Паспорт проекта «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора».
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Пущиенко  Наталья Валерьевна

Актуальность

     В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Как же научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя? Этому поможет театр.    

     Театр - один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием эмоциональный настрой и нередко - выходить через театрализованную игру из конфликтных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx44.55 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_proekta_teremok.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта                                                               «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора».

Актуальность

     В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Как же научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя? Этому поможет театр.    

     Театр - один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием эмоциональный настрой и нередко - выходить через театрализованную игру из конфликтных ситуаций.

Автор проекта: воспитатели.

Тип проекта: творческий.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

По характеру контактов: ребенок, педагог, родители в рамках трёх возрастных групп.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Руководитель: воспитатель подготовительной группы.

Средства реализации: помощь родителей.

Цель проекта: формировать представления у детей старшего дошкольного возраста о национальностях      (русские, татары, мордва, чуваши), используя  средства интонационной выразительности.

Задачи проекта:

Образовательные

  • Изучить сказки народов, проживающих на территории нашей области (русские , татарские, мордовские,  чувашские)
  • Показать нравственную позицию народов по отношению друг к другу через театрализованную деятельность.
  • Использовать средства интонационной выразительности (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса, в зависимости от содержания)
  • Делать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью, стремиться к тому, чтобы навыки, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, они смогли применять в повседневной жизни,

Развивающие

  • Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость,  которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки.
  •  Развивать артистические способности детей, умение передавать эмоциональное состояние героев невербальными средствами общения (мимикой, жестами, позой).
  • Пополнять словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую речь, их выразительность.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей любовь и интерес к сказке; прививать навыки вежливого поведения;
  • Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
  • Воспитывать культуру общения.

Проблема: толерантность к разным национальностям - многонациональная группа. В течение дня обсуждались национальности в группе, и у детей возникла идея вечера дружбы. Было принято решение поставить многонациональную сказку.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: ориентирует, создает мотивацию у родителей к совместному мероприятию; ориентирует родителей на активное участие в жизни ребенка.

Дети: с уважением относятся к родителям; совместно со взрослыми читают и изучают русские народные сказки, чувашские, мордовские, татарские сказки. Проявляют творческую активность; проявляют умение общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности.

Родители: совместное творчество родители – дети; проявляют интерес к проблеме проекта, поддерживают детей эмоционально; реализуют творческие замыслы ребенка; совместно участвуют в мероприятии. родительское собрание                                         Привлекание родителей для оформления декораций к сказке и пошиву костюмов совместно с детьми; оформление  фотовыставки;, проведение родительского собрания, предоставление родителям фото и видео материалов выступлений;информирование родителей через сайт группы: логин: gruppakroxa@mail.ru; пароль: gruppa137.

                                                                                                                                                                                Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:                                                                                                                         Методы и формы работы

  • Чтение с детьми национальных сказок: «Теремок»
  • Беседа по содержанию.
  • Рассматривание иллюстраций, обсуждение характера героев.
  • Изготовление костюмов для персонажей.
  • Подборка оформления сцены.
  • Прослушивание сказки с соответствующим музыкальным сопровождением.
  • Просмотр мультфильма «Теремок».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Подвижные игры: «Теремок»
  • Распределение ролей и заучивание слов.
  • Изготовление декораций, подборка костюмов.

Материально-техническое: использование материалов педагогов (сеть Интернет); Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта 

  • настольные театры: «Теремок»,  «Репка», «Курочка Ряба»
  • пальчиковый театр: «Теремок», «Репка» ,«Курочка Ряба»
  • костюмы к сказке «Репка»
  • сюжетные картинки по национальным костюмам
  • дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»,
  • мозаика «Репка»
  • рисование «Любимого героя сказки «Теремок»

Ожидаемый результат проекта:

Внутренние продукты:  возможность каждой желающей семье принять участие в групповой выставке, использование продуктов детской деятельности для выставки, на занятиях. Дети  пользуются настольным и пальчиковым театром. Передают характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.

Внешние продукты: участие со сказкой в конкурсах, выставках (ДОУ, городских), подарок (родителям, сотрудникам ДОУ, малышам)

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

  • Определение цели и задач проекта.
  • Составление плана реализации проекта (основного этапа проектирования).
  • Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, поговорки, пословицы, энциклопедический материал и пр.) по теме.
  • Изучение Интернет-материалов.
  • Изучение методической литературы.
  • Разработка проекта оформления РППС
  • Разработка конспекта НОД
  • Оповещение и вовлечение родителей в тему проекта.
  • Родительское собрание

2. Основной этап

  • Чтение с детьми национальных сказок «Теремок»
  • Беседа по содержанию сказки «Теремок»
  • Просмотр мультфильма «Теремок»
  • Проведение НОД по теме проекта «Пересказ русской народной сказки «Теремок» методом моделирования»
  • Беседы: виды театра, правила поведения в театре; работники театра.
  • Подвижные игры: «Репка»
  • Продуктивная деятельность совместно с детьми.
  • Подготовка и показ презентаций по национальностям  Нижегородского края.
  • Взаимодействие с родителями в ходе проекта: изготовление декораций, подборка костюмов. Театральные костюмы: русские национальные костюмы , татарские национальные костюмы , чувашские национальные костюмы , мордовские национальные костюмы с привлечением родителей.
  • Постепенное наполнение РППС во время развития проекта: изготовление атрибутов.
  • Совместная с детьми деятельность:  распределение ролей воспитателями совместно с детьми.
  • Фиксирование всех этапов и форм проведения проекта (фоторепортаж).
  • Игра-драматизация  - инсценировка сказки детьми с привлечением родителей к творческой деятельности.
  • Подбор музыкального сопровождения.Распределение ролей по выбору детьми.

  Ведущий 1   Ведущий 2     Комар    Муха    Мышка   Лягушка   Петушок

  Курочка  Лиса  Медведь

            

  • Ход представления
  • Музыкально-театрализованное представление с использованием национально – регионального компонента для детей старшей группы.

Ведущий 1

Область моя, как сказочный дом.                                                                     Всем нам уютно и радостно в нём,                                                                   Русские, татары, чуваши, мордва                                                                       Каждому в крае найдутся дела.

Богата культура народностей древних                                                                  И нет здесь последних и нет у нас первых.

Всё в нашем доме мы делаем вместе -                                                          Одни сказки читаем, поём одни песни,                                                            Любим лепить, рисовать ,танцевать                                                                      И край наш великий навек прославлять.

Ведущий 2

Под березкой, невысок, стоит чудо-теремок.                                                                                                   В нём окошечки резные,                                                                                                    Ставни чудо расписные,                                                                                 Комнатками полон дом .

 Ну, а в тереме живут гостеприимство и уют!                                              Только нет хозяев тут…                                                                                         Да они уж вот, идут!

Выбегает Комар-пискун и Муха-горюха

 (их исполнители одеты в татарские народные  костюмы, звучит татарская музыка)

Комар-пискун

Вот так терем! Просто чудо!
Появился он откуда?                                                                                                     На двери висит замок.                                                                                           Кто его открыть бы мог?                    
Муха-горюха                                 Повернули, покрутили,                    Постучали – и открыли!

Вместе

Будем в домике мы жить,

Будем песни петь, дружить!

Ведущий 1

Не пришлось долго скучать Комару и Мухе.

Глядь к домику бегут Мышка и Лягушка.

Выбегают Мышка и Лягушка

(их исполнители одеты в мордовские народные  костюмы, звучит мордовская музыка)

Мышка

Познакомьтесь, Мышка я,

Брожу по лесу я.

Ищу себе домишко,

В котором есть друзья.

Лягушка

Ква-квакушка я, друзья,

Звать Лягушкою меня!

По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу.

Мышка

Двери отворяйте, в дом нас принимайте!

Стучат в двери домика.

Муха (гостеприимно).

Проходите, очень рады!

Ведущий 2

В теремке не унывают,

Весело все поживают.

Прибегают Курочка и Петушок

(их исполнители одеты в чувашские народные  костюмы, звучит чувашская музыка)

Курочка

Посмотри-ка, Петушок,

Что за чудо-теремок! (стучат)

Может, пустите в соседки

Неугомонную наседку?

Буду в доме убирать,

Огород сажать, полоть и поливать.

Петушок

Рано буду я вставать,

Чтобы солнышко встречать.

Каждый день, как ни крути,

Должен даром не пройти.

Лягушка

Проходите, не стесняйтесь

И за дело принимайтесь.

Ведущий 1

Хорошо всем  в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…


Прибегают Лиса и Медведь

(их исполнители одеты в русские народные  костюмы, звучит русская музыка)

Лиса

До чего красивый дом…

Нам найдется место в нём?

Курочка

Проходите, хватит места,

В нашем тереме не тесно.

Лиса

Я, Лисичка, я, Лиса,

Всему свету я краса.

И среди лесных зверей

Всех в округе я хитрей!

Медведь

Познакомьтесь: я – Медведь,

Умею громко я реветь (ревет).

Могу лапами махать

Не дам вам в тереме скучать.

Ведущий 2

Терем жил да поживал,

В нем никто не унывал.

Курочка                                                                                                                  Уж мы будем, мы будем дружить,

Будем в тереме весело жить.

Петушок                                                                                                                             И работать, и петь, и плясать,

И друг другу во всем помогать.

Ведущий вместе

Область моя, как сказочный дом.

Всем нам уютно и радостно в нём,

Все это, друг мой, куда ты ни глянь

Для дружбы народов.

Нижегородский наш край!

Деятельность

Виды деятельности

Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Творческие игры

—сюжетно-ролевые «В театре»;

—игры-драматизации «Репка», «Колобок», «Теремок»;

—театрализованные;

Игры с правилами:

—дидактические «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»);

—подвижные «Репка»

—развивающие; Игра «Превращение»

Игра «Волшебная палочка», «Эхо», «Кто за кем», «Что изменилось», «Скажи наоборот»

—музыкальные -«Спой как мышка», «Покажи и назови»»

Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

- тематическая неделя « Мой город – Дзержинск»;

- тематическая неделя «Наше Отечество»;

- презентация «Нижегородский край – национальность русские»;

- презентация «Нижегородский край – национальность татары»;

- презентация «Нижегородский край – национальность чуваши»;

- презентация «Нижегородский край – национальность мордва»

Изобразительная деятельность — форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт

- лепка героев сказок;

- раскрашивание иллюстрации по сказкам;

- работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок;

-аппликация на тему сказки;

-комплексные занятия по теме.

-просмотр игрового спектакля.

-прослушивание и обсуждение музыкального сопровождения сказки;

- сказка «Теремок» на 8 Марта с музыкальным сопровождением.

Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции

- образное имитирование героев сказок;

- включение подвижных игр с имитацией движения героев.

  • Комплекс утренней гимнастики –«Вершки и корешки», «Репка»
  • Подвижные игры – «Репка»

Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.

-прослушивание и обсуждение музыкального сопровождения сказки;

- Сказка «Теремок» на 8 Марта с музыкальным сопровождением

Восприятие художественной литературы и фольклора — форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях

- использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказки.

- вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

-имитация особенностей речи героев сказки;

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);             -  поддерживать и завершать диалог (учитывать условия и ситуацию; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора;

- слушание сказок;

- вопросы воспитателя по сказке;

- рассматривание иллюстраций книг;

- тематические занятия, беседы;

- пересказ сказок: совместный с воспитателем, самостоятельный, пересказ по ролям.

- знакомство и чтение сказки;

- слушание русской народной сказки « Теремок» на диске;

-просмотр мультфильма «Теремок».

Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя

- пение детских песенок

- разучивание танцевальных движений

музыкального сопровождения сказки;

- сказка «Репка» на утренике с музыкальным сопровождением.

- музыкально-художественная деятельность;

- развитие музыкальности

- прослушивание и обсуждение звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»

3. Завершающий этап

  • Оформление группы продуктами детской деятельности.
  • Вручение дипломов, сертификатов, благодарностей и пр. участникам проекта
  • Оформление «фоторепортажа»
  • Проведение досуга
  • Участие в конкурсе «Солнышко в ладошках», «Пасхальный колокольчик»
  • Мастер- класс для педагогов ДОУ

 

Использованная литература:

1. Евдокимова Е.С.  «Технология проектирования в ДОУ»; -М. 2006г.

2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год

3. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод, пособие, 2009 год                                                                                                           4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год          5. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.Мозаика – Синтез 2008год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 137 Дзержинск, Нижегородская область «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора». (старший возраст) Выполнила: воспитатель Пущиенко Н.В.

Слайд 2

Актуальность В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Как же научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя? Этому поможет театр. Театр - один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием эмоциональный настрой и нередко - выходить через театрализованную игру из конфликтных ситуаций.

Слайд 3

Тип проекта: творческий на один год Возраст детей: 5 - 7 лет Цель проекта: формировать представления у детей старшего дошкольного возраста о национальностях (русские, татары, мордва, чуваши), используя средства интонационной выразительности.

Слайд 4

Задачи Образовательные Изучить сказки народов, проживающих на территории нашей области (русские , татарские, мордовские, чувашские) Показать нравственную позицию народов по отношению друг к другу через театрализованную деятельность. Использовать средства интонационной выразительности (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса, в зависимости от содержания) Развивающие Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки. Развивать артистические способности детей, умение передавать эмоциональное состояние героев невербальными средствами общения (мимикой, жестами, позой). Пополнять словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую речь, их выразительность. Воспитательные Воспитывать у детей любовь и интерес к сказке; прививать навыки вежливого поведения;

Слайд 5

Ожидаемые результаты Ожидаемый результат проекта: Внутренние продукты: возможность каждой желающей семье принять участие в групповой выставке, использование продуктов детской деятельности для выставки, на занятиях (как часть раздаточного материала). Дети пользуются настольным и пальчиковым театром. Передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Внешние продукты: участие со сказкой в конкурсах, выставках (ДОУ, городских), подарок (родителям, сотрудникам ДОУ, малышам)

Слайд 8

Подготовительный этап Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта (основного этапа проектирования). Подбор художественной литературы Изучение Интернет-материалов. Изучение методической литературы. Разработка проекта оформления РППС Разработка конспекта НОД Оповещение и вовлечение родителей в тему проекта. Родительское собрание

Слайд 9

Основной этап Чтение с детьми национальных сказок «Теремок» Беседа по содержанию сказки «Теремок» Просмотр мультфильма «Теремок» Проведение НОД по теме проекта «Пересказ русской народной сказки «Теремок» методом моделирования» Беседы: виды театра, правила поведения в театре; работники театра. Подготовка и показ презентаций по национальностям Нижегородского края. Взаимодействие с родителями в ходе проекта: изготовление декораций, подборка костюмов. Театральные костюмы: русские национальные костюмы , татарские национальные костюмы , чувашские национальные костюмы , мордовские национальные костюмы с привлечением родителей. Совместная с детьми деятельность: распределение ролей воспитателями совместно с детьми. Фиксирование всех этапов и форм проведения проекта (фоторепортаж). Игра-драматизация - инсценировка сказки детьми с привлечением родителей к творческой деятельности. Подбор музыкального сопровождения. Распределение ролей по выбору детьми. Ведущий 1 Ведущий 2 Комар Муха Мышка Лягушка Петушок Курочка Лиса Медведь

Слайд 10

Заключительный этап Оформление группы продуктами детской деятельности. Вручение дипломов, сертификатов, благодарностей и пр. участникам проекта Оформление «фоторепортажа» Проведение досуга Участие в конкурсе «Солнышко в ладошках», «Пасхальный колокольчик» Мастер- класс для педагогов ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная  деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для по...

Презентация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора» (старший возраст)

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию соб...

Проект "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Тип проекта: ролево-игровойПродолжительность: краткосрочныйс 15.02.2021г. по 22.02.2021г.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.Актуальность: Ранний возр...