снять курточку»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»).

    В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел» и т.д.

    Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения мы выбираем удобное время и создаем специальные ситуации.

    Имея многолетний опыт работы воспитателем группы раннего возраста, мы с уверенностью можем сказать, что необходимо давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

    ).

    Важно отметить, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи. В связи с этим мы ведем активную работу с родителями воспитанников, в процессе которой реализуем следующие задачи:

    - повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей;

    - вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

    В работе с родителями  учитываем следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность.

    На родительском собрании в начале года знакомим с  задачами развития речи, рассказываем, какие речевые навыки существенны в этом возрасте, знакомим с основными ошибками в речи детей. Заостряем внимание на том, какую помощь в овладении речи может оказать семья. Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания в форме круглого стола, на которых опытные родители выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи: «Ребенок и книга», «Речевые упражнения дома», «Учимся разговаривать», «Подражание речи взрослого».

    Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает наглядно-информационный материал для  родителей, который даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

    Консультации строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, поэтому их содержание носит  необходимый, конкретный материал. Имеется подборка консультаций по следующим темам: «Как работать с детьми по предметным картинкам», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Учимся – играя», «Наши пальчики играли», «Учите детей говорить правильно» и др. Регулярно организовываем выставки пособий,  дидактических игр, методических книг.

    К одной из самых эффективных форм работы с родителями, как показывает опыт работы, относится  семинары – практикумы, которые направлены на повышение уровня не только  теоретической, но в первую очередь практической подготовки родителей по развитию речи детей. К семинару-практикуму готовимся заранее: подбираем методическую литературу, подготавливаем место проведения семинара, видеоматериалы и мультимедийную презентацию, выставку атрибутов, пособий и др. За последние годы нами были проведены семинары-практикумы по следующим темам: «Поговори со мною мама», «Роль семейного общения в развитии речи детей раннего возраста», «Речевые игры и упражнения дома».

    Беседу с родителями используем как самостоятельную форму, так и применяем в сочетании с другими, например, включаем в собрание. Часто беседа возникает стихийно по инициативе и родителей и педагога. В результате бесед родители получают новые знания по вопросам развития речи ребенка. Регулярно проводим беседы по темам: «Развитие мелкой моторики», «Артикуляционная гимнастика», «Играем с пальчиками».

    Систематическая, целенаправленная, планомерная и ежедневная работа над речевым развитием детей группы раннего возраста ,приносит свои положительные результаты, к концу года, мы видим положительную динамику  в развитии активной речи воспитанников, дети  легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.  Дети  играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

    Речевое развитие – это важный компонент развития ребёнка в целом, и важно не упустить момент становления речи малыша. И когда он вырастет - скажет вам СПАСИБО.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности развития речи детей раннего возраста в семье

    В данной статье даны подробные рекомендации по развитию речи детей раннего возраста в семье, а также предложен речевой материал по различным лексическим темам, который могут использовать родители...

    Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

    Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

    Презентация. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация для родителей.

    В консультации предоставлен материал по развитию речи детей раннего и младшего возраста. Раскрыты особенности развития речи и приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка....

    Особенности развития речи детей раннего возраста

    В данном материале родители познакомятся с рядом особенности развития речи детей раннего возраста...

    Особенности развития речи детей раннего возраста

    Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его раз...

    Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"

    Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"...

    Особенности развития речи детей раннего возраста

    Уважаемые родители!Ваш ребенок переступил порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни    прошел как можно мягче.Для этого нам нужна ваша помощь!...