Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр, кроссвордов, ребусов. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы

«Моя семья»

Программные задачи. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр, кроссвордов, ребусов. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной  речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия: кроссворд, ребус. Познакомить с новыми именами: художники З.Серебрякова, Н. Богданов- Бельский, Ф. Решетников.

Предварительная работа. Беседы воспитателя с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники» и т. д.  Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений «Моя семья» Е. Гомоновой и «Моя родня» А.  Акима. Подготовка семейного альбома, рисунков и рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток – малюток на тему «Моя семья».

Материалы. Репродукции картин: Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «На террасе в Харькове», «За завтраком», Н. Богданов- Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик». Песни: «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой), «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой);  «Вальс-каприс» А. Рубинштейна. Видеозарисовки «Семейный портрет» с участием членов семьи и нескольких детей группы. Атрибуты для разыгрывания мини-сценок.

Ход занятия

               Воспитатель. Предлагаю начать наше занятие с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? Предлагаю вам разгадать кроссворд, имеющий прямое отношение к теме нашего занятия. Вам надо правильно назвать слова по горизонтали.

Вопросы кроссворда

Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)

Самый младший член семьи. (Ребёнок.)

Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я.)

Все нарядные с утра: я, братишка и … (сестра).

Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)

Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом.)

Самый радостный для каждого человека день, который бывает только

раз в году, и у каждого он с вой. (День рождения.)

             Воспитатель. А что такое ребус, вы знаете? Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано. Как вы думаете, что обозначает это слово – семья?

             Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинки, как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестёр

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

     

       В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Пословицы и поговорки о семье

Согласие да лад – в семье клад.

Согласную семью горе не берёт.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

В семье разлад – то и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Намёки да попрёки – семейные пороки.

Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.

В хорошей семье хорошие дети растут.

                  Воспитатель. Недаром в народе говорят: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья –  самая счастливая!» О счастливой семье у нас стихи есть «Что такое семья».

Воспитатель

Что такое семья?

Ребёнок

Папа мама и я,

Ребёнок

И сестрёнка моя –

Вот и вся у нас семья…

Воспитатель

- Ну а как же бабушки?

- Ну а как же дедушки?

- Что такое семья?

Ребёнок

Папа мама и я,

Ребёнок

Баба Зоя, баба Зина,

Ребёнок

Дедушки: Егор, Василий

Ребёнок

 И сестрёнка моя –

 Вот и вся у нас семья.

     Воспитатель

    - Ну а как же дяди?

    - Ну а как же тёти?

    - Что такое семья?

Ребёнок

Папа мама и я,

Ребёнок

Баба Зоя, баба Зина,

Ребёнок

Дедушки: Егор, Василий,

   Ребёнок

Тётя Аня, тётя Таня,

Ребёнок

Дядя Вова, дядя Ваня,

Ребёнок

И сестрёнка моя –

Вот и вся у нас семья.

    Ребёнок

    А братишек и сестрёнок

    Всех двоюродных называть -

    Так до вечера считать!

Загадки  

1. Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя ... родная!

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки

У любимой ... (бабушки)

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый  ... (дед)

                                                   

Физкультминутка

                                                    «Солнце спит и небо спит»

 Солнце спит и небо спит

 (Сложенные ладони к левой щеке и правой щеке.)

 Даже ветер не шумит.

 (Качаем поднятыми вверх руками.)

 Рано утром солнце встало,

(Подняли руки вверх, потянулись.)

Всем лучи свои послало.

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок,

(Качаем раскрытыми в стороны руками.)

Небо тучей заволок,

(Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал.

(Качание туловища влево - вправо.)

Дождь по крышам застучал,

(Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам,

(Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится всё ниже.

(Наклоны вперёд.)

Вот и спряталось за тучи,

 (Приседаем.)

Ни один не виден лучик.

(Встали, спрятали руки за спину.)

Воспитатель обращает внимание детей на картины, представленные на вернисаже. Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлениями от сюжета картины. По предложению воспитателя кто – то из детей читает стихотворение «Главное желание».

Ребёнок

Больше всего на свете

Хочу, чтоб накрыли стол,

И чтобы сегодня папа

Чуть-чуть пораньше пришёл,

И чтоб нарядилась мама

И улыбнулась всем,

И чтобы меня похвалили

За то, что молчу и ем.

Больше всего на свете

Хотелось бы так пожить!

И чтобы хватило времени

Со всеми

Поговорить…

Воспитатель приглашает детей к картине «Опять двойка!» Фёдора Решетникова. Не называя картины, предлагает внимательно её рассмотреть и задает им вопросы, связанные с сюжетом картины.

Кого вы видите на картине? Какое настроение у людей, изображённых на этой картине? Догадались ли вы, что случилось с мальчиком? Как бы вы сами назвали эту картину? А кто на картине не огорчён, а приветлив и радостен, и почему?

              Я приглашаю вас к волшебному экрану, который поможет ребятам рассказать о своей семье.  Три – четыре ребёнка на основе видеоматериалов рассказывают о своей семье.

Воспитатель. А вы ходите с родителями в театр? Какие театры вы посещали? Какие спектакли или концерты видели? Давайте и мы устроим у себя театр и сами разыграем небольшие спектакли… Воспитатель приглашает детей подготовиться для показа сценок

Какой же я?

Действующие лица: папа, мама, сын.

Сын. Говорят мне папа с мамой...

Папа. Ты у нас такой упрямый!

Все умылись и поели,

Только ты лежишь в постели.

 Мама. Сколько можно повторять,

Что пора тебе вставать!

Сын. Я умылся чисто с мылом

 -Мама сразу похвалила:

Мама. Вот теперь, сынок Алёша,

 Ты послушный и хороший!

Сын. Я всегда у них такой:

То хороший, то плохой!

Бабушка и внучка

Действующие лица: ведущий, внучка, бабушка.

Ведущий. У Кати два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.

Внучка. Скажи, бабушка, почему у меня всего по два, а язык один и нос один?

Бабушка. А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала!

Внучка. Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Бабушка. Ясно?

Внучка. Ясно!

Воспитатель. Как хорошо, когда вся семья вместе. А бывает это обычно по выходным дням.

Ребёнок.

Очень - очень счастлив я,

В сборе вся моя семья:

И папа со мной, и мама со мной,

Какой замечательный выходной!

Сегодня никто никуда не спешит,

Никто на работу с утра не бежит.

Мы просто все вместе по парку идём,

Играем, смеёмся и даже поём!

Воспитатель.

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней чем «Я».

Мы – семья,

И мы – друзья.

Мы – народ,

И мы – едины.

Вместе мы

Непобедимы!

Воспитатель. Детский сад – это тоже семья, и сегодня хочется запечатлеть нас всех вместе. Я приглашаю фотографа, пусть он сделает фотографию на памят

Ребята на сегодняшнем занятии мы выяснили, что семья для каждого человека это опора,  поддержка. Наша семья – это дорогие и любимые нашему сердцу люди – мамы, папы, бабушки, дедушки, тёти и дяди, сёстры и братья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе " Моя семья"

Конспект выполнила воспитатель старшей группы Калининского района города Санкт-Петербург детский сад №12....

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект ООД по развитию речи с детьми старшей группы на тему «Зимушка-зима»

Конспект ООД по развитию речи с детьми  старшей  группы...

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Друга нашел – береги, или как мы с Чебурашкой крокодила Гену из беды выручали!»

Цель. Активизировать имеющиеся знания о дружбе и взаимовыручке.Задачи. Продолжать воспитывать интерес к произведениям Э. Успенского.Формировать умение составлять целое из частей и описывать полученную...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы

В данном занятии стоят следующие задачи:-познакомить детей со свойствами и качествами пенопласта через обследования детей данного материала-продолжать развивать зрительное восприятие и внимание-обогащ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы ДОУ.

Данный материал направлен на развитие связной речи, фонематического слуха. Материал позволяет с лёгкостью решить и много дополнительных знаний о сказке "Три поросёнка", воспитание чувства вз...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...