К О Н С П Е К Т НОД обучение чувашскому языку в средней группе : «В гостях у бабушки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Яковлева Нина Юрьевна

цель: воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языка

Задачи:

Образовательные:

Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Домашние животные»:ĕне, сысна, сурăх, йытă, кушак. Введение в лексику новое слово: качака.

Продолжать работу по формированию фонематического слуха, правильного произношения чувашских звуков: ĕ, ă, ÿ по подражанию изолировано, в слогах, словах и фразовой речи; звука ç изолированно, в слогах, в словах в разной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_chuv._yazyk.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

К О Н С П Е К Т

занятия по образовательной области

«Речевое развитие»

обучение чувашскому языку в средней группе

Тема: «В гостях у бабушки»

                                              Провела:

Воспитатель Яковлева Н.Ю.

                                                             Дата проведения:

                                                          март 2017

г. Новочебоксарск. 2017 г

цель: воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языка

Задачи:

Образовательные:

Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Домашние животные»:ĕне, сысна, сурăх, йытă, кушак. Введение в лексику новое слово: качака. 

Продолжать работу по формированию фонематического слуха, правильного произношения чувашских звуков: ĕ, ă, ÿ по подражанию изолировано, в слогах, словах и фразовой речи; звука ç изолированно, в слогах, в словах в разной позиции.

Формирование правильного словопроизношения и словесного ударения. Усвоение выпросительных слов: кам? мĕн?

Обогащение словарного запаса словами, обозначающими существительные (животные), признак предмета (пысăк-пĕчĕк; шурă), глаголами (тăрать), словами привествиями.  Формировать умение аудирования выпросительных слов: мĕн тăвать? и отвечать на них. Формировать умение и навыки понимания выпросительного слова мĕнле? и ответа на него. Закреплять умения строить предложения из знакомых конструкций, включая новое слово.

Развивающие:

Развивать умение понимать речь воспитателя и сверстников на чувашском языке; адекватно реагировать на ситуативные высказывания воспитателя на чувашском языке. Развивать диалогические умения: понять реплику, реагировать, начинать разговор.

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к изучению чувашского языка. Воспитывать положительное отношение к животному миру.

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная и игровая деятельность)
  • Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
  • Речевое развитие

Физическое развитие (Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная и игровая деятельность)
  • Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, двигательная пауза)

Предшествующая работа:

  1. введение чувашских слов по лексическим темам: игрушки, зима, животные.
  2. Занятия по познавательному развитию «Дикие и домашние животные
  3. Чтение художественной литературы
  4. Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Животные»

Изучение литературы:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Вапсильевой. Москва-Синтез. 2015
  • Программа образования ребенка-дошкольника. Л.В. Кузнецова. Чебоксары,2006г.
  • С.Г. Михайлова.Учимся говорить по-чувашски. Чебоксары. 2008

Материал, оборудование:

-мультимидийная установка

- картинки с изображением домашних животных

Организация  деятельности:

  • По подгруппам
  • Зоны деятельности, все пространство группы

Методические приемы по ходу деятельности:

1часть:

1.Сюрпризный момент: Приветствие бабушки на чувашском языке

2.Игровая мотивация: В гости к бабушке

2 часть:

3.Игрвой прием: Едем на автобусе

4.Аудирование стихотворение «Автобус»

5.Просмотр слайдов,  картинок повторение слов по теме домашние животные

6. Фонетическое упражнение «Я начну, а ты продолжи»

7.Введение нового слова: коза

8.Знакомство с стихотворением  П.Ялкир «Качака таки»

9. Хороводная игра  «Качака»

3 часть:

10.Игровой прием (просмотр слайда) Бабушка благодарит на чувашском языке

11. Подарок для детей  раскраски «Домашние животные»

12. Игровой прием: возвращаемся на автобусе. Аудирование стихотворение «Автобус»

Ход занятия.

Дети проходят в группу. На экране появляется слайд № 2 с изображением бабушки. Приветствует на чувашском язык и приглашает к себе в гости:

Воспитатель переводит.

Воспитатель: Бабушка здоровается с вами: «Здравствуйте, ребята!». Как мы с не поздороваемся: «Ырă кун пултăр, асанне!»

 Она приглашает вас к себе в гости в деревню. Поедем  к бабушке? На чем мы к ней поедем? Я предлагаю вам поехать на автобусе (слайд 3 )

Дети рассаживаются на стульчики, имитирующие автобус. Звучит мелодия. Дети поют песню на чувашском языке «Автобус»

Тÿрĕ тикĕс çулпала

Пĕр автобус вĕçтерет,

Хăйне ирĕк çул пама

Вăл таçтаçанах систерет.

Ту-ту-ту,ту-ту-ту

Таптанатăн вĕт, асту!

Воспитатель: Вот мы и приехали  (слайд 4) Проходите ребята. У бабушке во дворе домашние животные живут (на экране появляется слайд 5).  Ачасем асанне патĕнче мĕнле чĕр чунсем пурăнаççе? Ассане патĕнче камсем пурăнаççе? (Ребята кто же живет у бабушки, какие животные?) (корова, свинья, овца, собака, кошка).

Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку коровы) Ēне. Ēне мĕнле? (пысăк)

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку свиньи) сысна. Сысна мĕнле? (пысăк).

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку овцы) сурăх. Сурăх мĕн тĕслĕ? (шурă тĕслĕ).

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку собаки) йытă.  Йытă мĕн тĕслĕ? (хăмăр тĕслĕ).

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку кошки) кушак. Кушак мĕнле? Кушак пысăк е  пĕчĕк? (кушак  пĕчĕк).

/Хоровое и индивидуальное повторение/

Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель:  Давайте поиграем?  Игра называется «Я начну – а ты продолжи»

Например:  ăк- ăк- ăк -   (вы заканчиваете ) ку  курăк.

                    ăх- ăх - ăх  - ку чăх

                    тă-тă- тă – ку йытă

                    ак –ак-ак – ку кушак

                     на-на-на – ку сысна

                     ăх-ăх-ăх – ку сурăх

Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Бабушка купила недавно себе козу. (слайд № 7). На чувашском языке -  коза  - качака /Хоровое и индивидуальное повторение/

Воспитатель: Ку мĕн? (качака ). Качака пысăк е пĕчĕк? (качака пĕчĕк). Качака мĕн тĕслĕ? (хăмăр тĕслĕ). Качака  мĕн тăвать? (качака тăрăть) /Хоровое и индивидуальное повторение/

Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята вспомним и расскажем стихотворение про козу.

 П. Ялкир. « Качаки таки»

                        Качака таки пур манн,

                        Âна  эпĕ хам пăхатăп

                        Çухалсан вăл ăнсăртран

                        Курăк хушшинче шыратăп.

Воспитатель: Козочка хочет с вами поиграть. Игра «Качака» (слайд 8 )

/ Дети становятся в круг, один ребенок остается в середине круга – он берет на себя роль козы. Дети водят хоровод со словами:

                         Кача ура качака

                         Икĕ вăрăм  мăйрака

                         Ачасене хăвалать

                         Ме-ке-кек  тесе калать.

/После этих слов коза выбирает и сажает на стульчик одного ребенка. Игра проводится 2- 3 раза/

На экране появляется слайд № 9 с изображением бабушки. Благодарит детей на чувашском языке и прощается.

Бабушка:  Маттур ачасем!  

Бабушка:   Тавтапуç ачасем!      Дети : Тавтапуç асанне!

Бабушка: Эпĕ сире вали парне хатĕрлерĕм.   Дети: Тавтапуç асанне!

Бабушка: Сывă  пулăр ачасем!    Дети: Сывă  пул асанне!

Воспитатель: нам пора возвращать в группу. Доедем мы назад в детский сад на автобусе.

/Дети рассаживаются на стульчики. Поют песню «Автобус»/ Слайд 10

Тÿрĕ тикĕс çулпала

Пĕр автобус вĕçтерет,

Хăйне ирĕк çул пама

Вăл таçтаçанах систерет.

Ту-ту-ту,ту-ту-ту

Таптанатăн вĕт, асту!

Воспитатель: Вот мы доехали в детский сад. Маттур ачасем!

Итог:  Ребята, где мы с  вами были? Кто  живет у бабушки? (Ассане патĕнче камсем пурăнаççе?) Дети повторяют слова на чувашском (ĕне, сысна, сурăх, йытă, кушак).  Какое домашнее животное купила бабушка? (качака). Мы еще съездим к бабушке?

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей средней группы «В гости к бабушке Арине»

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Конспект занятия в средней группе "В гостях у бабушки"

Увлекательное путешествие детей  в дереню.С применением разных форм фольклора (потешки, закличка, мирилка, колыбельная, считалка)...

Конспект открытого занятия в средней группе "В гости к бабушке Марусе"

Интересное занятие по хореографии, разработанное мною для детей средней группы....

Чувашское развлечение для средней группы "В гости к бабушке - Асанне патĕнче хăнара"

В нашей Чувашской республике в апреле каждого года проходит месячник Чувашской культуры. Дети приобщаются к чувашскому языку, к культуре и традициям родного края. В детском саду начиная со средней гру...

Конспект НОД по обучению чувашскому языку в средней группе «Асанне патĕнче хăнара»

НОД по обучению чувашскому языку в средней группе «Асанне патĕнче хăнара»...