Конспект организованной ОД с детьми старшей группы по речевому развитию на тему: Пересказ сказки А. Алиша : «Два петуха»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Еланская Татьяна Юрьевна

План-конспект занятия по речевому развитию был специально написан к тематической неделе "День народного единства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-den_edinstva.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

НОЯБРЬ

ПЛАН - КОНСПЕКТ

образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

Тема по календарно-тематическому плану: «День народного единства»

Тема   ОД: Пересказ сказки А. Алиша : «Два петуха»

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа: чтение сказок   татарского писателя А. Алиша: «Два петуха», «Лошади», «Пчела и оса», беседа по содержанию произведений.

Задачи:      

  1. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку.  Упражнять в изменении силы голоса, развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Формировать умение использовать средства выразительности: поза, жесты, мимика, движения. Формировать умение пользоваться прямой речью. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение; запоминать короткое стихотворение-мирилку. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Продолжать знакомить с произведениями детского татарского писателя А. Алиша. (речевое развитие).
  2. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Формировать нравственные качества – трудолюбие, дружелюбие, единство. (социально-коммуникативное развитие).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

игровая

Игровая ситуация  «Запись пересказа сказки на диктофон», дидактические игры.

коммуникативная

Вопросы, ответы детей, беседа, объяснение, рассуждения, высказывания-доказательства, упражнение на интонационную выразительность, пересказ сказки.

двигательная

Этюд  «Петух ходит по двору», Упражнение на дыхание «Петушок»

Познавательно- исследовательская

Поиск на карте страны городов

Методы и приемы

 1 Поиск на карте страны городов.

7 Упражнение на дыхание «Петушок»

2 Беседа о России, как о многонациональной стране.

8 Этюд-пантомима ««Петух ходит по двору»

3 Игра (с мячом) «На каком языке говорят люди нашей страны и других стран»

9 Игровая ситуация «Запись пересказа сказки на диктофон»

4 Игра «К какой сказке подходит пословица?»

10 Пересказ сказки

5 Игра-рассуждение «Чему учит каждая сказка!»

11 Чтение стихотворения украинской поэтессы Н. Забилы «Российский край как ты велик!»

6 Игра - «Мирилка»

12 Рефлексия

Материалы и оборудование

Стимульный материал

Материалы для деятельности детей

Дидактический материал

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей

Настенная карта России

Мяч

клубок

Куклы для настольного театра – белый и черный петух.

Литературное произведения «Два петуха», «Лошади», «Пчела и оса», автор Абдулла Алиш.

(приложение 1,2,3)

Иллюстрации к сказкам.

Портрет татарского детского писателя А. Алиша.

Стихотворение Н. Забилы ««Российский край, как ты велик!»

 Магнитная доска, демонстрационный модуль, магнитофон.

Логика образовательной деятельности

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемые результаты

Мотивациионно-целевой

Раздается телефонный звонок.  Воспитатель сообщает детям, что это звонит мама Руслана, которая предупреждает о том, что Руслан на две недели уехал к абике в гости.

 - Кто такая абика?

Объясняет, что абика – это татарское слово, которое обозначает -  бабушка.   Живет бабушка Руслана в городе Казани.

- А кто из вас, может найти и показать на нашей карте России, где расположен город Казань? Тольятти? Москва? 

 - Казань - это город, в котором живут люди разных национальностей, но в основном – татары. Поэтому Казань - это главный город республики Татарстан.    

 - Посмотрите все эти города расположены на территории одной страны. Как она называется?  Россия – наша Родина.  

  -  Россию называют великой страной. На территории России, как в одной семье, живут люди разных национальностей.

 - Поэтому Россия - это еще КАКАЯ страна?

  - Какие еще национальности людей, проживающих на территории России,

вы, знаете?

Назовите столицу нашей страны?

Внимательно слушают. Задают и отвечают на вопросы.

Находят и показывают на карте города: Казань, Тольятти, Москва. Называют их и делают вывод, что эти города расположены на территории России.

.

Отвечают: Россия – это многонациональная страна.

Называют национальности людей. Столица России – Москва

Ориентирование на интерес к образовательной деятельности.

Развитие внимания, памяти. Формирование элементарных представлений о географическом расположении городов.

Формирование представления о том, что Россия — огромная многонациональная страна и Москва является столицей нашей Родины.

Содержательно-деятельностный

Игра (с мячом) «На каком языке говорят люди нашей страны и других стран»

Педагог бросает мяч и спрашивает: «Человек русской (татарской, чувашской, башкирской, бурятской, украинской, белорусской, грузинской, армянской) национальности на каком языке разговаривает?»

Воспитатель обобщает:

- Каждый человек принадлежит к какой-либо национальности и имеет свой родной язык, на котором он привык говорить.

У людей каждой национальности есть свои любимые блюда, одежда, праздники, сказки.

Напоминает детям о том, что недавно читали и обсуждали сказки детского татарского писателя. «Как его зовут?» (вывешивает на доске портрет – Абдуллы Алиша, иллюстрации к знакомым сказкам)

 Игра «К какой сказке подходит пословица?» (по сказкам А. Алиша)

Воспитатель предлагает детям при объяснении использовать слова помощники – «потому что», «поэтому», «так как»…

Педагог предлагает пословицы:

«Одному в поле – горе, а вместе всем -  раздолье»

«Цену вещи узнаешь, как потеряешь»

«Труд кормит, а лень портит»

 Игра-рассуждение «Чему учит каждая сказка!»  («Лошади», «Два петуха», «Пчела и оса") (передается клубок по кругу, у кого клубок тот и говорит)

Воспитатель обобщает: «так и люди разных национальностей (русские, татары. чуваши,  …) , чтобы жить хорошо  должны держаться вместе, быть едиными, дружить, чтобы страна крепла,  трудиться, чтобы страна процветала.!»

- К сожалению, часто бывают, что люди ссорятся. Не секрет и у нас в саду ребята иногда не могут договорится, жалуются, ябедничают, как в сказке «Два петуха», предлагаю вам

Игру «Мирилка»

«Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня скачи от меня!»

Упражнение на дыхание: «Петушок»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «у-у-у», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Этюд – пантомима «Петух ходит по двору

- ссорится

-жалуется

-дерется

-мирится

-испугался

- скучает…»

Воспитатель предлагает пересказать сказку «Два петуха», обыгрывая пересказ игрушками –белым и черным петушком, записать сказку на диктофон, дать послушать Руслану, когда он приедет. Педагог дает установку:

 «Давайте вначале сказки вы расскажите о том, где и с кем жили петухи, как они себя вели.

В середине сказки расскажите о том, что сделала бабушка с петухами.

В конце сказки расскажите о том, как себя чувствовали петухи, как изменилось их поведение»

Воспитатель обобщает:

Сегодня мы ближе познакомились с творчеством татарского писателя А. Алиша. У каждого народа есть свои писатели, которые придумывали интересные,  поучительные сказки, как и Абдула Алиш. Давайте посмотрим еще раз на карту нашей страны, посмотрите сколько здесь много городов, в них живут люди разных национальностей. Но все мы живем на территории России. Сейчас я прочитаю вам отрывок стихотворения украинской поэтессы Натальи Забилы:

«Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –

Им дальний путь не труден.

Знакомый голос твой, Москва,

Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям

О нашей мирной жизни.

Как счастливо живётся нам

В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной»

Дети ловят мяч, бросают и отвечают:

На русском

На татарском

На чувашском

На башкирском

На бурятском

На украинском

На белорусском

На грузинском

На армянском

Дети вспоминают и называют имя – Абдулла Алиш

Перечисляют названия сказок, которые они слушали.

Слушают. Объясняют к какой сказке подходят пословицы

Например:

К сказке «Лошади», потому что в этой сказке три лошади не послушались вожака – Рыжую лошадь, не захотели держаться вместе, отстали от табуна. Поэтому с ними случилась беда – на лошадей напал медведь, они упали в овраг, и переломали себе ноги.

К сказке «Два петуха, так как в этой сказке говорится о петухах, которые все время ссорились и ябедничали друг на друга бабушке, а когда их разлучили, им стало скучно друг без друга жить»

К сказке «Пчела и оса», потому что в этой сказке пчела трудилась – делала сосуд для хранения меда, всегда сыта была и поэтому получила разрешение собирать мед со всех цветов, а оса ленилась, была голодна, и не смогла сделать хороший сосуд для хранения меда, поэтому не получила разрешения собирать мед со всех цветов. Пчелу стали уважать, а осу – нет»

Дети рассуждают, отвечают:

Слушаться старших, держаться вместе, не ссориться, дружить, прощать, трудиться…

Дети внимательно слушают

Дети повторяют

«Мирилку» в разном темпе, с разной силой голоса.

Дети выполняют упражнение

Дети выразительно изображают действия петуха.

Дети пересказывают сказку используя кукол настольного театра – черного и белого петуха.

Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.  Рассматривают.

Формирование грамматического строя речи.

Расширение представлений о многообразии языков народов России.

Развитие интереса к творчеству писателя.

Развитие связной речи. Умение строить доказывающие высказывания.

Развитие мышления, памяти, речи.

Формирование нравственных качеств.

Развитие интонационной выразительности речи, дикции.

Развитие дыхания

Развитие мимики, выразительности движений.

Развитие связной и выразительной монологической речи

Формирование представления о том, что Российская Федерация

(Россия) — огромная многонациональная страна.

Оценочно-рефлексивный

Подводит итог образовательной деятельности, подчеркивает правильность, выразительность ответов, интересуется в чем дети встретили затруднения, что было для них особенно интересным.

Принимают участие в обсуждении, рассказывают об удачных, интересных моментах и возникших трудностях.

Формирование положительных эмоций от деятельности.

Ориентирование на значимость проводимой деятельности.

*** Задание для дошкольников с особыми возможностями здоровья

Педагог помогает пересказать сказку «Два петуха», взяв на себя роль одного из персонажей (петуха или бабушки).

Приложение 1

«Два петуха»  А. Алиш

Жили у бабушки два петуха: один белый, другой чёрный. Очень любила бабушка обоих петухов. Только были они большие забияки — всегда дрались.
Начнёт бабушка петухов кормить. Белый кричит: «Почему мне мало корму?» А Чёрный вторит: «Зачем клюёшь моё зерно?» И готова драка.
Однажды бабушка вышла во двор, смотрит: петухи дерутся. «Что мне с ними делать?» — подумала она. Пожурила драчунов, прикрикнула на них. Петухи притихли, а как только бабушка ушла, опять накинулись друг на друга. Только перья летят. Устали драться, пошли жаловаться бабушке. Белый Петух ябедничает: 
—      Бабушка, бабушка, Чёрный меня исколотил. Я весь в синяках. 
Чёрный петух кричит:  
—      Не верь ему, бабушка, он сам меня исклевал. 
Бабушке надоели драки и жалобы.  
Она ничего не сказала, взяла Чёрного Петуха под мышку и пошла с ним куда-то. «Попаду я сегодня в суп»,— подумал Чёрный, сидя у бабушки под мышкой.
А бабушка отнесла Чёрного Петуха к соседям и оставила его там на три дня и три ночи. 
Скучно стало Белому Петуху. Не ест, не пьёт. На четвёртый день говорит Белый Петух бабушке: 
—      Бабушка, принеси Чёрного. Скучно мне без него. Никогда больше не буду с ним драться. 
—      Ладно,— говорит бабушка.— Если так, принесу. Только, чур, не драться, а то один из вас угодит в суп. 
Так сказала бабушка и принесла домой Чёрного Петуха. 
А Чёрный тоже соскучился у соседей. Обрадовались петухи и дали друг другу слово никогда больше не драться. 
Теперь Чёрный Петух и Белый Петух живут дружно, и бабушка любит их ещё больше, чем раньше.

Приложение 2

«Лошади»  А. Алиш

На широком лугу пасся табун лошадей.

Привольно было лошадям на этом лугу, досыта наедались они сочной травы, вдоволь пили чистой родниковой воды.

Лошади были красивы и резвы: шеи у них выгнуты дугой, ноги стройные, сильные.

Пастуха при табуне не было. Самая умная и быстроногая лошадь с белой звёздочкой на лбу - Рыжая - была у них за вожака. Зазвенит колокольчик на шее Рыжей - и спешат лошади к ней.

Как-то раз устала Рыжая, захотелось ей отдохнуть. Собрала она всех лошадей и сказала:

-      Если не будете вместе пастись, разбредётесь кто куда - пропадёте. Держитесь    дружно, и всё будет хорошо.

Весь день ходили лошади табуном. Да вот к вечеру три лошади позабыли советы вожака. Отстали от табуна.

Только подались в сторону, бредёт навстречу медведь - огромный, страшный. Так испугались лошади, что поскакали, не разбирая дороги. Долго гнался за ними медведь. Доскакали они до глубокого оврага. Хотели перепрыгнуть - не хватило сил. Попадали они в овраг и переломали себе ноги.

А к утру отстали от табуна ещё три лошади. И им тоже пришлось вспомнить слова вожака. Скачут лошади, вдруг - серый волк. Не помня себя, разбежались они в разные стороны. Набросился волк на одну лошадь, схватил её зубами за горло, повалил и загрыз. Остальные лошади побежали к табуну. Рассказали они всё Рыжей и покаялись. Тряхнула Рыжая   головой, зазвонил колокольчик, и весь табун собрался вокруг неё. И сказала Рыжая:

-      Теперь сами видите: правду я вам говорила.

Снова тряхнула Рыжая головой, зазвонил колокольчик, и повела она лошадей пастись на луг.

Приложение 3

«Пчела и оса»  А. Алиш

Когда-то Повелитель Цветов   бросил во все страны клич:

-      Кто изготовит лучший сосуд для хранения мёда, тому в награду позволю собирать мёд со всех моих цветов.

Все насекомые взялись за работу. Каждому хотелось получить обещанную награду.

Скоро насекомые явились к Повелителю Цветов с готовыми сосудами. Каждый говорил:

-      Повелитель! Вот хороший сосуд. Попробуй, положи в него мёд. Повелитель Цветов испробовал все сосуды и сказал:

-      Я вижу, вы поторопились, идите обратно. Ваши сосуды не годятся. Назначаю вам новый срок.

Пчела и Оса тоже хотели получить награду. Трудолюбивая Пчела работала и днём, и ночью.  А ленивая Оса утром немного повозится, а чуть солнышко пригреет - и на отдых, её уже ко сну клонит. 

Повстречались как-то Оса с Пчелой.

-      Приходи ко мне в гости, сестрица Пчела,- сказала Оса.- Посмотри мою работу. Наверное, кое-что нужно исправить - ты поможешь мне.

-      Так и быть,- говорит Пчела,- приду. А сегодня ты приходи ко мне в гости, буду ждать тебя.

Пчела угостила Осу на славу. Оса все смотрела на сосуд Пчелы и похваливала:

-      Ты лучшая из мастериц!    Как это ты сделала такой прекрасный сосуд?

-      Мы с тобой подруги,- сказала Пчела,- и я открою тебе тайну. Чтобы сделать то, что задумала, надо трудиться не жалея сил, не откладывать дело на завтра. Я работала так, вот у меня и вышел хороший сосуд.

Шли дни за днями. Настало время Пчеле пойти в гости к Осе.

Сделала Пчела всё, что надо по хозяйству, нарядилась получше и полетела проведать Осу.

Прилетела, а Оса лежит - ноги кверху, глаза закрыты, усики повисли.

-      Здравствуй, сестрица Оса,- сказала Пчела. - Отдыхаешь после работы или, может быть, захворала?

-      Ох, сестрица Пчела, чуть дышу,- пролепетала Оса слабым голосом.

Ленивая Оса нарочно больной притворилась - нечем ей было угощать Пчелу. Сколько собрала утром мёду, всё съела. К вечеру самой есть нечего, не до гостей. Совсем разленилась Оса, и сосуд её стоит недоделанный.

Настал наконец срок, назначенный Повелителем Цветов. Прилетели к нему насекомые со своими сосудами, прилетели и Пчела с Осой.

Повелитель Цветов положил мёд во все сосуды. Сосуд Осы не удержал мёда, расклеился. А сосуд Пчелы очень понравился Повелителю Цветов. Он осмотрел его внимательно и сказал:

 -     Видно, что ты много потрудилась. Твой сосуд - самый лучший. Разрешаю пчёлам со всех моих цветов собирать мёд.

С тех пор трудолюбивые пчёлы со всех цветов собирают мёд, живут хорошо, и все их уважают, а ленивые осы и теперь кое-как перебиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию. Тема: « Составление сказки по схеме»

Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на псих...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию « Поможем Зимушке-Зиме».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.Образовательная область – речевое развитиеТема – « Поможем Зимушке-Зиме.»Группа – дети 5-6 лет...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему «Прогулка по лесу»

Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группе по познавательному развитиюна тему «Прогулка по лесу»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»»

Помогаем детям замечать изобразительно-выразительные средства. Обогащаем словарь детей эпитетами, сравнениями. Упражняем детей  в подборе синонимов. Способствуем развитию у детей мыслительные опе...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»...