Использование игр в развитии фонематического слуха
статья по развитию речи по теме

Яруллина Гузэл Наиловна

Использование игр в развитии фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68»

Выступление на региональном семинаре на тему «Использование игр в развитии фонематического слуха.

Использование игр для  развития фонематического слуха»

                                    Составила:

                                                                   воспитатель логопедической

                                                         группы №12  Яруллина

                                            Гузэл Наиловна

                                      г.Нижнекамска 2013 год.

Использование игр в развитии фонематического слуха.

   Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи является основой основ. При несформированности этой способности ребёнок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при из звуковом воспроизведении и буквенной записи.  Полагаем, проблемы, к которым это может привести в более старшем возрасте, вполне очевидны: сложности обучению чтению и письму и проблемы с обучением вообще.

   Именно поэтому развитию фонематического слуха уделяется такое серьёзное значение не только логопедами, но и педагогами.

   Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он определяет точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

   

   

На современном этапе нарушение фонематических процессов у дошкольников рассматривается как нарушение фонетической и фонематической стороны речи. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Звуковой анализ и синтез слов вызывает у детей наибольшие трудности, особенно в добуквенный период. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие какого либо звука в слове, сосчитать количество и определить их последовательность в слове.   Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи.  А, как известно, от качества речи ребенка зависит успешность его обучения в школе.  Поэтому в своей работе мы  уделяем большое внимания  формированию фонематического восприятия у детей.

 После  выявления степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности совместно  с логопедом  анализируем особенности речевого развития детей.  Выбираем типовую программу и варианты ее реализации с учетом возможностей детей.  Речевой материал  соотноситься с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития детей.  В течение учебного года проводятся  занятия, как  логопедом, так и воспитателем.

Для закрепления пройденного материала, каждый день  применяются  игры на развитие звукопроизношения у детей. Что повышает мотивационно-занимательную сторону обучения, использование игр предоставляет возможность применения индивидуальной и дифференцированной форм работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала. Практическая значимость подобных игровых упражнений по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа заключается в повышении эффективности коррекционного воздействия, улучшении качества результатов работы, что имеет большое значение для социальной реализации и адаптации детей с речевыми нарушениями.

В процессе индивидуальной коррекционной работы   выбираются разные по уровню сложности упражнения, в соответствии с речевым нарушением данного ребенка.

Игры для детей старшего возраста:

  1. « Где звук?», самодельная игра.

Цель:  Определить место звуков в слове.

Ход:  Можно играть как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. Раздаются карточки ребенок, обдумав ответ, кладет квадратик на свое место. Воспитатель анализирует правильность выполнения задания.

  1. «Слоги», самодельная игра.

Цель: определение количества слогов в слове.

Ход: Ребенок определяет количество слогов в слове и кладет на карточку, соответствующую цифру. Воспитатель дает оценку.

  1. «Стану отличником», фабричная игра.

Цель: закрепить умение детей различать буквы.

Ход: Вариантов игры очень много, на данном этапе, предлагаю ребенку найти лишнею букву и продолжить ряд.

  1.  «Звонкий, глухой», фабричная игра.

Цель: закрепить умение детей различать звонкие и глухие звуки.

Ход: Ребенку дается большая карточка, он берет маленькую карточку, определяет, какай звук, находится в начале слова и решает , подходит она или нет. Если подходит, то кладет на большую карточку.

Игры для детей подготовительной группы:  5. «Читаем сами», 6. «Составляем слова»,7. «Найди название»,8. «Найди предложение», 9.«Ребус», 10.«Буквоежка»,11. «Забавные ребусы», 12. «Расшифруй слова».

По истечении времени осознаешь, что проведенная работа,  явилась удачным вариантом закрепления навыков звукового анализа, полученных на логопедических занятиях.  А совместная заинтересованная работа логопеда, воспитателя и ребенка, значительно повысила эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми  дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Конечно, постоянно требовалось введение добавочных стимуляций, поощрений, чтоб достичь нужного результата.

Освоив звуковой анализ различных слов, дети стали быстрее автоматизировать звуки, улучшились дифференциация смешанных звуков. Они стали лучше контролировать свое произношение в спонтанной речи.

Сформированность фонематического восприятия ребёнка – это залог чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, лёгкости овладения грамматическим строем, гарантия успешного освоения письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование игр для развития фонематического слуха"

Консультация логопеда для родителей "Использование игр для развития фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста"...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация для родителей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

Консультация для родителей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ.В презентации раскрывается понятие - фонеметический слух, его важность в развитии речи ребёнка,приведены методик...

Использование перфокарт в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать  игровые приемы логопедических упражнений с прменением игровых тренажеров, а именно перфокарт....

Использование ИКТ в развитии фонематического слуха.

Если в образовательном процессе по развитию фонематического слуха сочетать как традиционные, так и инновационные (ИКТ) средства коррекционного обучения - то это ускорит процесс развития фонематическог...