РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Инна Сергеевна Абалакина

Одним из существенных признаков формирования личности у ребенка является овладение речевыми навыками. Оно происходит в несколько этапов и его успех напрямую зависит от внимательности и заинтересованности родителей.

Наиболее интенсивно и продуктивно осуществляется развитие речи у детей 3-4 лет. Именно в этом возрасте ребенок уже способен формулировать свои мысли понятно для окружающих, высказывать собственное оценочное мнение, строить предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_3-4-_let.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.

В возрастном периоде до четырех лет ребенку крайне важны занятия по развитию речи, поскольку именно в это время малыш ощущает себя индивидуальной личностью и способен познавать без помощи родителей внешний мир.

Важным моментом в речи ребёнка трёх лет является активизация речевого механизма, который руководит фразовой речью. Ребёнок уже прошёл период осмысленной речи, это 2-3 года, где главное место занимало слово, а не звук. Теперь Ребёнок сам строит предложения, да, конечно он ещё интуитивно распределяет роли между членами предложения. Но уже в этом возрасте дети способны создавать сложные предложения, они запоминают большое количество стихов.

Что касается “словаря” ребёнка – он достаточно объемный. Открыв люблю книгу про развитие речи Вы можете увидеть, что все авторы называют возраст трёх лет – возрастом “речевого взрыва”! Да, это именно так! В этот период Ребёнок осваивает так много и так быстро слов и предложений, что порой не успевает за ними.

Звуковая сторона слов пополняется новыми звуками. В активном словаре ребёнка появляются шипящие звуки, З, Ы, так же можно услышать твёрдое Л. Некоторые дети даже могут освоить звук Р, но многие начинают его говорить позже, в этом нет ничего страшного.

Этап развития речи 3-3,5 интересен тем, что ребёнок не различает смысловые роли звуков речи, которые похожи по звучанию, поэтому и горит “зивот” вместо “живот” и т.п. Почему это нормально? Ребёнок находится на этапе, на котором ещё имеет право не различать данные звуки, он в периоде нерасчлененного фонетико-фонематического развития. Звуки малыш произносит неправильно, так как язык не справляется ещё с воспроизведением нужных поз, все это оправдано физиологической незрелостью речевого слуха и мышц языка. Но хочу заметить, что даже такое не вполне развившееся речевое мышление позволяет ребёнку понять, что одним словом обозначается не один предмет, а целая группа (класс предметов): собака – все собаки, папа – все папы.

Дети учатся классифицировать предметы, они разделяют их по темам и запоминают их уже не только на чувственной основе как раньше (как пахнет, какой на ощупь), а на основе ведущих признаков и логических ассоциативных связей. Ребёнок знает, что кошка, корова, собака – животные; а стол, стул, кровать – мебель. Если же Ребёнок 4 лет не понимает, не может это сделать, то Вам стоит обратить на это внимание. Так как это может означать о задержке психического развития или плохой памяти на сами слова, на их звучание.

Дети так же овладевают не только словами с одним корнем, но и словами в которых есть суффиксы, приставки, окончания. А это означает, что Ребёнок устанавливает связь с понятием “количество” за это отвечают почти все суффиксы, понятием “пространство” за это отвечают приставки, а суффиксы глаголов – понятие о времени.

Особенности развития речи детей 3-4-х лет

Несмотря на стремительное прогрессирование интеллектуальных возможностей ребенка в рассматриваемом возрасте, не следует ожидать от него взрослых и грамматически правильных формулировок. Важно помнить о некоторых ошибках и речевых нюансах, свойственных малышам 3-4-х лет:

  • некорректное использование слов в контексте фразы;
  • опускание части звуков или окончаний в труднопроизносимых словах;
  • переставленные местами слоги;
  • неправильный порядок букв в длинных словах;
  • грамматические ошибки при разговоре;
  • утрата сути услышанной истории или сказки.

При этом кроха может отвечать на поставленные вопросы несколькими простыми предложениями, описывать предметы, их свойства. Некоторые дети даже придумывают собственные слова и подбирают к ним созвучные рифмы.

Динамика развития речи ребенка 3-4-х лет

Описываемый возраст характеризуется наиболее интенсивной интеллектуальной деятельностью, информация воспринимается и усваивается максимально хорошо и быстро, малыш моментально запоминает много новых слов.

Согласно нормам развития речи детей 3-4-х лет ребенок должен уметь следующее:

  1. Формировать простые, из 2-4 слов, предложения. Постепенно их длину необходимо увеличивать до 5-6 слов.
  2. Знать и четко произносить свое имя, фамилию и адрес. Называть по имени родителей.
  3. Управлять громкостью и силой голоса, понимая, что означает «тихо» и «громко».
  4. Относить предметы к определенным группам – игрушки, посуда, одежда, мебель.
  5. Подробно описывать увиденное или представленное, например, рассказывать о прогулке в парке.
  6. Дословно повторять за взрослыми песенки и детские стишки. Знать несколько рифмующихся строчек.
  7. Называть по 1-2 признаку каждого объекта – цвет, величину, структуру (мягкий или жесткий).
  8. Указывать характерные действия, издаваемые звуки для разных животных, говорить, чем занимается человек определенной профессии.
  9. Четко и понятно формулировать свои желания и потребности, обосновывая их и подкрепляя аргументами.
  10. Понимать и описывать причинно-следственную связь и последовательность действий, необходимых для достижения цели.

Сенсорные игры помогают правильно составить представления обо всех свойствах предметов, окружающих нас: их цветовой гамме, форме, размере, местонахождении в пространстве, вкусе и запахе.

Сенсорное развитие способно:

  • повышать у детей внимательность;
  • наблюдательность;
  • расширить словарный запас малыша;
  • оказывать положительное влияние на слуховую, визуальную, моторную и образную память.

Дидактическая игра представляет собой определенный метод обучения. Она является крайне важной для интеллектуального воспитания детей. Во время проведения игры малыши начинают подражать взрослым, прислушиваться внимательно к словам учителей и делать в меру своих сил то, что от них требует педагог.

Психическое развитие детей раннего возраста подразумевает под собой усвоение предметной увлекательной игры, когда ребенок в игре умело начинает использовать различные предметы и постепенно переходит к сюжетно-обучающей игре. В ходе игры ребенок наблюдает за миром и познает для себя много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...