Проект "В мире потешек"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Чумакова Елена Станиславовна

Проект "В мире потешек" для детей второй группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_poteshek.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по развитию речи детей средствами устного народного творчества

«В мире потешек»

Подготовила Чумакова Е.С.

п. Тазовский

2016 г.

Проект

по развитию речи детей средствами устного народного творчества

«В мире потешек»

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

Актуальность: 

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. 

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

ПРОБЛЕМА

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

Гипотеза:

Если использовать устное народное творчество в различных видах деятельности с детьми, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей.

Цель проекта: 

развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Формировать восприятие звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка и малых форм фольклора.

2. Способствовать путем знакомства с фольклорными произведениями развитию слухового внимания, артикуляционного и слухового аппарата, пополнению и обогащению словарного запаса, развитию самостоятельной речи младших дошкольников.

3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, формировать способность к пониманию содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитывать положительное отношение к различным видам деятельности на основе элементов устного народного творчества.

5. Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы.

Методы и формы пpоекта:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Обогащается социальный быт дошкольников, расширяется их кругозор;
  • Повышается интерес к устному народному творчеству;
  • Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Воспитываются эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
  • Формируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
  • У родителей формируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка.

Этапы и сроки реализации:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

План реализации проекта:

  1. Подготовительный этап 

Работа педагога:

  • постановка целей и задач;
  • подбор литературы и материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме проекта.

Работа с детьми:

  • рассматривание книг, иллюстраций.

Работа с родителями:

  • информирование о предстоящем проекте;

2. Основной этап 

Работа педагога:

  • изучение литературы по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»;
  • создание картотеки «Потешки в работе с детьми»;
  • создание книжки-раскладушки для родителей «Потешки в жизни нашей группы»;
  • рассказывание детям сказок с использованием кукольного театра;
  • оснащение предметно-развивающей среды;
  • изготовление настольных печатных дидактических игр.

Работа с детьми:

  • знакомство с потешками;
  • рассматривание книг с потешками, беседы по иллюстрациям;
  • использование потешек в режимных моментах и различных видах деятельности;
  • пальчиковые игры, игры-имитации, на основе потешек для детей;
  • проговаривание потешек;
  • дидактические игры по потешкам;
  • чтение детям русских народных загадок, пестушек, колыбельных, прибауток, считалок;
  • художественно-творческая деятельность (лепка, рисование);
  • обыгрывание знакомых  потешек.

Работа с родителями:

  • создание раздела в уголке для родителей папки «Прочитаем с детьми»;
  • консультации для родителей: «Читаем детям», «Роль устного народного творчества в развитии речи детей», «Поиграйте с детьми»«Как читать детям сказки»;
  • демонстрация родителям книжки-раскладушки «Потешки в жизни нашей группы»;
  • совместная деятельность педагога, родителей и детей по рассказыванию и обыгрыванию русских народных потешек.

3. Заключительный этап 

  • самоанализ, отчет по проекту;
  • презентация для педагогов.

Результативность

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речиРазвивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план использования потешек в первой младшей группе

Для установления эмоционального контакта большое значение имеют потешки, прибаутки, песенки.  в перспетивном плане по использованию потешек учтены все разделы программы, режимные моменты рекоменд...

Картотека потешек и пестушек

Использование данного материала поможет в развитие детей раннего возраста...

подборка стихов и потешек к режимным моментам для малышей

Здесь подобраны стишки  к режимным моментам: умывание, расчесывание, одеванию, к завтраку обеду и.т.д.  Эти стишки развивают интерес  детей к действиям, да еще развивают  память и ...

Картотека потешек

Картотека для групп раннего возраста...

Роль потешек в развитии детей. Картотека потешек.

Развитие детей через потешки. Картотека потешек для режимных моментов....

Роль потешек в развитии детей. Картотека потешек.

Целенаправленное и систематическое использование потешек позволяет заложить фундамент психологического благополучия малыша, определяющий успешность его общего развития....