Информация об опыте работы
статья по развитию речи на тему

Информация об опыте работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_ob_opyte_raboty.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Хавалкина Любовь Леонидовна, работаю в МБДОУ ДС №13 «Родничок» воспитателем. Трудовой стаж составляет 36 лет. В данном учреждении работаю 11 лет. В 1978г. окончила Полтавский государственный институт по специальности «Учитель русского языка и литературы». Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю речевому развитию и коммуникативной компетентности дошкольников.

Считаю очень важным подготовить дошкольников, владеющих речью как средством общения и культуры, способных творчески мыслить.

Современный дошкольник должен уметь строить общение с разными людьми, проявлять субъективную позицию, осознавать своё социальное положение в детском сообществе и во взрослом окружении.

В педагогической деятельности руководствуюсь положением К.И. Чуковского «Каждый ребёнок в своё время есть натуральный гений».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Проблема развития речи востребована всегда, и сейчас она злободневна. В то время как развивается наука, компьютеризация входит во многие сферы, родной язык начинает терять свою самобытность, яркость, эмоциональность. Язык компьютеров грамматически правильный, но лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставим своим детям? А ведь именно им творить и строить будущее. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Часто общаясь с человеком, именно по содержанию его речи, по грамотности этой речи мы судим о культуре собеседника, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства не совершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Могут ли детский сад, педагог активно повлиять на развитие речи детей? Могут, и практика это доказывает. Поэтому на протяжении последних лет веду систематическую целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития речевых способностей каждого ребенка в игровой деятельности. Работая в данном направлении, использую современный личностно – ориентированный подход, признающий ценность индивидуальности ребенка. Я помню основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий деятельности, жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить тогда, когда не боится неправильных решений, зная, что это – ступенька к новому.

 Целью педагогической работы ставлю овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей дошкольников, оказание им помощи в формировании качественной стороны речи в процессе детской деятельности. Педагогика наших дней – и это подчеркивается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования – ориентирует на социализацию и индивидуализацию развития личности дошкольника. Образовательное содержание программы дошкольного учреждения, в том числе и речевое развитие, становится условием и средством процесса поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Иными словами, развитие речи есть условие и средство вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытие и презентация своего «Я» социуму. Это основной ориентир для педагога в преломлении программы речевого развития в соответствии со Стандартом.

Противоречие между заявкой современного образования в области развития речи и уровнем речевого развития дошкольников натолкнуло на проблему для дальнейшей работы:  как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью развития связной речи в развитии гармонической личности дошкольника сделать процесс формирования речевых навыков более доступным, эффективным, успешным, отвечающим требованиям практики? Как повысить личную компетентность и успешность в обучении и развитии речевых способностей дошкольников? Согласно ФГОС ДО, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры». В свою очередь, школа требует от современного дошкольника высокого уровня коммуникативной компетентности, которая проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой.

С другой стороны, анализ речевых способностей старших дошкольников показал их недостаточный уровень: у большинства детей словарный запас беден, они затрудняются в точном соотнесении слова с предметом, в речи отсутствуют прилагательные сравнительной и превосходной степени, имеются ошибки в использовании слов, обозначающих родовые понятия, не владеют способом образования существительных, притяжательных прилагательных, в речи отсутствуют средства выразительности, дети  затрудняются в самостоятельном пересказе, составлении различных видов рассказа. У детей нет мотивации к творческим заданиям, нет любимых произведений.

ИНФОРМАЦИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ РАБОТЫ

 С учетом теоретической и практической значимости проблемы развития речи была определена тема работы: «Путешествие в Страну Правильной Речи». Особое место в работе отводится словесным играм. Дошкольное детство принадлежит игре. Именно игра пробуждает у ребенка интерес к занятиям, увлекает их и превращает зачастую трудную деятельность в самое любимое дело.

 Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с установленной

ФГОС ДО системой норм овладения детьми ключевыми компетентностями в условиях детского сада в области речевого развития.  

Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников связной речи очень часто строится на подражательной основе, преобладают в  методике репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчуждены от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач, от оценки результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.

Тем не менее, развивающее обучение ставит своей целью не только формирование знаний, умений и навыков, а и развитие личности ребенка. Коммуникативная компетентность дошкольника в новых условиях учитывает субъектные свойства речи, определяющие речевое поведение личности (выбор речевых тактик в коммуникации). Многолетняя практика подсказывает еще один тезис: добиться успеха педагог сможет только в тесном сотрудничестве с родителями.

Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребёнка, имеет колоссальное значение для всей последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка и её влияние на его развитие велико. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Несмотря на занятость родителям необходимо как можно чаще общаться с ребёнком.

 В тоже время, опрос родителей показал, что интерес родителей к проблемам речевого развития можно повысить только через активные формы работы, пользующиеся популярностью: творческие гостиные, деловые игры, викторины и др.

Таким образом, существует противоречие, между необходимостью свободного владения старшего дошкольника языком на уровне устной речи и отсутствием мотивации деятельности, между необходимостью родительского участия в речевом развитии детей и отсутствия у них интереса к данной теме.

Кроме того, необходимо было выяснить, какие современные педагогические технологии, методы и формы должны быть применены для успешной работы с дошкольниками в направлении повышения качества речевого развития детей с учетом индивидуальных способностей каждого.  

Выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании мною такой системы работы в группе, которая бы наиболее результативно способствовала развитию качества детской речи.

Методами сбора информации для создания работы являлись: изучение научно – педагогической литературы, наблюдение, детская игровая деятельность, беседы, мониторинг, анкетирование.

Новизна и оригинальность идеи заключается в систематизировании игр и игровых образовательных ситуаций развивающего характера, охватывающих разные стороны речевого развития: лексическую, грамматическую, развитие связной речи, а также детское речевое творчество на каждом возрастном этапе развития старшего дошкольника. Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игры – забавы через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности.

Систематизация накопленного теоретического и практического опыта речевой деятельности в системе работы всего педагогического коллектива ДОУ направлена на полноценную реализацию воспитательного и развивающегося потенциала многоаспектной работы с детьми.

Опыт работы раскрывает значение игры для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Фундамент теории игры заложен в исследованиях ученых Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман – Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой,  Д.В. Менджерицкой,  Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой. Понимание исторической формы игры (а не биологической) нашло отражение в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение общественной и трудовой деятельности взрослых людей. Большое внимание на содержание и методы работы (в том числе и игровые) по развитию речи оказала деятельность Е.И. Тихеевой. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Необходимо к игре приобщать. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в игру, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Таким образом, тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность способствует плодотворности решению речевых задач.

Основным направлением моей работы является определение роли игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Цель – создать условия для развития у дошкольников речевой активности, развития речевых и коммуникативных умений. Для достижения цели были поставлены задачи:

- обеспечить проявление познавательной активности дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками;

- способствовать инициативности и самостоятельности в речевой деятельности;

- развивать навыки диалогической и монологической речи;

- побуждать дошкольников к проявлению творческих способностей;

- активизировать ценностно – смысловой компонент сознания личности ребёнка.

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его в волевое. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки – матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3 – 7 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка очень часто  считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах.

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2 – 3 месяца школьной жизни – таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать – эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, - говорил Л.С. Выготский, - то дошкольник принимает эту программу в той мере, какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту».

Многолетний опыт показывает, что именно в игре формируется такое важное качество ребёнка – активность.

Да, педагог руководит процессом игры. Но эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка. Одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей», О.Н. Сомкова пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.И. Вергемс, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (данном случае речевом) прямо зависит от степени освоении им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в непосредственно организованной деятельности, но и в процессе ежедневного общения.

Работа по самообразованию рассчитана на 3 года, начата в 2013 году. I этап – диагностико-прогностический (информационно – аналитический). На данном этапе был произведен анализ существующих программ по развитию речи, имеющегося методического обеспечения, предметно – развивающейся среды группы, осуществлялось изучение передового педагогического опыта по теме, подбор диагностических методик.

На I этапе ознакомилась с нормативными документами, проанализировала дошкольные образовательные программы по разделу «Речевое развитие», изучала передовой педагогический опыт по теме, познакомилась с диагностическими методиками.

У истоков развития современной педагогики саморазвития, детского творчества, словотворчества стоят замечательные педагоги Сохин Ф.А., Ушакова О.С.  Работа Ушаковой О. С. «Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи» - М.: 1996.

раскрывает комплексный подход в системе работы по развитию детского речевого творчества. Главный принцип разработанной         методики Ушаковой О.С. – взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях.

Интересна работа Арушановой А.Г. «Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей» - М.:  Мозаика – Синтез, 2005.

В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». Основное внимание в пособии уделяется обучению диалогическому общению, которое осуществляется в форме сценариев активизирующих общение. Автор выделяет две проблемы речевого развития детей: речетворчество и диалог, как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности.

Арушанова А.Г. в сценариях использует приём инсценировки вместо прямого стереотипного задания пересказать сказку или рассказ. Игровой момент создаёт естественную мотивацию для запоминания и многократного восприятия текста без учебной установки на пересказ. Апробация игр парами по методике Арушановой А.Г. подтвердила целесообразность и эффективность этой работы для решения задач языкового и коммуникативного развития дошкольников.

Пособие Лебедевой Л.В., Козиной И.В., Кулаковой Т.В. и др. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. М. Центр педагогического образования, 2008 год» предлагает систему занятий по обучению детей пересказу на основе высокохудожественной природоведческой литературы. Эта система эффективна, практически значима, применяется многими педагогами.

Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Авторы предлагают адаптированные художественные тексты повышенной нравственной окраски.

Популярное пособие для родителей и педагогов «Речь и общение. Ярославль. Академия развития. 1998» Белобрыкиной О.А. содержит практические советы, занимательные упражнения, элементы фольклора, включенные в дидактические и интеллектуальные игры. Книга помогает сделать целенаправленное развивающее общение с ребенком радостным и интересным.

«Методика развития речи и обучения родному языку» Алексеевой М.М., Яшиной В.И. знакомит с основными понятиями, особенностями развития разных сторон детской речи. Авторы раскрывают задачи, содержание и методику работы в возрастных группах детского сада.

Особый интерес представляет работа О.С. Сомковой «Образовательная область. «Коммуникация»». Как работать по программе «Детство». С – П. Детство – Пресс, 2012 год. В пособии представлены содержание и педагогические технологии организации образовательного процесса в ДОУ по образовательной области «Речевое развитие». Автор предлагает образцы диагностических тетрадей для оценки речевого развития детей дошкольного возраста.

Авторская программа Шороховой О.А. «Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» представляет систему развития языковой личности. Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности стала лейтмотивом данного пособия, игры и занятия которого основаны на сказкотерапии.

Работа Иванищевой О.Н. «Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. – В.: Учитель, 2013» предлагает для воспитателей – практиков образовательные ситуации, комплексные речевые занятия с детьми по развитию монологической речи. Эти занятия удачно интегрируют образовательные области в соответствие с Федеральными государственными стандартами и Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и др.

Автор делится интересными материалами и приёмами в процессе обучения детей связной речи: мотивацией детской деятельности, играми тренировочного характера, созданием установок, развивающими играми в конце занятия. Занятия разработаны с учётом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут  и поддержание интереса на всём его протяжении – залог успешного результата деятельности всех её участников.

На I этапе работы мною была также проанализирована предметно – развивающая среда группы. Было установлено, что в наличии у педагогов имеется определённый запас практического материала, но он не систематизирован по возрастным особенностям дошкольников. Также было выявлено отсутствие наглядного дидактического материала. В связи с этим групповая ячейка пополнилась приобретёнными настольно – печатными играми («По дорожке слов», «Слоги, слова, фигуры», «Разгадай головоломку»), изготовлены дидактические пособия по артикуляционной гимнастике, игры по звуковой культуре речи. Мною была составлена картотека игр на развитие словаря. Ведущим содержанием словарных игр с детьми старшего дошкольного возраста считаю освоение детьми осознанного  использования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Эти задачи решаются в играх «Кому нужна вода, а кому полянка», «Чей след?», «Идём в гости к Мудрой Сове», «Небо. Земля. Вода», «Удивительные превращения».

Дети овладевают операцией деления освоенных понятий на группы (транспорт – пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т .д.).

На II, основном, этапе было определено содержание и формы работы с воспитанниками ДОУ, родителями, педагогами. Составлен перспективный план работы с детьми в возрасте от 4 до 5 лет и 5 – 7 лет на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и др. проведена работа по коррекции предметно – развивающей среды, разрабатывались конспекты непосредственно образовательной деятельности, мероприятий, досугов. Начата реализация дидактических игр, игровых образовательных ситуаций для детей 4-5 лет, велась работа по созданию картотеки речевых игр, по изготовлению дидактических пособий (карт Проппа).

На III заключительном этапе будет реализовываться перспективный план. Теоретическая значимость заключается в выявлении сущности, содержания, способов развития речи детей дошкольного возраста в условиях игры.

Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании разнообразных игр и игровых ситуаций для развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Третий этап – это выявление динамики развития речи у старших дошкольников. На этом этапе запланированы анализ и диагностика уровня речевых способностей дошкольников.

Особенность перспективного плана – наличие ряда интересных и перспективных форм, методов и приемов детской деятельности: применение метода сказкотерапии, использование опорных схем при пересказе, внедрение карт Проппа  в речевой творческой деятельности, рассказывании от лица сказочного персонажа, игры – перевёртыши, игры с телефоном, моделирование сюжета.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

Цель работы по самообразованию – развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Основные задачи работы: поддержание устойчивого интереса у старших дошкольников к речевой игровой деятельности, овладение умением пересказа, развитие содержательности и связности речи, формирование элементарных речевых творческих способностей дошкольников, воспитание личностных качеств посредством речевой игровой деятельности; привлечение родителей  к совместной деятельности с детьми по формированию инициативности и самостоятельности в речевом общении дошкольников.

Главные направления работы:

- содержательность и связность речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.

Работа по данной теме осуществляется по четырем направлениям: работа с детьми, с родителями, педагогами и работа по организации предметно – развивающей среды.  

С целью обеспечения прочных знаний детей привлекаю в образовательный процесс родителей и педагогов. Перспективное планирование деятельности дошкольников представлено играми, охватывающими все стороны речевой образовательной деятельности.

Речевые игры на обогащение словарного запаса самые востребованные, особенно дети любят играть в игры «Кто знает, дальше продолжает», «Что бывает красным?», «Расскажи по картинке», «Узнай по описанию», «Каким бывает день?», «Свойства предметов». Эти игры расширяют словарный запас, активизируют в речи прилагательные, глаголы, наречия, тренируют образное мышление.

Игры гостевого этикета, взаимодействия в общественных местах («Кафе», «Цветочный магазин», «Звонок в службу такси»,  «Интервью») нацелены на овладение коммуникативными навыками, умение поддерживать диалог, в то же время они расширяют социальную ориентированность дошкольника.

Игры – импровизации, игры – перевоплощения («Если бы я был облачком», «Я – грибочек»), мини – этюды, познавательно – этические ситуации («Какими должны быть мальчики и девочки», «Если ты потерялся на рынке») нацелены научить детей выделять, анализировать и оценивать поведение на основе эталонов и образцов, представленных в культуре. Они воспитывают эмпатию, дают ростки творческому мышлению.

Игры – фантазии «Если бы я стал выше дома», «Хитрая лиса», «Один день из моей жизни» способствуют овладению умением моделирования сказочного сюжета, развивают воображение, обогащают эмоциональную сферу и творческий потенциал ребёнка. Образовательные ситуации по пересказу литературного текста (по рассказам Г. Скребицкого, В. Бианки, Н. Сладкова, С. Снегирёва) способствуют формированию связной речи. Использование моделирования, эмпатии в этих ситуациях позволяет отойти от традиционных форм обучения, строящихся на подражательной основе с преобладающими репродуктивными приёмами руководства.

Особого внимания заслуживают игры и игровые приёмы по сказкам. Ведь цель сказки, по словам К.И. Чуковского, – воспитать в ребёнке человечность. Дошкольники 6 – 7  лет будут овладевать умением модифицировать (изменять) сказку, сочинять начало или конец сказочной ситуации.

В результате реализации плана работы создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Развивающие игры, творческие упражнения – как правило, модель действительности, способствующие развитию качеств личности ребенка: самостоятельности, инициативности, креативности; умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.),  приобретенные в играх, ребенок может применить в любой учебной и жизненной ситуации.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что игра и общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.

Работа над темой предоставила детям возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.  

На третьем этапе запланировано обучение дидактическим играм по обучению сочинению загадок, рассказов из личного опыта, пересказу текста  по опорным схемам, моделирования сказок по картам Проппа.

Моя работа нацелена на формирование у ребёнка умения управлять процессом творчества: фантазирования, понимания закономерностей, решения сложных проблемных ситуаций. Творческие игры дают ребёнку радость открытия, самоутверждают его ценность как субъекта, развивают индивидуальность.

В результате реализации плана работы создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Работа в этом году направлена на выявление уровня речевых способностей дошкольников с учетом использования лингвистических игр.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что игра и общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.

Работа над темой предоставила детям возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.  

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

На первых этапах работы путём корректировки детско – родительских отношений удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в жизни детского сада как пассивного потребителя образовательных услуг.

Родители привлечены к участию в совместной детско – взрослой деятельности, что помогает найти общие интересы и, надеюсь, станет в дальнейшем основой семейного общения. Родители участвовали в заседании круглого стола по вопросам речевого развития, в фотовыставке «Разговорчивые игры».

В процессе подготовки непосредственно образовательной деятельности по теме «Моя семья» родителям пришлось расстаться со стереотипом взглядов на совместную деятельность педагога и родителей в речевом развитии дошкольников. Этому способствовали беседы в кругу семьи о профессиях родителей, рассматривание семейных альбомов, совместные игры по речетворчеству, «Рифмовки», «Кто у нас любимый?», «Как у нашей бабушки». Особо запомнилось родителям участие в фотоколлаже «Самые лучшие на свете впечатления о лете», в котором родители оказали помощь педагогам в подготовке детских рассказов из личного опыта.

Одна из задач моей работы с родителями на первом этапе во вопросе речевого развития дошкольников была выработка чётко оформившегося образовательного запроса: что я хочу для развития своего ребёнка и себя как родителя. В связи с этим для удовлетворения образовательных запросов запланированы различные формы работы с семьёй: семейный час «Удивительный мир слов», фотообзор «Это надо видеть», деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой», семейная гостиная «Каковы встречи, таковы и речи» и др.

В процессе совместной деятельности необходимо опираться на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребёнка, умения замечать, как изменения собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребёнка.

Одной из важных задач в работе с родителями по речевому развитию остаётся по – прежнему создание условий в семье для поддерживания устойчивого интереса ребёнка к художественной литературе. С этой целью в информационном уголке их вниманию предлагается различный материал по пропаганде культуры речи и общения.

Развивая педагогическую компетентность родителей педагогу необходимо поддерживать готовность родителей к обмену опытом.

На третьем этапе работы по теме самообразования запланировано освоить совместные детско – взрослые игровые приёмы: речевые упражнения «Приятные слова», рассказы – описания «Семейные путешествия», игры – диалоги «Телефонные разговоры».

Таким образом, сотрудничество с семьёй, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса смогли перейти к позиции инициаторов и активных участников показало эффективность, нацелило на развитие педагогической рефлексии, на определение перспектив совместного с семьёй речевого развития дошкольников.

ВЫВОД

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по теме самообразования по первым двум этапам прошла плодотворно и показала, что различные формы работы, в том числе и лингвистические игры, ресурсны в плане развития связной речи, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно – игровую задачу, выступая помощником по отношению к кому – то;

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, поддерживает проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Результатом работы стали показатели развития речевых умений дошкольников: заметно вырос словарный запас, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться в процессе общения, ведут деловой диалог со  взрослыми и сверстниками, задают вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях жизни. Участвуют в разгадывании загадок и ребусов, предлагают словесные игры, могут написать своё имя печатными буквами, проявляют интерес к речевому творчеству, к художественной литературе.

Игровая деятельность помогает взаимодействовать. Ребёнок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Все эти качества нужны в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Работу по речевому развитию можно представить в виде дерева, корни которого глубоко уходят в «игру», а ветви – это различные методы и приёмы, при помощи которых достигается необходимый результат.

Дерево под названьем «связная речь» - лишь одно из многочисленных деревьев на аллее, по которой мы идём на протяжении всего обучения в детском саду.

       

         

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в...

Информация из опыта работы: «Система работы по художественному творчеству в младшей группе»

Информация из опыта работы: «Система работы по художественному творчеству в младшей группе»...

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Материал поможет воспитателям организовать работу с детьми с развивающей игрой "Блоки Дьенеша"...

Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".

quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....

Информация из опыта работы «Совершенствование форм работы с детьми по внедрению в образовательную деятельность современных инновационных педагогических технологий по финансовой грамотности»

Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующей тенденциям времени, познавательным потр...