Требования к заучиванию стихов
консультация по развитию речи на тему

Мирошникова Ирина Ивановна

Требования к заучиванию стихов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_zauchivaniyu_stihov.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методические требования к заучиванию стихов.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей слушать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

В.Г. Белинский обращаясь к педагогам, писал : «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце переполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же как и музыка». Стихи действуют на ребёнка силой и обаянием ритма, мелодики, миром звуков.

Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать, выступление перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребёнок старается лучше запомнить текст.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

-добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;

- учить читать стихи выразительно.

Выразительным называется, такое чтение, которое ясно, отчётливо передаёт мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребёнка придётся переучивать, так как он приобретает привычку читать невыразительно. Текст держит ребёнка в плену, поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительное чтение.

Каковы методические требования к разучиванию стихов?

Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается, или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении таковыми и остаются. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

 Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы. Молчаливым детям нужно предлагать ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать своё имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневной жизни, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Построение занятия по заучиванию стихотворения.

В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе её используются вопросы , напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей, и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, и автора. После такой беседы воспитатель выразительно читает стихотворение без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия его музыкальности, напевности, красоты. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Пауза после чтения даёт детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребёнок находится во власти поэзии.

С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведётся с опорой на текст. В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется. о чём стихотворение понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально - ритмической структуры произведения.

Необходимо также помочь детям понять трудные места, дать возможность ещё раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Чтобы заучить стихотворение, ребёнок должен овладеть приёмами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями. После повторного чтения дети воспроизводят стихотворение. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет не очень удачна.

Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, порисовать на эту же тему, послушать музыку. В последующие дни нужно вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребёнок запомнил текст и умел читать его выразительно.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приёмы, как:

- игровые;

- досказывание детьми рифмующегося слова;

-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идёт от лица коллектива.

На формирование выразительности направлены следующие приёмы:

- образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребёнка, оценка чтения, подсказка нужной интонации;

-напоминание о похожем случае из жизни ребёнка, оживляющее пережитые чувства;

- объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;

- характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.

Консультация  для педагогов в форме презентации....

Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор

При заучивании стихов с детьми - логопатами наиболее эффективно использование метода иллюстраций....

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ЯНВАРЬ".

Использование презентаций во время заучивания с детьми стихов, позволяют делать такие занятия более увлекательными, красочными, интересными....

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ЗИМА".

Одно из стихотворений автора для закрепления знаний детей об окружающем мире: явлениях природы, приметах зимы и зимних месяцев. Содержание стихотворения помогает не только запомнить зимние приметы, но...

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ДЕКАБРЬ".

Использование презентаций во время заучивания  стихов, делают занятия для детей более наглядными, красочными и интересными....

Картотека стихов "Заучивание стихов о весне для детей старшей группы"

Картотека стихотворений адресована родителям для ознакомления и заучивания с детьми поэтических произведений на весеннюю тематику....

Консультация "Требования к заучиванию стихотворений"

Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....