"Птицы весной"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Образовательная область: речевое развитие. Конспект непосредственно образовательной деятельности  на тему: «Птицы»

Задачи:

Обучающие: продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца Составлять ситуативные высказывания по содержанию картины. Познакомить с новыми словами: шанкарч, хура тесле, весет. Закрепить ранее изученные слова:суркунне, кайак, весет, хевел.  Формировать навыки правильного произношения чувашских звуков:а, е.с.

Развивающие: развивать речь, внимание память.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них,   бережное отношение к  природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chuvashskomu_yazyku.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

«МДОУ «Детский сад №5 г.Канаш ЧР

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по обучению чувашского языка

на тему «Птицы».

Средняя группа

Воспитатель: Александрова Марина Алексеевна,

воспитатель первой квалификационной категории.

2017г

Конспект непосредственно образовательной деятельности  на тему: «Птицы»

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца Составлять ситуативные высказывания по содержанию картины. Познакомить с новыми словами: шанкарч, хура тесле, весет. Закрепить ранее изученные слова:суркунне, кайак, весет, хевел.  Формировать навыки правильного произношения чувашских звуков:а, е.с.

Развивающие: развивать речь, внимание память. 

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них,   бережное отношение к  природе.

Демонстрационный материал: запись песнен птиц, рисунок с изображением  грача, скворча, жаворнонка;  картина весна, маска кошки.

Ход занятия.

_Сывлах сунатап ачасем.

_Сывлах сунатпар.

_Давайте ребята вспомним песни, как медвежонок лакомиться вкусным медом : а –а –а! (губы слегка закругляются, язык отходит вглубь от нижних зубов).

Вторую песню, как медведица зовет своего малыша: е-е-е (губы округлены, язык продвигается вперед, касается нижних зубов).

Тут подул теплый ветерок: с-с-с (язык поднимается к твердому небу, между верхними и нижними рядами зубов получается большая щель).

Игра «Эхо».

- Молодцы ребята! А давайте сейчас поиграем в игру « эхо».  Я говорю, а вы повторяете за мной.

Ша-ша-ша – суркунне аша;

Хе-хе- хе – хевел пахать;

Си-си-си – сил верет.

- Маттур, ачасем!

- А о чем мы сегодня с вами будем разговаривать, скажете отгадав загадку.

Я раскрываю почки в зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю

Движения полна. Зовут меня             ( весна). (Показ картины)

-Какое сейчас время года? Хале менле вахат?

- Хале суркунне.

- Суркунне аша-и?             Суркунне аша.

- Сил вереть –и?                 Сил верет.

- Хевел пахать –и?              Хевел пахать.

Составление рассказа по картине: Хале суркунне. Суркунне аша. Сил верет. Хевел пахать. (2-3 реб повтроряют).

- Ребята, а кто (какая птица) приносит весну на своих крыльях? (*Грач)

Грач – это кто? –Птица!    

_А как будет птица по чувашски?  - Кайак.

- Ку мен? –Ку кайак,

-Кайак мен тавать?  Кайак весет.(ларать, сикет).

Когда птиц много к слову кайак прибавляется сем получается кайаксем.

-_Давайте сейчас мы превратимся в птиц: закроем глаза и посчитаем до пяти по чувашски.

- Перре, икке, висе, таватта, пиллек. Кусесене усар.

Физкультминутка

Кайаксем весессе

Вессен-вессен ларассе

Ларсан- ларсан тарассе

Малалла весессе.

_-Ребята, а какие птицы прилетают весной с юга? (Грачи, скворцы, жаворонки).

Показ картины. Ку курак. Ку шанкарч. Ку тари.

Пальчиковая гимнастика «Курак»

Курак килет, пата сакать

Чеппи килет, су ярать

Ашше килет- аш ярать

Амаше килет – ситерет.

Рассказ про птиц.

- Ку  курак. Курак хура тесле. Курак весет(, юрлать).

-Ку шанкарч..  Шанкарч  хура тесле. Шанкарч весет.

- Ку тари. Тари хамар, сара тесле. Тари юрлать.

Игра «Шанкарчсем тата кушак»

Вессе килчес кайаксем, печек-печек кайаксем

Хаваслан сикессе, перчесем сиессе.

 - Кушак килет. (Ачасем тарасссе).

Игра «Собери картину» (3 группы собирают картины и рассказывают о птицах).

Молодцы, ребята, давайте сейчас вспомним какими новыми словами познакомились?

- Сыва пулар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПТИЦЫ ВЕСНОЙ (обобщающая беседа о птицах (скворец, утка)

З а д а ч и: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использ...

Календарно- тематическое планирование на тему "Весна. Звери и птицы весной"

Разработаны групповые и индивудуальные занятия....

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.

Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме

Практический  материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...